Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Общение является одним из предметов социально-психологического исследования.
Общение — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и межгруппового контакта, который обусловлен необходимостью организации осуществления и поддержания совместной деятельности людей.
Исследования Г. М. Андреевой, Д. Мида, Г. Келли и других ученых, анализировавших содержание и механизмы общения, показали, что его ведущими процессами или сторонами общения являются:
-коммуникативная (передача информации в процессе общения);
-интерактивная (т.е. взаимодействие партнеров);
-перцептивные компоненты (восприятие партнерами друг друга).

Работа содержит 1 файл

психология общенеи.docx

— 105.50 Кб (Скачать)

С психологической точки  зрения, содержание конфликта может  быть очень многообразным по ролевым  позициям партнеров. Для всего диалога  решающее значение может иметь то, насколько правильно выбрана  позиция, насколько она согласована  между партнерами по общению. То, какую  позицию мы займем в контакте, сразу  же определяет и круг психологический  ролей, которые нам предстоит  исполнить.

 

 

  1. Коммуникативная сторона общения

Коммуникативная сторона  общения предполагает обмен информацией  между партнерами. Решающее значение приобретает ориентация партнеров  друг на друга, их активность в стремлении убедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит не просто "движение" информации, но ее развитие, уточнение  и обогащение. Поэтому коммуникатору (человеку, сообщающему информацию) необходимо учитывать не только то, что говорится, но и каким образом, соотносить содержание сведений с установками, ценностями, мотивами каждого из воспринимающих.

Исходя из тех задач, которые  ставит перед собой коммуникатор, выделяются побудительные сообщения (побудить сделать что-либо), информативные (передать сведения), экспрессивные (сформировать переживание), фактические (установление и поддержание контакта).

Фактическое, т.е. бессодержательное, общение предполагает использование  коммуникации исключительно с целью  поддержания самого процесса общения.

Чисто информативная цель сообщения может не предполагать реакции собеседника, т.е. для коммуникатора  может быть важен сам факт сообщения  безотносительно к тому, какое  воздействие он оказал на воспринимающего  и понято ли оно верно.

Наиболее сложной задачей  коммуникации является реализация намерения  повлиять на поведение другого, так  как в этом случае необходимо не только понимание значимости сообщения, но и одинаковый подход к оценке ситуации или других партнеров, близкая  система ценностей. Выделяются такие  способы воздействия в процессе общения, как убеждение, внушение, подражание, заражение. При убеждении коммуникатор ориентируется на сознательное, разумное восприятие своей информации, поэтому  его монологическая или диалогическая  речь должна быть максимально развернутой  и выразительной. Остальные способы  воздействия предполагают ориентацию не только (и не столько) на сознание, сколько на бессознательные чувства, переживания, стремления людей.

Особое место в анализе  коммуникативного процесса занимает изучение специфических коммуникативных  барьеров, нарушающих процесс обмена информацией, адекватное понимание  и реагирование на сообщение. Барьеры  могут порождаться социальными  факторами, например, политическими  разногласиями, различиями во взглядах, связанными с разницей в статусных  положениях, окружении, культуре, религии. Также причиной непонимания могут  быть и индивидуальные особенности  партнеров, например, интравертированность, тревожность, мнительность собеседников.[1]

 

  1. Структура общения

Общение как процесс имеет  свою структуру, которая подробно рассматривалась  разными авторами.

Б. Ломов предложил классификацию  состоящую из трех уровней:

ü  Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека (процесс общения изучается в интервалах времени, сравниваются, сопоставляются с продолжительностью человеческой жизни, при этом акцент делается на анализе психического развития индивида);

ü  Мезауровень : общение рассматривается как совокупность целенаправленных, логически завершенных контактов или ситуаций взаимодействия, которые меняются и в которых оказываются люди в процессе жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни (акцент делается на содержательных компонентах ситуаций общения - «в связи с чем» и «с какой целью»; вокруг этого предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются вербальные и невербальные средства, этапы общения);

ü  Микроуровень: внимание сосредоточивается на анализе элементарных единиц общения как взаимодействия поведенческих актов (взаимодействие охватывает действие одного партнера и противодействие другого, например «вопрос - ответ», «сообщение информации - отношение к ней» и т.п.).

Г. Андреева определяет структуру  общения , как выделение в ней  трех взаимосвязанных факторов: коммуникативного (предусматривает обмен информацией  между индивидами); интерактивного (организация взаимодействия между  участниками общения, т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями); перцептивного (процесс восприятия и познания партнерами друг друга  и установления на этой основе взаимопонимания).[1]

Б. Парыгин рассматривает  структуру общения как взаимосвязь  двух аспектов - содержательной и формальной, т.е. коммуникацию и взаимодействие со своим содержанием и формой.[4]

А. Бодалев в структуре  общения выделяет гностический (познавательный), аффективный (эмоциональный) и практичный (деятельный) компоненты.[3]

Логическим основанием для  моделирования структуры общения  как процесса (передача информации, взаимовлияния, познания друг друга, обмен  результатами деятельности и т.п.) может  быть характеристика его относительно автономных компонентов , таких как: цель, содержание, средства общения; участники  процесса, тип связи, устанавливается  между ними; мотивы, потребности, ценностные ориентации участников общения; коммуникативный  потенциал субъектов общения; виды и формы общения; социокультурная  и этнопсихологическая специфика  общения; этико-психологические и  тендерные особенности общения; стиль, стратегии и тактики общения; результат общения.

