Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в теоретическом исследовании лидерства и создании социально - психологических основ лидерства в спорте, представленных оригинальной концепцией лидерства с ее последующим обоснованием, в разработке методического инструментария для изучения и диагностики феноменологии лидерства в спортивных группах.

Содержание

Цели и задачи …..……………………………………………………………………. 3

Введение………….…………………………………………………………………… 4

Основная часть………………………………………………………………………. 5

Кто может стать и становится лидером?................................................................ 9

Взаимоотношения в спортивной группе…………………………………………. 11

Основные концепции лидерства………………………………………………….. 15

Стили лидерства…………………………………………………………………….. 16

Дифференциация лидерских ролей……………………………………………….. 18

Заключение и выводы….…………………………………………………………… 20

Литература…………………………………………………………………………… 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.54 Кб (Скачать)

И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое  занимает каждый из членов группы в  ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т. д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена. 

Ряд исследований, проведенных в спортивных командах, позволили установить, что в них  есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды.

Лидерство это  искусство влияния на людей, вдохновения  их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. 
 

Лидер же — это  человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей  и поддерживающей его действия. Это  человек, за которым группа людей  признает право принимать решения  в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений  в этой группе.  

Существует два  психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они  умеют «пускать пыль в глаза», а  поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с  полной отдачей и плохо справляются  с проблемами. 

«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные  дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают  прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и  действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а  устремлены в будущее. Именно они  являются истинными лидерами, обладающими  непререкаемым авторитетом у  своих подчиненных. 

Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к  слабостями людей, не мешающим работе.  

Л.С. Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать лидер: 

Дальновидность. Лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить другим их смысл. С расширением дела цели организации, а следовательно, и задачи лидера усложняются, и если ему не удастся постоянно держать коллег в курсе своих планов и определять возможности их воплощения, то отношение к работе и моральный климат ухудшатся и в конце концов все хорошие начинания сойдут на нет. 
 

Рассудительность. По тому, как принимаются решения  на высшем уровне организации, можно  судить о многом. Например, лидеры преуспевающих  компаний, как правило, очень много  времени тратят на сбор и обработку  информации. 

Умение по достоинству  оценить качества своих подчиненных  и сделать все, чтобы заставить  их «выкладываться» на работе. Иметь  дело с одаренным человеком гораздо  сложнее, чем с подхалимом или  ничтожеством, и из-за этого очень  многие, казалось бы перспективные, компании потерпели крах. 

Энергичность. Руководитель истощается физически, умственно, душевно. Выносливость - залог успешного руководства. 

Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые  пути в свое работе и принимает  на себя весь возможный его риск, то именно он часто терпит неудачу  в своих начинаниях. Важно уметь  воспрянуть после поражения, «пробивать»  идею, которую скептики уже давно  похоронили, и не перестраховываться. На уверенность в своих силах  огромное влияние оказывают родственники и друзья, конкретная ситуация и  т. д. В США, например, неудачу рассматривают  как часть учения.

Последовательность - это своеобразная «лакмусовая бумажка», определяющая хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости  методов руководителя, его взглядов и манеры принятия решения. Наиболее важным становится это качество в  тех случаях, когда полномочия руководителя распределяются между партнерами по работе. 

Справедливость. Выстраивая отношения с людьми, мы по-разному истолковываем это  понятие. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных такого вклада в работу, который гарантирует им место на фирме, то очень важно, что это правило применялось ко всем без исключения. Справедливость в решении подобных вопросов имеет огромное влияние на моральный климат в компании. 

Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно. Безжалостность - это не обязательно жестокость или бесчувственность. Моральные  и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников  считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете. 

Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны  такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы. 

Способности. Лидер  должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться устанавливать  и поддерживать коэффициент полезного  действия сотрудников, а также определять стиль принятия решений. Лидеру нужно  знать, как поощрять людей и как  при необходимости сделать им замечания. И наконец (но не в последнюю  очередь), он должен чувствовать, когда  вмешиваться и когда лучше  остаться в стороне, - одним словом, уметь передать другим часть своих  полномочий.

Р.С. Уэнберг в свою очередь утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующие характеристики: ум (интеллект), настойчивость, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм. 
 
 

Основные  концепции лидерства 

Личностный подход (теория «черт лидерства») 

В 1920-х годах  ученые пытались определить, какие  характеристики или личностные особенности  являются общими для крупных лидеров. Они рассматривали особенности  лидерства как относительно стабильные свойства, такие, как интеллект, независимость, уверенность в своих силах. Эти  исследователи были сторонниками теории личностных особенностей и считали, что именно определенные свойства личности дела ют их лидерами, независимо от ситуации в которой они находятся.  

