Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в теоретическом исследовании лидерства и создании социально - психологических основ лидерства в спорте, представленных оригинальной концепцией лидерства с ее последующим обоснованием, в разработке методического инструментария для изучения и диагностики феноменологии лидерства в спортивных группах.

Содержание

Цели и задачи …..……………………………………………………………………. 3

Введение………….…………………………………………………………………… 4

Основная часть………………………………………………………………………. 5

Кто может стать и становится лидером?................................................................ 9

Взаимоотношения в спортивной группе…………………………………………. 11

Основные концепции лидерства………………………………………………….. 15

Стили лидерства…………………………………………………………………….. 16

Дифференциация лидерских ролей……………………………………………….. 18

Заключение и выводы….…………………………………………………………… 20

Литература…………………………………………………………………………… 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.54 Кб (Скачать)

Информационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровой ситуации эта функция сводится к налаживанию и поддержанию на оптимальном уровне обмена информацией между спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах и перемещениях в своей команде и в команде соперников, информирует о времени, текущем счете, ожидаемых действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и т. п. 
Воспитательная функция 
предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения. Эта функция осуществляется лидером главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных занятий и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их содержание и эмоциональная окраска служат эффективным средством закрепления правильных форм спортивного поведения и устранения ошибок.

Обычно авторитет  лидера в группе не менее силен, чем  авторитет руководителя. В роли лидеров  могут выступать и официальные  руководители, но на практике это встречается  редко, так как качества лидера и  руководителя, их внутригрупповые функции  не только не совпадают, но иногда прямо  противоположны. Например, задача руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том, чтобы  снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные руководителю, иногда допускают  делать это ценой ущерба, наносимого некоторым личным интересам отдельных  членов группы. В той же ситуации задача лидера будет совсем иной: снять  конфликт, принимая во внимание личные интересы каждого участника, даже ценой  нанося этим ущерб работе.

В заботах руководителя на первом месте обычно находится  дело, а в хлопотах лидера главное  – человек со всеми его эмоциями. Итак, и лидер в группе, и руководитель необходимы. Они нужны в каждой группе для регулирования двух взаимодополняющих систем отношений - деловых и личных.

Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в структуре  межличностных отношений членов группы, способствуя своим примером организации и управлению группой  и достижению целей наилучшим  путем для ее членов. Согласно общепринятой трактовке, лидерство – это процесс  управления группой и организация  поведения людей, которые осуществляют лидеры. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кто может стать и  реально становится лидером?

Выход человека в лидеры – результат взаимодействия между ним и группой.

Если индивидуальные особенности этого человека, проявленные  им в совместной деятельности и общении  с остальными членами группы, соответствуют  требованиям сложившейся ситуации, то в результате он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может  стать другой член группы. Кроме  понятия лидерство в психологии используется другое понятие, уточняющее представление о лидерстве –  стиль лидерства.

Соответственно  принятой в психологии классификации  сфер общения различают формальных и неформальных лидеров.

Формальный лидер  – человек, назначенный руководством по приказу или распоряжению для  осуществления руководящей функции  в группе. Черты формального лидера воплощает в себе тренер, хотя это  не значит, что он в некоторых  жизненных ситуациях не может  быть неформальным лидером.

Неформальный  лидер – один из членов группы, позиция  которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных  с основной деятельностью, благодаря  симпатиям и уважению большинства  группы. Способствовать этому могут  личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п.

Кроме того, в  группах могут быть и полуформальные лидеры, люди, которые не назначаются сверху, а выбираются для руководства большинством голосов в самой группе. Такой лидер спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности и успешное достижение цели (капитан команды, староста группы и т.д.).

Помимо лидеров, иерархическую структуру спортивного  коллектива составляют люди, которых  можно отнести к категории  занимающих низкий статус – аутсайдеры. Аутсайдеры отличаются от лидеров не только чисто спортивными, но и психологическими качествами. Так, лидеры пытаются постоянно  и во всем быть с группой, стремятся  к согласию. Аутсайдерам свойственны  такие качества, как независимость, склонность к агрессии, пренебрежение  к советам и помощи товарищей, нежелание пользоваться поддержкой членов коллектива.

Старательность  и исполнительность на тренировочных  занятиях, настойчивость, быстрота восприятия нового в элементах техники, дисциплинированность, умение заставить себя работать с  полной отдачей сил — эти качества у лидеров на достоверном уровне оцениваются группой и тренером выше, нежели у аутсайдеров, однако самооценки этих качеств у аутсайдеров  не уступали самооценкам у лидеров, за исключением такого качества, как  умение заставить себя тренироваться  с полной отдачей сил. 

Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят  конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так  и весь коллектив. 

Деятельность  по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды  взаимодействовать, кооперировать  свои усилия, искать и устанавливать  личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных (деловых) отношений. «...В ходе этого  процесса (общения) устанавливаются, сохраняются  и изменяются отношения между  участниками совместной деятельности». 

В процессе формализованных  совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают  контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Взаимоотношения в спортивной группе 

Возникновение и формирование межличностных отношений  в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько  этапов: 

возникновение потребности и ее осознание; 

превращение потребности  в стойкий интерес к той  или иной деятельности, способной  удовлетворить возникшую потребность; 

сравнение и  оценка своих возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие  для удовлетворения потребностей; 
 

формирование  мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить  возникшую потребность; 

установление  контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности; 

возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих  интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений.  

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения  между спортсменами (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в  системе «спортсмен—спортсмен», и  отношения спортсменов с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения  в системе «тренер — спортсмен». 

Каждый из этих видов взаимоотношений может, в  свою очередь, делиться на формальный и неформальный. 

Формальная структура  отношений в команде создается  и процессе учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности благодаря  приказам, распоряжениям, указаниям  вышестоящих организаций и требованиям  тренера, регламентирующим процесс  взаимодействия и взаимоотношении  членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды  гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера  и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно  возникающие взаимоотношения, нормы  поведения и действия получили в  психологии название неформальных отношении. 

Одной из главных  особенностей формальной организации (впрочем; как и неформальной) является то, что она способствует объединению  индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту  этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации по отношению к развитию неформальной организации. Подобные «карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе «тренер — спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации. 

Если же члены  группы строят все свои связи и  отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых  действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени  станут напряженными. Отсутствие эмоциональных  связей приводит к незнанию и непониманию  многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений  и в конечном счете к конфликту. Два типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой. 

Формальные отношения  в системах «спортсмен — спортсмен» и «спортсмен—тренер» заранее «запрограммированы»  и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта в общем-то известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов, и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой — он равноправный член данного коллектива. Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, «застегнутого на все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях — вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему. 

Установление  правильных взаимоотношений в системе  «тренер — спортсмен» — дело исключительно сложное и тонкое, граничащее с искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и ею учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.).  

Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко  наводит на мысль о том, что  все ее члены равны между собой. Действительно, для таких рассуждений  есть основания: члены группы или  команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального  мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д. 

Информация о работе Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах