Психология организационного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Понятие конфликта…………………………………………………………….….3
Условия, при совпадении которых начинается Конфликт…………….………3
Формы и критерии завершения конфликтов……………………………………3
Причины затухания………………………………………………………….……4
Исходами конфликта могут быть……………………………………………..…4
Условия конструктивного разрешения конфликта…………………………….5
Условия……………………………………………………………………….……5
Переговорный процесс при межличностном конфликте………………………5
Чаще всего встречаются………………………………………………………..…5
Это так называемые простые приемы. Есть и более сложные…………………5
Функции конфликтов…………………………………………………………..…6
Работа состоит из нескольких этапов……………………………………………7
Диагностика организационных конфликтов по модели Л.Гринхелга…………9
Диагностическая модель конфликта (Greenhalgh, 1986)………………………11
Диагностика межгрупповых конфликтов в организации………………..……12
Методы получения информации…………………………………………...……13
Позиционный анализ (А.И.Пригожин)…………………………………….……14
Тест…………………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………17
Список используемых источников………………………………………….……18

Работа содержит 1 файл

Психология организационно конфликта.docx

— 55.73 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

Понятие конфликта…………………………………………………………….….3

Условия, при совпадении которых начинается Конфликт…………….………3

Формы и критерии завершения конфликтов……………………………………3

Причины затухания………………………………………………………….……4

Исходами  конфликта могут быть……………………………………………..…4

Условия конструктивного разрешения конфликта…………………………….5

Условия……………………………………………………………………….……5

Переговорный  процесс при межличностном конфликте………………………5

Чаще  всего встречаются………………………………………………………..…5

Это так  называемые простые приемы. Есть и  более сложные…………………5

Функции конфликтов…………………………………………………………..…6

Работа  состоит из нескольких этапов……………………………………………7

Диагностика организационных конфликтов по модели Л.Гринхелга…………9

Диагностическая модель конфликта (Greenhalgh, 1986)………………………11

Диагностика межгрупповых конфликтов в организации………………..……12

Методы  получения информации…………………………………………...……13

Позиционный анализ (А.И.Пригожин)…………………………………….……14

Тест…………………………………………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………………17

Список  используемых источников………………………………………….……18 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством  и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с  партнерами компании. При таком плотном  общении возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно  понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает  конфликт.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие конфликта

     Наиболее  широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе  конфликты возможны и в неживой  природе.

Другой  подход заключается в понимании  конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или  субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой  людей. Именно такое определение  конфликта дает психологический  словарь.

     Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии  субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

     Необходимыми  и достаточными условиями возникновения  конфликта являются наличие у  субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов  или суждений. А также состояние  противоборства между ними.

Условия, при совпадении которых  начинается Конфликт:

1. один  участник  сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (физически, морально, информационно);

2. второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

3. второй  участник  в связи  с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

     Окончание конфликта  -  прекращение   действий друг против друга.

Формы и критерии завершения конфликтов:

1. Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.

     2.  Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие третья сторона

     3.  Затухание - временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

     Причины затухания:

     • истощение ресурсов обоих сторон

     • потеря мотива к борьбе

     • переориентация мотива

     4. Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

     5. Перерастание в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие

     Исход конфликта - результат борьбы с точки  зрения сторон.

     Исходами  конфликта могут  быть:

     1. устранение одной или обеих сторон

     2. приостановка конфликта

     3. победа одной из сторон

     4. деление объекта конфликта

     5. согласие о правилах совместного использования объекта

     6. равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой

     7. отказ обеих сторон от посягательств

     8. альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон

       Основной критерий разрешенности  конфликта - удовлетворенность сторон  результатом.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Условия конструктивного  разрешения конфликта

     Условия :

     1. прекращение конфликтного взаимодействия

     2. поиск близких или даже общих точек соприкосновения (карта конфликта)

     3. снижение интенсивности негативных эмоций

     4. устранение «образа врага» (у себя). У оппонента: «с небес на землю»

     5. объективный взгляд на проблему

     6. учет статусов друг друга

     7. выбор оптимальной стратегии разрешения 

     Переговорный  процесс при межличностном  конфликте

     В решении межличностного конфликта  очень часто используют манипулятивные приемы, которые нужно знать.

     Чаще  всего встречаются :

     • ссылки на авторитет

     • выдергивание отдельных фраз из контекста

     • уход от темы разговора

     • намеки

     • лесть

     • шутки-высмеивания

     • предсказание ужасных последствий, шантаж

     Это так называемые простые  приемы. Есть и более  сложные:

     • имитация решения проблемы

     • альтернативные формулировки вопросов. Требующие ответа «да» или «нет»

     • сократовские вопросы (техника первого «да»)

     • оттягивание решения и др. 
 
 
 
 
 

Функции конфликтов

Позитивные Негативные
разрядка  напряженности между конфликтующими сторонами  большие эмоциональные, материальные затраты на участие  в конфликте 
получение новой информации об оппоненте  увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата  в коллективе
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом представление о побежденных группах, как о  врагах
стимулирование  к изменениям и развитию чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
снятие  синдрома покорности у подчиненных  после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников 
диагностика возможностей оппонентов сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

     Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует  различать объективные причины  и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени  условно можно представить в  виде нескольких укрепленных групп:

• ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

• различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

• взаимозависимость  заданий неправильное распределение  ответственности;

• плохие коммуникации .

Вместе  с тем объективные причины  только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые  интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью  личности, допустимыми для нее  формами поведения, принятыми в  коллективе социальными нормами  и правилами. Кроме того, участие  индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее  препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед  субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее  будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Выбор способа преодоления препятствий  будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной  устойчивости личности, располагаемых  средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических  воздействий. В результате конфликта  данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу”  индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

В некоторых  случаях восприятие ситуации индивидом  может быть далеким от реального  положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться  исходя из его восприятия, из того, что  ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение  конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что  дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ  оппонента, что дополнительно усложняет  его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно  это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Информация о работе Психология организационного конфликта