Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Цель состоит в теоретическом исследовании лидерства и создании социально - психологических основ лидерства в спорте, представленных оригинальной концепцией лидерства с ее последующим обоснованием, в разработке методического инструментария для изучения и диагностики феноменологии лидерства в спортивных группах.
Цели и задачи …..……………………………………………………………………. 3
Введение………….…………………………………………………………………… 4
Основная часть………………………………………………………………………. 5
Кто может стать и становится лидером?................................................................ 9
Взаимоотношения в спортивной группе…………………………………………. 11
Основные концепции лидерства………………………………………………….. 15
Стили лидерства…………………………………………………………………….. 16
Дифференциация лидерских ролей……………………………………………….. 18
Заключение и выводы….…………………………………………………………… 20
Литература…………………………………………………………………………… 21
Информационная
функция предполагает, что лидер является
центром обмена информацией в команде.
Он сообщает спортсменам информацию о
текущих задачах команды, способах их
решения, распределении функций, ожидаемых
результатах, соперниках и т. п. В игровой
ситуации эта функция сводится к налаживанию
и поддержанию на оптимальном уровне обмена
информацией между спортсменами исходя
из тактического замысла и выполняемой
комбинации. Лидер сообщает сведения о
заменах и перемещениях в своей команде
и в команде соперников, информирует о
времени, текущем счете, ожидаемых действиях
противников и пр.: «Будет бросок», «Нас
меньше», «Руки!» и т. п.
Воспитательная функция предполагает
усилия лидера по развитию у членов команды
чувства товарищества, личной ответственности,
уважения к социальным нормам и требованиям,
дисциплинированности, собранности, надежности
и других общественно значимых характеристик
поведения. Эта функция осуществляется
лидером главным образом не на соревнованиях,
а в условиях тренировочных занятий и
отдыха. В соревновательной обстановке
воспитательные действия лидера ограничены
оценочными суждениями: «Правильно!»,
«Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?»
и т. п. Их содержание и эмоциональная окраска
служат эффективным средством закрепления
правильных форм спортивного поведения
и устранения ошибок.
Обычно авторитет лидера в группе не менее силен, чем авторитет руководителя. В роли лидеров могут выступать и официальные руководители, но на практике это встречается редко, так как качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции не только не совпадают, но иногда прямо противоположны. Например, задача руководителя в конфликтной ситуации, мешающей работе, заключается в том, чтобы снять конфликт и сделать так, чтобы он не мешал работе. Права, данные руководителю, иногда допускают делать это ценой ущерба, наносимого некоторым личным интересам отдельных членов группы. В той же ситуации задача лидера будет совсем иной: снять конфликт, принимая во внимание личные интересы каждого участника, даже ценой нанося этим ущерб работе.
В заботах руководителя на первом месте обычно находится дело, а в хлопотах лидера главное – человек со всеми его эмоциями. Итак, и лидер в группе, и руководитель необходимы. Они нужны в каждой группе для регулирования двух взаимодополняющих систем отношений - деловых и личных.
Лидер – член
группы, который обладает необходимыми
организаторскими способностями, занимает
центральное положение в
Кто может стать и реально становится лидером?
Выход человека в лидеры – результат взаимодействия между ним и группой.
Если индивидуальные
особенности этого человека, проявленные
им в совместной деятельности и общении
с остальными членами группы, соответствуют
требованиям сложившейся
Соответственно принятой в психологии классификации сфер общения различают формальных и неформальных лидеров.
Формальный лидер
– человек, назначенный руководством
по приказу или распоряжению для
осуществления руководящей
Неформальный лидер – один из членов группы, позиция которого завоевывается, как правило, спонтанно, в ситуациях, не связанных с основной деятельностью, благодаря симпатиям и уважению большинства группы. Способствовать этому могут личностные качества этого человека, его знания, жизненный опыт и т.п.
Кроме того, в группах могут быть и полуформальные лидеры, люди, которые не назначаются сверху, а выбираются для руководства большинством голосов в самой группе. Такой лидер спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности и успешное достижение цели (капитан команды, староста группы и т.д.).
Помимо лидеров,
иерархическую структуру
Старательность
и исполнительность на тренировочных
занятиях, настойчивость, быстрота восприятия
нового в элементах техники, дисциплинированность,
умение заставить себя работать с
полной отдачей сил — эти качества
у лидеров на достоверном уровне
оцениваются группой и тренером
выше, нежели у аутсайдеров, однако
самооценки этих качеств у аутсайдеров
не уступали самооценкам у лидеров,
за исключением такого качества, как
умение заставить себя тренироваться
с полной отдачей сил.
Перед спортивной
группой как формальной организацией
с момента ее возникновения стоят
конкретные и четкие задачи, на выполнение
которых нацелены как тренер, так
и весь коллектив.
Деятельность
по выполнению поставленных задач заставляет
тренера и рядовых членов команды
взаимодействовать, кооперировать
свои усилия, искать и устанавливать
личные, деловые (формальные) контакты,
которые являются первым и основным
условием возникновения формальных
(деловых) отношений. «...В ходе этого
процесса (общения) устанавливаются, сохраняются
и изменяются отношения между
участниками совместной деятельности».
