Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Общение является одним из предметов социально-психологического исследования.
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
Исследования Г. М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание и механизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общения являются:
-коммуникативная (передача информации в процессе общения);
-интерактивная (т.е. взаимодействие партнеров);
-перцептивные компоненты (восприятие партнерами друг друга).

Работа содержит 1 файл

психология общенеи.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

Введение 

Общение является одним из предметов социально-психологического исследования.

Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который  обусловлен необходимостью организации  осуществления и поддержания  совместной деятельности людей.

Исследования Г. М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание и механизмы  общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общения  являются:

-коммуникативная (передача  информации в процессе общения);

-интерактивная (т.е. взаимодействие  партнеров);

-перцептивные компоненты (восприятие партнерами друг друга).

В рамках социально-психологического знания относительно проблематики общения  наиболее содержательно глубокий и  объемный материал наработан по общению  межличностному. В этом плане все  три стороны общения в совокупности отражают многоаспектность и при  этом неоднозначную сложность внутреннего, субъективного мира одного человека, если речь идет о его отношении  к другому. Коммуникативная сторона  общения отражает тот аспект межличностного контакта, который выражается в обмене участниками общения информацией.

Проблема общения изучается  многими науками: социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими. И это вполне объяснимо, поскольку  общение пронизывает практически  и все сферы жизнедеятельности  человека. Другими словами, вне общения  с окружающими людьми деятельность современного человека представить  практически невозможно. Вот почему данная категория в психологической  науке является основной не только с точки зрения академической  науки, сколько с позиции практической психологии.

Искусство общения, знание психологических  особенностей и применение психологических  методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" – политикам, бизнесменам, менеджерам, юристам, переводчикам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения  с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать  контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия  и уважения.

Общение с людьми – это  наука и искусство. Здесь важны  и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет  достичь успеха во взаимодействии с  другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных  заведениях проблеме общения уделяется  огромное внимание. В обучающие программы  обязательно включаются этика и  психология делового общения, большим  успехом пользуются социально-психологические  тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и  применению психологических приемов  делового общения.

Рассмотрим более подробно процессы и стороны общения.

 

  1.  Понятие и сущность общения

Рассматривая образ жизни  различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны; контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы называем деятельностью. Второй тип контактов  характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип  внутривидовых и межвидовых контактов  называют общением.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении  выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства.

Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

У человека содержание общения  значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение много предметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью  общения может быть побуждение другого  живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением  предупреждает детеныша об опасности: одни животные в стаде могут предупреждать  других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей  общения увеличивается. В них  помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных  знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей  в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых  взаимоотношений и многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических  потребностей, то у человека они  представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного  развития и ряда других.

Не менее существенны  отличия средств общения. Последние  можно определить как способы  кодирования, передачи, переработки, расшифровки  информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации - это  способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может  передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и  т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через  органы чувств (наблюдения со стороны  одного человека за движениями другого  или восприятие производимых ими  сигналов).

У человека кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые  изобретены и усовершенствованы  им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных  видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио  и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля[3].

 

Общение — сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями. совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку  единой стратегии взаимодействия.

Общение обычно включено в  практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление  и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение  понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и  неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и  поведенческой сферах участвующих  в общении лиц. В ходе общения  его участники обмениваются не только своими физическими действиями или  продуктами, результатами труда, но и  мыслями, намерениями, идеями, переживаниями  и т.д.

В повседневной жизни человек  учится общению с детства и  овладевает разными его видами в  зависимости от среды, в которой  живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в  житейском опыте. В большинстве  случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми  профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для  продуктивного и цивилизованного  общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета  и использования.

Каждая общность людей  располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных  формах коллективной жизни. В них  концентрируется социально-психологическое  содержание образа жизни. Все это  проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния  людей. В истории человечества они  всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится  в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его  духовную (человеческую) сущность и  привести к упрощенной трактовке  общения как информационно-коммуникативной  деятельности. При неизбежном научно-аналитическом  расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них  человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию — сложнейшая психологическая деятельность партнеров.

1.1 Особенности  общения

 

 

Общение обычно проявляется  в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона общения  отражает взаимодействие человека с  непосредственным окружением: с другими  людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.

Когнитивная сторона общения  позволяет ответить на вопросы о  том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью  партнера.

Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен  между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения  связана с функционированием  эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.

Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям  согласования внутренних и внешних  противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции. Их шесть:

1. Прагматическая функция  общения отражает его потребностно-мотивационные  причины и реализуется при  взаимодействии людей в процессе  совместной деятельности. При этом  само общение очень часто выступает  самой важной потребностью.

2. Функция формирования  и развития отражает способность  общения оказывать воздействие  на партнеров, развивая и совершенствуя  их во всех отношениях. Общаясь  с другими людьми, человек усваивает  общечеловеческий опыт, исторически  сложившиеся социальные нормы,  ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно  определить как универсальную  реальность, в которой зарождаются,  существуют и проявляются в  течение всей жизни психические  процессы, состояния и поведение  человека.

3. Функция подтверждения  обеспечивает людям возможность  познать, утвердить и подтвердить  себя.

4. Функция объединения—разъединения  людей, с одной стороны, посредством  установления между ними контактов  способствует передаче друг другу  необходимых сведений и настраивает  их на реализацию общих целей,  намерений, задач, соединяя их  тем самым в единое целое,  а с другой стороны, она может  быть причиной дифференциации  и изоляции личностей в результате  общения.

5. Функция организации  и поддержания отношений служит  интересам налаживания и сохранения  достаточно устойчивых и продуктивных  связей, контактов и взаимоотношений  между людьми в интересах их  совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция  общения реализуется в общении  человека с самим собой (через  внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

 

1.2 Виды общения

 

 

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в  своем разнообразии по видам.

Различают межличностное  и массовое общение. Межличностное  общение связано с непосредственными  контактами людей в группах или  парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение —  это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также  коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное  общение и ролевое. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые  раскрываются по ходу общения и организации  совместных действий. В случае ролевой  коммуникации ее участники выступают  как носители определенных ролей (покупатель—продавец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).

В ролевом общении человек  лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой  ролью.

Информация о работе Психология общения