Психология педагогических способностей, динамика их развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение педагогических способностей, анализ их структуры и развития. Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в курсовой работе: раскрыть понятие педагогических способностей, проанализировать их структуру и исследовать динамику развития педагогических способностей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение и классификация способностей 5
1.1 Понятие способностей 5
1.2 Классификация способностей 8
Глава 2. Специальные педагогические способности, определение, структура и динамика их развития
12
2.1 Определение педагогических способностей 12
2.2 Структура педагогических способностей 16
2.3 Динамика развития педагогических способностей 21
Заключение 28
Библиографический список 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 55.85 Кб (Скачать)

1. Гностические способности  к исследованию объекта, процессов  и результатов собственной деятельности  и способам ее перестройки  на основе этого знания.

2. Проектировочные способности  к способам проектирования, отбору  и распределению заданий-задач  в расчете на формирование  искомых качеств в личности  ученика, знаний, навыков, умений»  необходимых в его дальнейшей  деятельности.

3. Конструктивные способности  к способам композиционного построения  занятий, которые бы вызвали  у учащихся интеллектуальный, эмоциональный  и практический отклик.

4. Коммуникативные способности  установления с учащимися и  развития педагогически целесообразных  взаимоотношений на основе завоевания  у них авторитета и доверия.

5. Организаторские способности  — способности включения учащихся  в различные виды деятельности, превращения коллектива в инструмент  воспитательного воздействия на  каждую отдельную личность, побуждения  к самовоспитанию, самообразованию,. саморазвитию.

Проективные педагогические способности, в свою очередь, «обеспечиваются» способностью к идентификации, то есть отождествлению себя с учащимися  и чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям), хорошей  интуицией, которая является важной характеристикой, творческого мышления, проявляемой в предвосхищении искомого педагогического результата уже  при выборе стратегий воздействия, а также свойствами личности, ее способностью к благотворному внушению.

Известно, что внушение включает в себя различные способы вербального  и невербального эмоционально окрашенного  воздействия на человека с целью  создания у него определенного состояния  или побуждения к определенным действиям. Путем внушения могут быть вызваны  ощущения, представления, эмоциональные  состояния, волевые побуждения; путем  внушения можно оказать воздействие  на соматовегетативные функции.

Механизмы внушения изучены недостаточно. Предполагается, что в основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля воспринимаемой информации.

Внушение — один из методов  педагогического воздействия, которое  может быть благотворным (если оно  направлено на возбуждение фантазии, силы, уверенности в себе, в возможность преодоления возникших препятствий, самоутверждение через труд и преодоление) и разрушительным (если направлено на унижение, расслабление, поддерживает неверие в свои силы и способности или необоснованное самолюбование).

Педагогические способности  обеспечивают накопление плодотворной информации об учащихся, позволяющей  использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование самоконтроля и саморегуляции, обеспечивая тем  самым потребность учащегося  в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая неспособность  проявляется в том, что педагог  нечувствителен к потребностям и  возможностям учащегося, к его самым  сильным сторонам личности, деятельности, системы отношений, способностей. Такой  педагог в процессе обучения не накапливает  плодотворной информации, обеспечивающей «созидающее», внушение.

Именно вследствие специфической  чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению продуктивных моделей достижения искомых  результатов способности человека выступают в качестве важнейшей  предпосылки успешности педагогического  труда.

По уровню результативности деятельности можно судить об уровне способностей.

 

 

2.3 Динамика развития педагогических способностей

 

Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими.

Педагогические цели часто  побуждают к глубоким обобщениям и систематизации материала, более  тщательным формулировкам основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже к порождению гипотез.

Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как  раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные  способы их решения.

Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно  сочетаются действующие нормативы  и эвристически найденные самостоятельно. Творческая индивидуальность педагога — это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя составляет три компонента: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность — стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность — это технология труда, педагогическое общение — его климат и атмосфера, а личность — ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. Они неизмеримо возрастают при неизбежном возникновении рынка молодых специалистов, развития многоуровневого образования, внутригосударственной и международной аккредитации вузов и специалистов.

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных  действий решающего задачи обучения и развития студентов (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых  знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы, проектировочный, связанный с проектированием  целей преподавания курса и путей  их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному  построению содержания курса, форм и  методов проведения занятий; организационный  решает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением  педагогически целесообразных взаимоотношений  между субъектами педагогического  процесса.

Если цели и задачи, содержание, нормы и критерии, предъявляемые  педагогической системой являются внешними объективными составляющими деятельности педагога и ученого, то методы и способы научно-педагогической деятельности носят индивидуально-субъективный характер. Их применение зависит от способностей каждого преподавателя. Хотя профессиональные способности проявляются в деятельности специалиста высшей школы неравномерно, но их принято рассматривать как комплекс — сочетание, а также структуру свойств личности, соотносящихся с определенной деятельностью. Кроме сложных специальных способностей немалую роль играют и элементарные общие способности, такие как наблюдательность, качества речи, мышление, воображение относятся к необходимым в педагогическом труде, если обладающий ими специалист быстро и правильно с их помощью распознает существенные признаки педагогической системы, науки, протекающих в них процессов и оценивает их эффективность с целью управления.

Педагогические способности  обычно включают в структуру рассматриваемых  ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности  могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно; педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для  того же ученого — руководителя лаборатории различны.

К сопутствующим свойствам  личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение  внимания.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию  педагогического труда можно  правильно оценить, лишь определив  уровень творческого отношения  педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу я решению вытекающих из них задач.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло  по пути от простого созерцания к глубокому  познанию действительности и лишь затем  к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и  к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение  о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако не менее  известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего и творческого начала.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

При этом нужно иметь в  силу, что творчество как специфический  вид человеческой деятельности наряду с "новизной" характеризуется  и "прогрессивностью".

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью  создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом  всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а  тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.8

Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется  на основе накопленного им социального  опыта, психолого-педагогических и  предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и  тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С  другой стороны, опыт убеждает, что  творчество приходит только тогда и  только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто  стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и  изучению опыта как отдельных  педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Нередко творческую природу  труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение  обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как  на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий  специальную подготовку педагог  на основе глубокого анализа возникающих  ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения  и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и  способы ее решения.

Область проявления педагогического  творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий: 

временная спрессованность  творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет  больших промежутков времени; 

сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов: 

 отсроченность результата  и необходимость его прогнозирования;  

 атмосфера публичного  выступления; 

необходимость постоянного  соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого  множества типовых и нестандартных  задач, педагог так же, как и  любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами  эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение  замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный  компоненты личности. Тем не менее решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Классификация задач, адекватных формированию такого потенциала личности, целесообразно осуществить, выделив  наиболее яркие черты творческой деятельности. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую  ситуацию, на (явление новых проблем  в знакомых (типичных) ситуациях, (выделение  новых функций методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же будут  способствовать и упражнения в анализе  педагогических фактов и явлений, разложении их на составляющие, выявлении рациональных основ тех или иных решений  и рекомендаций.

Информация о работе Психология педагогических способностей, динамика их развития