В процессе формализованных
совместных действий благодаря личным
контактам и общению делового
характера постепенно возникают
контакты и связи, окрашенные эмоциями,
симпатиями, взаимным интересом друг
к другу, т. е. возникают неформальные
отношения.
Взаимоотношения
в спортивной группе
Возникновение
и формирование межличностных отношений
в спортивных коллективах происходят
в соответствии с общими закономерностями
формальных организаций и проходят
сложный, но всегда однонаправленный путь,
который можно разбить на несколько
этапов:
возникновение
потребности и ее осознание;
превращение потребности
в стойкий интерес к той
или иной деятельности, способной
удовлетворить возникшую
сравнение и
оценка своих возможностей, способностей
с требованиями той деятельности,
в которой надлежит принять участие
для удовлетворения потребностей;
формирование
мотива поведения, направленного на
поиск деятельности, способной удовлетворить
возникшую потребность;
установление
контактов и связей с тренером
и спортсменами в процессе деятельности;
возникновение формальных, взаимоотношений,
способствующих удовлетворению потребности;
возникновение
симпатий, предпочтений, дружбы, общих
интересов и увлечений на основе
формальных взаимоотношений; формирование
неформальных отношений.
Взаимоотношения
в спортивной группе делятся на отношения
между спортсменами (горизонтальный
уровень), или взаимоотношения в
системе «спортсмен—спортсмен», и
отношения спортсменов с
Каждый из этих
видов взаимоотношений может, в
свою очередь, делиться на формальный
и неформальный.
Формальная структура
отношений в команде создается
и процессе учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности благодаря
приказам, распоряжениям, указаниям
вышестоящих организаций и
Одной из главных
особенностей формальной организации
(впрочем; как и неформальной) является
то, что она способствует объединению
индивидов в группу, создает основу
для личного контакта. В то же
время она регулирует частоту
этих контактов, плотность и качественную
их сущность. В этом проявляется сдерживающая
функция формальной организации по отношению
к развитию неформальной организации.
Подобные «карантинные» меры не всегда
удаются, так как порой неформальная структура
связей почти полностью совпадает с формальной
или даже перекрывает ее, становится ведущей.
В таких случаях наблюдается «размывание»
формальной структуры, характеризующееся
нарушением субординации в системе «тренер
— спортсмен», дисциплины, снижением критической
оценки поведения, личной ответственности
за свои действия. Группа перестает отвечать
тем задачам, ради решения которых она
была создана, превращаясь в средство
достижения целей узкого круга лиц, корпорации.
Если же члены
группы строят все свои связи и
отношения только на основе инструкций
и предписаний, с учетом ролевых
действий и формальных статусов, то
взаимоотношения в скором времени
станут напряженными. Отсутствие эмоциональных
связей приводит к незнанию и непониманию
многих личностных и профессиональных
качеств друг друга, ухудшению отношений
и в конечном счете к конфликту. Два типа
структур — формальная и неформальная
— всегда сосуществуют, образуя сложное
соотношение между собой.
Формальные отношения
в системах «спортсмен — спортсмен»
и «спортсмен—тренер» заранее «запрограммированы»
и обусловлены требованиями деятельности,
подчинены ее задачам, и «сценарий»,
по которому они должны развиваться,
для каждого вида спорта в общем-то
известен. Значительно труднее предугадать,
как в этих системах будут складываться
отношения в неформальной сфере, так как
развитие их происходит спонтанно, на
основе нерегулируемых симпатий и антипатий,
предпочтений, совместных интересов, и
увлечений. Для некоторых тренеров, особенно
начинающих, неформальные отношения нередко
представляют значительные трудности,
обусловленные самим характером деятельности
тренера, в которой он занимает двойственную
позицию: с одной стороны, он руководитель,
лицо, определяющее и планирующее стратегию
действий коллектива; с другой — он равноправный
член данного коллектива. Тренер, должен
обладать многими нравственными и педагогическими
качествами, чтобы сохранить субординацию,
своевременно пресечь по отношению к себе
проявление панибратства и фамильярности.
Строгость и сохранение дистанции в отношениях
не должны способствовать изоляции тренера
от группы, создавать образ человека недоступного,
без чувств и эмоций, «застегнутого на
все пуговицы». Доброжелательность и участие
в судьбе спортсмена, умение понять своего
ученика и оказать ему помощь словом или
делом, справедливость и последовательность
в требованиях — вот тот далеко не полный
перечень личностных качеств тренера,
которые формируют у спортсменов чувство
уважения к нему.
Установление
правильных взаимоотношений в системе
«тренер — спортсмен» — дело
исключительно сложное и
Поверхностное
наблюдение за спортивной группой нередко
наводит на мысль о том, что
все ее члены равны между собой.
Действительно, для таких рассуждений
есть основания: члены группы или
команды зачастую бывают приблизительно
одного и того же возраста, уровня профессионального
мастерства, имеют одинаковый стаж
занятий спортом, занимаются у одного
и того же тренера, несут одинаковую
ответственность за выполнение поставленной
задачи и т. д.