Процесс общения можно  считать полноценным, если в нем  гармонично сочетаются два взаимосвязанных  фактора: внешний (поведенческий, операционно-технический) и внутренний (ценностные особенности  индивида.

Внешний - проявляется в  коммуникативных действиях участников процесса, в выборе стиля, формы, стратегии  общения, в языковой активности, интенсивности  действий, адекватности поведения и  т.д. 

Внутренний - воспроизводит  субъективное восприятие ситуации взаимодействия, которое выражается с помощью  вербальных и невербальных сигналов.

 

  1. Общение как социально-психологический феномен

В социальной психологии явление  общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и  лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

Отечественная психологическая  наука имеет давние традиции относительно исследования категории «общение»  и выявления ее специфически-психологического аспекта. Прежде принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и  деятельности.

Исходя из идеи единства общения и деятельности (Б. Ананьев, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.), под  общением понимается реальность человеческих отношений, которая предусматривает  любые формы совместной деятельности людей. То есть любые формы общения  принадлежащие к специфических  форм совместной деятельности. К тому же люди не просто общаются в ходе выполнения ими определенных функций, но они  всегда общаются во время соответствующей  деятельности.

Г. Андреева считает, что  целесообразным является широчайшее понимание  связи деятельности и общения, когда  общение рассматривается и как  аспект совместной деятельности (поскольку  сама деятельность не только труд, но и  общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериваты (от лат. derivatus производное от чего первичного).

Другими словами, общение  целесообразно рассматривать в  двух планах: как аспект совместной деятельности и как ее продукт.

Относительно другой позиции, когда категория «общения» может  рассматриваться, как самостоятельная  и сведена к деятельности (В. Знаковое, А. Реан и др.), процесс общения  становится для человека не только средством, но и целью. Идею автономности и самоценности общения А. Реан и  Я. Коломинский обосновывают:

- во-первых, теоретической  концепцией о структуре фундаментальных  потребностей человека (А. Маслоу), в которой общение является  одной из основных потребностей (оно необходимо для того, чтобы  разделить с другим человеком  свое горе или радость, чтобы  чувствовать себя человеком);

-во-вторых, с позиций субъект-субъектного  подхода к общению (если деятельность  связана с формулой «субъект - объект», то в общении никого  из партнеров нельзя рассматривать  как объект, ведь каждый из  них является активным субъектом  этого процесса).

Общение является социальным явлением, природа которого проявляется  в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др.

Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей  потребность в психологическом  контакте, является механизмом воспроизведение  событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению  особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций, волевой  и мотивационной сферы.

Итак, специфика общения  заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит взаимный обмен мнениями, информацией, интересами, чувствами, деятельностью  и т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные  отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

Успешность любых контактов  зависит от налаживания взаимопонимания  между партнерами по общению. В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный  потенциал, социальная значимость, оказываются  человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и  несовместимость, привлекательность  и вражда.

В связи с этим чрезвычайно  важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами  контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения  отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в  процессе взаимодействия.

Потребность человека в общении  обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими  людьми.

Общение является основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида.

Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что  в первые недели жизни дети могут  обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует о генетической «запрограмированности» на общения  с окружением.

Общение является чрезвычайно  сложным феноменом в жизни  индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействия людей в  процессе духовного и материального  производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических  особенностей отдельного человека, которые  осуществляются через прямые или  косвенные контакты, в которых  вступают личности и группы.

Это широкое понимание  общения, а узкий контекст - межличностного общения - указывает на процесс предметного  и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются  их межличностные отношения и  проявляются психологические особенности  коммуникативного потенциала каждого  индивида.[1]

 

 

 

 

Заключение

Основываясь на информации изложенной в данной работе, можно  сделать вывод, что общение —  это многоплановый, но целостный  процесс развития контактов между  людьми, который включает в себя три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона  общения представляет собой обмен  информацией между участниками  совместной деятельности.

Интерактивная сторона —  это взаимодействие общающихся людей  — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Перцептивная сторона  общения — восприятие общающимися  людьми друг друга. Очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению  другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного  или же заранее предполагает, что  тот ничего не поймет и ни с чем  сообщенным ему не разберется.

В социальной психологии явление  общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и  лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д.

В результате общения происходят определенные контакты, межличностные  отношения, осуществляется объединение (или размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения.

Общение является чрезвычайно  сложным феноменом в жизни  индивида и человечества в целом, оно охватывает большое количество взаимосвязей, межличностных отношений, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые являются неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются и обогащаются.

Информация о работе Психология общения