Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Общение является одним из предметов социально-психологического исследования.
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
Исследования Г. М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание и механизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общения являются:
-коммуникативная (передача информации в процессе общения);
-интерактивная (т.е. взаимодействие партнеров);
-перцептивные компоненты (восприятие партнерами друг друга).

Работа содержит 1 файл

психология общенеи.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

В последние несколько  десятков лет весьма популярны различные  обучающие технологии общения. Люди все больше осознают, что многие их проблемы связаны с неумением  общаться. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств  связи и многообразных каналов  информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения  и его содержанием, глубиной. Уровни общения определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих  субъектов, их индивидуальными и  личностными характеристиками, особенностями  ситуации, социальным контролем и  многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение  друг к другу.

Общение всегда рассматривалось  как полифункциональный процесс. Вот  далеко не полный перечень функций  общения, которые определены по различным  критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А.Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко) и др.

Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении  о взаимосвязи человека с обществом  и миром в соответствии с простой  моделью отношений: человек - деятельность - общество. Естественно, классификаций  и типологий функций общения  может быть сколько угодно, в зависимости  от выбранного критерия. В данном случае взгляд на функции общения определен  предметом социальной психологии. Важной социально-психологической проблемой  является проблема удовлетворенности  общением. Почему индивид с удовольствием  общается с одним человеком и  стремится избежать контактов с  другим, даже в том случае, когда  ему это необходимо? Чем вызвана  такая всеобщая избирательность  при взаимодействии? Каковы наиболее общие критерии удовлетворенности  общением? Общим интегральным критерием  выступает количество потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другим. Чем большее количество потребностей удовлетворяется, тем более вероятно, что взаимодействие будет поддерживаться и продолжаться. Среди всего многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени.

Существенной задачей  социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых  во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи  и пр.).

 

 

 

 

 

 

Список литературы  

1. Андреева Г.М. Социальная  психология: Учеб. для студентов  вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 373 с. - Библиогр.: с. 370-374 и в конце гл. Имен. указ.: с. 366-369.

2.Андреева Г.М. Принцип  деятельности и исследование  общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.

3. Андреева Г.М., Яноушек  Я. Взаимосвязи общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной  деятельности. М., 1985.

4. Бодалев А.А. Восприятие  и понимание человека человеком.  –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

5. Брудный А.А. К теории  коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические  проблемы социальной психологии. М., 1977.

6. Бодалев А.А. Личность  и общение. М., 1995.

7. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 34ст.

8. Гозман Л.Я. Психология  эмоциональных отношений. М., 1987.

9. Жуков Ю.М. Проблемы  измерения точности межличностного  восприятия // Вестник Московского  университета. Психология. 1978, № 1.

10. Зимбардо Ф. Застенчивость.  Пер. с англ. М., 1992.

11. Кабаченко Т.С. Методы  психологического воздействия.- М., 2000.

12. Крысько В. Г. Социальная  психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.—208с.

13. Лабунская В.А. Невербальное  поведение. Ростов-на-Дону, 1989.

14. Леонтьев А.А. Психология  общения. М., 1999.

15. Обозов Н.Н. Психология  межличностных отношений. Киев, 1990.

16. Петровская Л.А. Компетентность  в общении. М., 1989.

17. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.

18. Панфёров. Психология воздействия.  Проблемы теории и практики. М., 1989.

19. Почепцов, Г.Г. Фатическая  метакоммуникация // Семантика и  прагматика синтаксических единств.  Калинин, 1981. 52стр.

20. Соловьева О.В. Обратная  связь в межличностном общении.  М., 1992.

21. Стефаненко Т.Г. Социальные  стереотипы и межличностные отношения  // Общение и оптимизация совместной  деятельности. М., 1987.

22. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие  для студентов вузов/Сост. Е.П.  Белинская, О.А. Тихомандрицкая. —  М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

 


Информация о работе Психология общения