Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Общение является одним из предметов социально-психологического исследования.
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
Исследования Г. М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание и механизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общения являются:
-коммуникативная (передача информации в процессе общения);
-интерактивная (т.е. взаимодействие партнеров);
-перцептивные компоненты (восприятие партнерами друг друга).

Работа содержит 1 файл

психология общенеи.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

В процессе такого общения  человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая  социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть также  доверительным и конфликтным.Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без  него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное  общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями  неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это  обмен неофициальной информацией.

Деловое общение — процесс  взаимодействия людей, выполняющих  совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение  является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние  периоды развития цивилизации возникают  различные виды опосредованного  общения.

Опосредованное общение  — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио  и видеотехники).

Некоторые виды общения, имеющиеся  на схеме, не комментируются, и значение понятно без разъяснения.

 

 

1.3 Средства общения

 

 

Общение возможно лишь при  помощи знаковых систем. Различают  вербальные средства общения (когда  используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются  неречевые средства общения.

В вербальном общении' обычно применяются два варианта речи устная и письменная. Письменная речь—  это та, которой обучают в школе  и которую привыкли считать признаком  образованности человека.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а  самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения. Необходимы для того, чтобы:

1) создавать и поддерживать  психологический контакт, регулировать  течение процесса общения;

2) придавать новые смысловые  оттенки словесному тесту, направлять  истолкование слов в нужную сторону;

3) выражать эмоции, оттенки,  принятую роль, смысл ситуации.

Невербальные средства, как  правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом. Выделяют следующие виды невербальных средств общения:

1. Визуальные:

- кинесика - движения рук,  головы, ног, туловища, походка;

- выражение лица, выражение  глаз;

- позы - осанка, посадка головы;

- направление взгляда,  визуальные контакты,

- кожные реакции: покраснение,  побледнение, вспотение;

- проксемика (пространственная  и временная организация общения) - расстояние до собеседника, угол  поворота к нему, персональное  пространство;

- вспомогательные средства  общения - подчеркивание или скрытие  особенностей телосложения (признаки  пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках).

2. Акустические:

- паралингвистические-(качество  голоса, его диапазон, тональность)  громкость, тембр, ритм, высота звука;

-экстралингвические - речевые  паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

3. Тактильные:

- такесика - прикосновения,  пожатие руки, объятие, поцелуй.

4. Ольфакторные:

- приятные и неприятные  запахи окружающей среды;

- естественный и искусственный  запахи человека. На невербальные  средства общения накладывает  сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить также, как и словесный. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами, обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста, выражать эмоции и отражать истолкование ситуации[12].

  1. Перцептивная сторона общения

В процессе восприятия у  человека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшие сложности в процессе восприятия человека человеком представляет не только неоднозначность самого объекта (человека или группы людей), но и  тот факт, что по внешним признакам, по тому образу, который формируется  в результат контакта, партнеры стремятся  вывести суждение о внутренних качествах  друг друга. Отсюда те многочисленные стереотипы, связывающие конституцию  или черты лица с индивидуальными  особенностями.[6]

Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия.

Идентификация предполагает отождествление с воспринимаемым субъектом, на основании чего и делается вывод  о его индивидуальных особенностях и предполагаемом поведении. Человек  старается поставить себя на место  другого и, исходя из этого, попытаться понять его состояние и возможные  способы действия в конкретной ситуации. Часто при этом собственные понятия  и схемы поведения распространяются на другого, что может стать причиной ошибки, так как отличия этого  от другого не учитываются при  идентификации. Более эмотивные  люди, естественно, чаще используют именно этот метод познания, заражаясь переживаниями  партнера по общению.

Под понятием рефлексии подразумевается  не способность человека к самонаблюдению, но осознание того, каким воспринимают его окружающие. Такой отраженный образ Я, т.е. Я в глазах других, является важным элементом Я-концепции  и самооценки, он всегда, более или  менее осознанно, присутствует в  структуре личности. При общении  же это отраженное представление  о себе играет доминирующую роль, и  от того, насколько оно совпадает  с действительным образом субъекта у партнера (или партнеров), во многом зависит успех контакта.[6]

Главным содержанием перцептивного  процесса общения является система  интерпретаций поведения другого, причин его поступков, симпатий и  антипатий. На основании этой системы  субъект стремиться предвидеть и  дальнейшие действия партнеров, в том числе и по отношению к себе. Так как реальных сведений о причинах тех или иных действий окружающих часто крайне мало и не всегда они соответствуют действительности, процесс интерпретации поведения получил название атрибуции (или каузальной атрибуции), т.е. приписывания. Атрибутировать, т.е. приписывать партнерам причины их поступков и высказываний, люди могут либо на основании анализа похожих случаев, либо по аналогии с собственным поведением в сходных ситуациях. В последнем варианте часто включается и механизм идентификации, когда субъект, ставя себя на место другого, приписывает ему и собственные мотивы и переживания, которые могут привести к сходному результату. При анализе люди вспоминают о похожих случаях, произошедших с другими людьми, либо поведение партнера в аналогичных ситуациях, полагая, что при этом действуют одни и те же причины.