Социологи работающие над развитием теории «черт лидерства» изучали лидерство в различных социальных группах на уровне «микросреды» — родители, знакомые, ближайшие родственники. Они выделили десятки качеств, которыми обладает лидер — чувство юмора, такт, умение предвидеть, ум, способность привлекать к себе внимание, энергия, сильный характер и др. Они считали, что отыскание черт, необходимых лидеру, является главной задачей, и стремились найти некоторые универсальные черты, характеризующие руководителей политических партий и лидеров преступного мира. Существенный недостаток теории «черт лидерства» — положение о том, что способность быть лидером является врожденной, лидер наделен определенными чертами изначально, они перешли к нему генетически, что способность управлять свойственна ограниченному кругу людей, которые определяют общественно-исторический процесс. Таким образом оказалось, что лидер и лидерство есть продукт не конкретных социальных условий, ситуаций, отношений, а врожденного комплекса биопсихических свойств, обеспечивающих власть человеку, наделенному этими свойствами.  

Этот подход утратил популярность в конце  второй мировой войны, когда проанализировав  свыше 100 исследований по проблемам  лидерства, основанных на теории личностных особенностей, ученые выявили всего  несколько одинаковых свойств личности. 

Эта теория признает врожденность и неповторимость свойств  лидера, поэтому лидерство как  социально-психологический феномен  можно рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, обеспечивающих лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть в своих руках именно благодаря  этим уникальным чертам. 

Ни один «набор»  характеристик не обеспечивает успешного  лидерства. Ученые считали, что известные  лидеры имеют общие личностные особенности, которые как нельзя лучше подходят для роли лидера и которые отличают их от тех, кто не является лидером. Однако нельзя выявить действительного  лидера на основании одних лишь личностных особенностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стили лидерства 

Среди стилей лидерства  выделяются авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный  стиль лидерства отличается ярко выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в  принятии решений, систематическим  контролем за действиями ведомых. Такой лидер ограничивает функции остальных членов группы исполнительскими: для него идеальный подчиненный – дисциплинированный исполнитель.

Для демократического стиля лидерства характерно, что  лидер ; постоянно интересуется мнением зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к принятию решений, к сотрудничеству в управлении. Лидер этого типа уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль  лидерства – это такая форма  поведения лидера, при которой  он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет  себя так, как будто он не лидер, а  рядовой член группы. Все вопросы  жизнедеятельности группы решаются коллективом, это принимается как  закон и обязательно не только для рядовых членов группы, но и  для самого лидера. 

Традиционными для социальной психологии являются исследования стиля лидерства, начало которым было положено в США в  экспериментах под руководством К.Левина. Именно тогда были выявлены и прочно укоренились в социальной психологии представления о трех возможных стилях лидерства –  авторитарном, демократическом и  попустительском.

Наиболее эффективен демократический стиль руководства. Тибаут и Келли указывают, что демократическое руководство характеризуется следующими особенностями: 

высокой частотой групповых действий 

сравнительно  низкой зависимостью от лидера 

сравнительно  малым недовольством членов группы по причинам, касающимся отношений  членов и лидера. 

Демократический стиль наиболее разумный и гуманный в руководстве. Лидер-демократ советуется с коллегами, заставляет их инициативно  и активно работать, прислушиваться к их мнению, аргументам, ориентируется  па общественное мнение, устраивает обсуждение задач группы, часть полномочий делегирует ряду членов группы, руководит коллегиально.

Несколько менее  эффективным является автократический  стиль лидерства. Автократический  лидер устанавливает строгую  организацию группы, жесткую дисциплину, четко распределяет обязанности  между членами группы, не прислушивается к мнению группы, не устраивает дискуссий, лишь незначительную часть информации, которой располагает, доводит до группы, навязывает свое мнение, признает только свои приказания. К. Левин и  Р. Леппит отмечают, что авторитарное лидерство требует неукоснительного подчинения от членов группы и приводит к большой зависимости участников групповой деятельности от лидера.  

Сравнивая автократичных и демократичных руководителей, возникают интересные закономерности. Под руководством автократичных лидеров коллективы отлично работают только в присутствии руководителя; сотрудники негативно воспринимают жесткий автократический стиль лидерства, в коллективе возникает атмосфера враждебности. Эффективность деятельности групп, возглавляемых «демократами», находится на не менее высоком уровне, но в них формируются позитивные взаимоотношения. Кроме того, в таких группах сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия как в присутствии лидера, так и в его отсутствие, чему способствуют применяемые руководителем демократического типа методы участия в управлении и принятия решений большинством голосов. Именно в корпоративном мире все большую силу набирает тенденция наделения властью работников нижних организационных уровней.

Л.С. Вечер разделяет  стили лидерства следующим образом, характеризуя их наличием определенных признаков: 

Стиль, при котором лидер  всегда находится  в центре: 

Информация о работе Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах