Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:35, реферат
Общение является одним из предметов социально-психологического исследования.
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
Исследования Г. М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание и механизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общения являются:
-коммуникативная (передача информации в процессе общения);
-интерактивная (т.е. взаимодействие партнеров);
-перцептивные компоненты (восприятие партнерами друг друга).
В последние несколько
десятков лет весьма популярны различные
обучающие технологии общения. Люди
все больше осознают, что многие
их проблемы связаны с неумением
общаться. Развитие цивилизации, определяющее
постоянное совершенствование средств
связи и многообразных каналов
информации, приводит к противоречию
между формой, средствами общения
и его содержанием, глубиной. Уровни
общения определяются, в свою очередь,
общей культурой
Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Вот далеко не полный перечень функций общения, которые определены по различным критериям: эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая, самопознания (А.В.Мудрик); установления общности, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б.Добрович); сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А.Брудный); контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А.Карпенко) и др.
Концептуальная идея такого
деления функций лежит в
Существенной задачей социальной психологии является разработка средств корректировки общения, особенно необходимых тем категориям людей, профессиональная успешность которых во многом связана с эффективностью их общения (руководители, педагоги, врачи и пр.).
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 373 с. - Библиогр.: с. 370-374 и в конце гл. Имен. указ.: с. 366-369.
2.Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
3. Андреева Г.М., Яноушек
Я. Взаимосвязи общения и
4. Бодалев А.А. Восприятие
и понимание человека
5. Брудный А.А. К теории
коммуникативного воздействия /
6. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
7. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. 34ст.
8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
9. Жуков Ю.М. Проблемы
измерения точности
10. Зимбардо Ф. Застенчивость. Пер. с англ. М., 1992.
11. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия.- М., 2000.
12. Крысько В. Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.—208с.
13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 1989.
14. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.
15. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
16. Петровская Л.А.
17. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
18. Панфёров. Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М., 1989.
19. Почепцов, Г.Г. Фатическая
метакоммуникация // Семантика и
прагматика синтаксических
20. Соловьева О.В. Обратная
связь в межличностном общении.
21. Стефаненко Т.Г. Социальные
стереотипы и межличностные
22. Социальная психология:
Хрестоматия: Учебное пособие
для студентов вузов/Сост. Е.П.
Белинская, О.А.