Так же на восприятие окружающих оказывает влияние и эффекты "ореола", "новизны", "бумеранга".

Эффект "ореола" заключается  в том, что первое, общее впечатление  о человеке, часто основанное на установках или каких-то отрывочных сведениях о нем, распространяется на восприятие его поступков и  личностных качеств. При этом может  сформироваться как положительный, так и отрицательный "ореол". Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и  поступки оцениваются только позитивно, несмотря на их реальное содержание. В  его деятельности выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются  или не замечаются. Если же общее  первое впечатление о каком-либо человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или  не замечаются вовсе, или недооцениваются  на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффект "новизны" заключается  в том, что по отношению к знакомому  человеку наиболее значимой оказывается  последняя, более новая информация о нем, тогда как по отношению  к незнакомому человеку более  значима первая информация. Именно поэтому эмоционально насыщенная или  значимая информация о новом человеке может стимулировать формирование положительного или отрицательного "ореола".

Еще одним важным эффектом восприятия является эффект "бумеранга", заключающийся в том, что в  некоторых случаях воздействие  информации на партнеров по общению (или на широкую аудиторию) вызывает результат, обратный ожидаемому. Как  правило, этот эффект возникает в  тех случаях, когда подорвано  доверие к источнику информации или этот источник (как субъект, так  и средство массовой информации или  учреждение) вызывает неприязнь у  воспринимающих. Иногда эффект бумеранга  возникает, если информация длительное время носит однообразный не соответствующий  изменившимся условиям характер.

Анализ перцептивного  процесса общения показывает, что  при восприятии другого человека возникает не только представление  о нем, но и эмоциональное отношение, при котором партнер может  вызывать как ситуативное эмоциональное  переживание, так и стойкое чувство, как положительное, так и отрицательное. [1]

 

  1. Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения  — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных  с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности  совместной деятельности людей. Общение  всегда должно предполагать некоторый  результат — изменение поведения  и деятельности других людей. Здесь  общение выступает как межличностное  взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности. Наиболее распространенным является деление  всех взаимодействий на два противоположных  вида: кооперация и конкуренция . Кроме  кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее.

Кооперация обозначает координацию  единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Важным показателем “тесноты” кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается конкуренции, то здесь анализ чаще сконцентрирован  в наиболее яркой её форме —  конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, взглядов оппонентов (субъектов  взаимодействия).[1]

Один и тот же человек  выполняет различные роли. Множество  ролевых позиций нередко порождает  их столкновение — ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих  различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. “Исполнение” роли подвержено социальному контролю и обязательно  получает общественную оценку, а сколько-нибудь незначительное отклонение от образца  осуждается.[1]

Исходным условием успешности общения является соответствие поведения  взаимодействующих людей ожиданиям  друг друга. Но общение не всегда строится успешно и часто не лишено внутренних противоречий. В некоторых ситуациях  обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается  взаимной враждебностью. В этом случае возникает межличностный конфликт.

Интеракция также рассмотрена  с точки зрения транзактного анализа  американским психологом Э. Берном. С  его точки зрения, в каждом человеке существует три “Я”: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (независимый, неподчиняемый, берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться  с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность  между собой и ими).

Выступая в позиции  Дитя, человек выглядит подчиняемым  и неуверенным в себе, в позиции  Родителя — самоуверенно-агрессивным, в позиции Взрослого — корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей  эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов  принять позицию, определенную для  него другим партнером.

Наиболее успешным и эффективным  является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Трансакция — единица  взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием позиций  каждого.

Суть теории Э. Берна сводится к тому, что, когда ролевые позиции  партнеров по общению согласованы, акт их взаимодействия доставляет обоим  чувство удовлетворения. Если положительная  эмоция заранее присутствует в общении  на радость партнеров, то такой тип  взаимодействия Э. Берн называет “поглаживанием”. При согласовании позиций, о чем  бы ни говорили собеседники, у них  идет обмен поглаживаниями. Лишение  ответного поглаживания уже задевает человека. Если же, вопреки его ожиданиям, к нему еще и обращаются с несогласованной  позиции, это вызывает гнев и может  стать причиной конфликта. [2]

Информация о работе Психология общения