Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в теоретическом исследовании лидерства и создании социально - психологических основ лидерства в спорте, представленных оригинальной концепцией лидерства с ее последующим обоснованием, в разработке методического инструментария для изучения и диагностики феноменологии лидерства в спортивных группах.

Содержание

Цели и задачи …..……………………………………………………………………. 3

Введение………….…………………………………………………………………… 4

Основная часть………………………………………………………………………. 5

Кто может стать и становится лидером?................................................................ 9

Взаимоотношения в спортивной группе…………………………………………. 11

Основные концепции лидерства………………………………………………….. 15

Стили лидерства…………………………………………………………………….. 16

Дифференциация лидерских ролей……………………………………………….. 18

Заключение и выводы….…………………………………………………………… 20

Литература…………………………………………………………………………… 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.54 Кб (Скачать)

лидер считает, что в группе только один достойный  ум - его; ориентация на задачу; отсутствие творческого мышления; отношение  к людям как к роботам; постоянный надзор за ними; отсутствие совместного  обсуждения/принятия решения; работа распределяется лидером; низкая моральная удовлетворенность  членов группы;  

Сбалансированный  стиль:  

обсуждение проблем (вовлечение) группы; совместное принятие решений; распределение работы обычно в большой степени принадлежит самим членам группы; задействован весь потенциал людей; поощряется творческое мышление; люди чувствуют, что они нужны; высокая степень удовлетворенности у членов группы; высокая мораль; лидер доступен; работа выполняется хорошо и эффективно; 

Стиль, когда в центре находится группа: 

непостоянное  лидерство; трудно найти лидера; члены рабочей группы должны заботиться о себе сами; рабочая группа имеет тенденцию избирать собственного лидера (но он не имеет власти за пределами группы); группа не доверяет лидеру; тенденция к низкой морали; тенденция к отходу от ориентации на задачу; нескоординированная работа; незавершенная работа; 

Накопленный в  мировой практике опыт позволяет  сделать вывод о том, что единственно  правильного стиля поведения  лидера не существует. Действенный  лидер это тот, кто в состоянии  оценить различные факторы, влияющие на его поведение в определенной ситуации. Он может комфортно чувствовать  себя и эффективно действовать на протяжении всего континуума лидерского стиля, т.е. может модифицировать этот стиль, чтобы соответствовать требованиям  ситуации.  
 
 
 
 
 

Дифференциация  лидерских ролей 

Дифференцировать  лидерские роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: 

роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение  поставленной перед группой задачи; 

роль экспрессивного, или эмоционального, лидера, чьи  действия ориентированы преимущественно  на межличностные отношения. 

Инструментальных  лидеров следует рассматривать  как ближайших помощников тренера  в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Они выступают  инициаторами в поисках более  современных средств и способов совершенствования мастерства спортсменов, обсуждают с тренером возникающие  идеи. 

Экспрессивные лидеры — ближайшие помощники  тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий.

Выводы: 
 
 

В спортивной команде  лидер может выполнять различные  функции. В связи с этим принято  лидерские роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера. 
 
 

В роли лидера спортивного  коллектива обычно выступает наиболее опытный и авторитетный спортсмен. В спорте высших достижений лидером  почти всегда является один из сильнейших спортсменов команды, либо самый  старший. Лидер может действовать  в соответствии с планом и задачами тренера. Максимальный положительный  эффект достигается как раз при  качественной координации совместных усилий лидера команды и тренера. Впрочем, иногда между официальным  руководителем и лидером команды  не устанавливается взаимопонимание, что может иметь самые различные последствия – от полного фиаско команды до ее триумфа. Отличными иллюстрациями здесь могут стать конфликты между тренерами и авторитетными игроками в футбольных сборных России (1993 год) и Франции (2006 год). В первом случае после печально известного «Письма четырнадцати» большое количество футболистов сборной России, не добившись смены тренера, не смогли поехать на чемпионат мира в США, после чего сборная выступила крайне неудачно (не смогла выйти даже из группового турнира). В ситуации со сборной Франции дело обстояло не так печально. Несмотря на мощную критику методов тренера Раймона Доминека на чемпионате мира в 2006 году, французская команда смогла сплотиться вокруг своего лидера Зинедина Зидана и умудрилась дойти до финала чемпионата мира. Поговаривают, что французские игроки на том чемпионате больше прислушивались к советам Зедана, чем своего главного тренера. Судя по тому, во что превратилась сборная Франции после ухода оттуда Зидана и какие слабые результаты она показала в 2010 году в ЮАР, подобные слухи кажутся вполне правдоподобными.

Историю со сборной  Франции образца 2006 года можно считать  все же редким исключением, чем правилом. Обычно, конфликт между тренером и  лидером команды приводит к полной дезорганизации и нарушению всех процессов управления. И в такой  сложной ситуации тренеру крайне трудно найти оптимальный способ управления командой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение и выводы 

Современный уровень  спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе  человеческих возможностей, обуславливающих  эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них – выяснить и  использовать психические резервы  спортсмена. Социально-психологические  резервы предполагают исследование не столько личностных, скрытых возможностей, сколько изучение групповых, коллективных феноменов. Лидерство, как один из групповых, или командных, феноменов можно  анализировать в плане резервных  возможностей спортивной команды. 

Люди следуют  за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.  

1. Спортивная  деятельность носит коллективный  характер, протекает и подготавливается  в присутствии других людей  и при их участии. На формирование  взаимоотношений между спортсменами  в спортивной команде влияет  воздействие объективных и субъективных  факторов, а также роль социально-психологических  факторов. Одним из таких факторов  является социально-психологический  феномен лидерства. 

2. В любой  группе, общности, объединяемой едиными  интересами, целями, настроениями, решаемыми  задачами, в том числе и общей  производственной деятельностью,  всегда появляется человек или  небольшой круг людей, становящихся  лидерами. Лидерство представляет  собой весьма распространенное  явление в совместной деятельности  людей. 

3. Множество работ в социальной психологии было посвящено исследованию стилей лидерства. Были выявлены 3 основных типа: демократический, автократический и либеральный (попустительский) стили лидерства. 

4. Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы, так как объединяет людей, имеющих общий социальный признак. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ,  

Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983.  

Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. ил. – (Наука – спорту; Психология). 

Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов практических психологов.  

Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт»,  

Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ,  

Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности. – Л., 1990 

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Эксперементальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 

Психология физического  воспитания и спорта: Учебн. пособие для ин-тов физ.культ./ Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт,  

Психология: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987 

Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. 

Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М. - 2000. -  

Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература,

Информация о работе Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах