Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Цель состоит в теоретическом исследовании лидерства и создании социально - психологических основ лидерства в спорте, представленных оригинальной концепцией лидерства с ее последующим обоснованием, в разработке методического инструментария для изучения и диагностики феноменологии лидерства в спортивных группах.
Цели и задачи …..……………………………………………………………………. 3
Введение………….…………………………………………………………………… 4
Основная часть………………………………………………………………………. 5
Кто может стать и становится лидером?................................................................ 9
Взаимоотношения в спортивной группе…………………………………………. 11
Основные концепции лидерства………………………………………………….. 15
Стили лидерства…………………………………………………………………….. 16
Дифференциация лидерских ролей……………………………………………….. 18
Заключение и выводы….…………………………………………………………… 20
Литература…………………………………………………………………………… 21
Уральский Федеральный университет
имени
Первого президента
России Б. Н. Ельцина
Институт физической культуры
и
социального управления
на тему «Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах»
Проверил: Рогалёва Л. Н.
Содержание:
Цель и задачи:
Цель состоит в теоретическом исследовании лидерства и создании социально - психологических основ лидерства в спорте, представленных оригинальной концепцией лидерства с ее последующим обоснованием, в разработке методического инструментария для изучения и диагностики феноменологии лидерства в спортивных группах.
Основные лидерские
качества подтверждаются преобладанием
тенденций независимости, общительности,
принятие «борьбы» и проявляются
в спортивной группе легкоатлетов в
зависимости от социально-психологических
условий.
Задачи курсовой работы:
1. Сформулировать и обосновать общий подход к исследованию феноменологии лидерства.
2. Создать концепцию
лидерства, как группового
3. Описать и
экспериментально обосновать
4. Дать описание
субъекта, объекта лидерства, вклада
лидеров и ведомых в продукт
совместной групповой
5. Показать в
сравнительном плане личность
лидера и ведомого, соответствие
ожиданий и реалий в личности
инструментального,
6. Разработать
методические средства
Введение
Теоретико-методологическое основание работы составляют базисные, фундаментальные положения марксистско-ленинской философии, социологии, психологии, педагогики. В качестве ведущих и предопределяющих положений данной работы являются принципы монизма, единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, опосредованности и включенности. Именно от этих положений ведется и строится анализ изучаемого предмета, природа и суть которого производны и который в своем системном, целостном проявлении отражает первичные факторы детерминации, а также вторичные, преломляемые посредством названных принципов.
Психологическим
основанием возникновения лидерства
является отражение взаимодействующими
спортсменами потребности достижения
цели (групповой, индивидуальной) и, в
связи с этим, в сознании спортсменов
возникает представление о
Лидером, по мнению
тренеров и других практических работников
спорта, является спортсмен или спортивная
команда, которая является первой, ведущей
в соревновании, гонке, турнире, забеге,
схватке и т.д., т.е. признак "первого"
это и есть позиция лидера в
спорте. Анализ теоретических и экспериментальных
работ показывает, что психологическое
содержание понятие лидер и его статус
значительно шире и глубже. Статус лидера
действительно высокий или один из самых
высоких в спортивной группе. Формирование
этого статуса осуществляется достаточно
длительное время. Процесс этот детерминируется
большим количеством переменных, которые
не оказывают однозначного влияния на
формирование статуса. Наиболее существенными,
по литературным данным, оказываются эмоционально-волевые
свойства личности.
Основная часть:
Представление о взаимодействии людей как о системообразующем факторе лидерства, обусловлено тем обстоятельством, что в реальном физическом и психологическом взаимодействии людей становится возможным реализовать потребностно - мотивационные и целеобразующие силы людей, и что это обстоятельство находит отражение в сознании людей, занятых совместной деятельностью в большей или меньшей степени.
Предмет исследования: лидерство как групповое явление и его материальный носитель - структура, функции, процесс, субъект и объект лидерства, личность лидеров и ведомых, их вклад в продукт совместной деятельности.
Функции лидерства
в полевых условиях деятельности
спортивной группы осуществляют лидеры
в актах вербального и
Анализ экспериментального материала показывает, что процесс лидерства цикличен. Цикл многократно повторяется в условиях деятельности группы. Каждый цикл состоит из трех фаз: подготовительной, которая заканчивается принятием лидерского решения; исполнительная, посредством которой делается попытка реализовать принятое решение и, наконец, фаза коррекции, содержащая анализ содеянного, его оценку и самооценку и, при необходимости, элементы коррекции. В процессе лидерства проявляется структура и функции феномена. Иначе говоря, происходит материализация феноменологических составляющих лидерства в реально данные действия и операции, в которых с большей или меньшей полнотой отражается сущность феномена.
Понятия личность лидера и субъект лидерства не являются тождественными. Понятие личность лидера более широкое, нежели субъект лидерства, во-первых, потому, что активность, инициатива личности обнаруживается в более многоплановом аспекте, чем у субъекта лидерства. Кроме того, личность не всегда и совсем не обязательно должна активно и творчески проявлять себя в разных сферах жизнедеятельности спортивной группы. Степень ее активности может значительно колебаться. Субъект лидерства - это непременно и обязательно активное, творческое начало с позиции достижения деятельностно - значимых целей спортивной группы. Во-вторых, различие в понятиях личность и субъект лидерства определяется возможностью толкования термина "субъект лидерства", оно может быть достаточно широким и наоборот. В первом случае под субъектом лидерства может пониматься не только определенное лицо или группа лиц. В роли субъекта может быть та или иная норма (этическая, моральная и др.), традиции, ритуал спортивной команды и т.д. И, наконец, личность - это проявление прежде всего общественной сущности, тогда как субъект лидерства может отражать не только свою общественную сущность, но проявлять и другие стороны своей сути.
Спортивная команда
представляет собой разновидность малой
социальной группы. Малой она называется
из-за своей малочисленности, а социальной
потому, что объединяет людей, имеющих
общий социальный признак (отношение к
спорту) и выполняющих общественно важные
функции в общей структуре общественного
разделения труда, а именно — оздоровительные,
воспитательные, подготовительные к другим
видам деятельности.
Прежде всего, для малых групп характерна
малочисленность их состава. Минимальный
состав такой группы 2-3 человека, максимальный
— 20-30 человек. Главным психологическим
эффектом малочисленности состава группы
является то, что ее члены могут непосредственно
общаться друг с другом, вступать в личные
контакты. В результате этого, в группе
помимо функциональных, деятельностных,
общественных отношений, обусловленных
социальными условиями и видом деятельности,
возникает сеть эмоционально-психологических
отношений, которые тесно переплетаются
с деятельностными и придают группе новые
социально-психологические качества.
Спортивная команда выступает не только
как объект управления, но и как субъект
деятельности. В этом качестве команда
может выступать, если она будет внутренне
организована, и обладать определенной
степенью интеграции. Поэтому интересно,
как группа организуется, кто берет на
себя функции руководства, насколько они
эффективны.
В результате самоорганизации
в группе устанавливаются отношения доминирования
и подчинения, влияния и следования. Эти
отношения и характеризуют лидерство.
Само явление заключается в том, что в
системе межличностных отношений выдвигается
один из ее членов, который берет на себя
функции неформального руководства группой.
Команда, как система, всегда действует
в окружающей ее среде. В свою очередь,
среда постоянно влияет на действующий
объект определенным набором сбивающих
факторов, который отклоняет поведение
системы от избранной траектории поведения.
Для достижения поставленных целей в таких
условиях команде необходимо управление
действиями всех игроков по ходу ведения
игрового процесса. В команде, как замкнутой
системе, такое управление возможно только
в форме самоуправления, т.е. система является
самоуправляемой. Известно, что самоуправление
в малой группе реализуется лидерами.
Лидер — это член малой группы, выдвигаемый
в результате взаимодействия ее членов
в определенной ситуации, способствующий
организации группы и управлению ею при
достижении поставленной цели. Социальная
психология достаточно подробно рассматривает
каталог качеств и свойств лидера: высокий
уровень компетентности, статус в группе,
способность к руководству и т.д.
Используя эти сведения, были проведены
исследования лидерства в ряде видов спорта.
Здесь использовались обычные социометрические
процедуры и расчеты, принятые в современных
исследованиях. В результате исследований
выявлено, что некоторые члены команд
обладали высоким уровнем необходимых
лидеру показателей, но не являлись лидерами
группы. С другой стороны, некоторые члены
команды имели низкие показатели, но выдвигались
на роль лидеров.
Лидерство в спортивных группах и коллективах
следует рассматривать как социально
необходимый, естественный процесс самоуправления
и координации взаимодействий и взаимоотношений
между спортсменами в связи с целями и
задачами деятельности. Лидер как субъект
лидерского процесса воздействует на
ведомых, ведомые же принимают или отвергают
эти воздействия.
Принятие лидерского влияния обнаруживается
в подчинении, следовании указаниям, советам,
просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется
в неподчинении, несогласии с лидером,
уклонении от исполнения его распоряжений.
Влияние лидерства и лидера в спорте может
быть непосредственным (даже физически),
внешне легко фиксируемым, но может иметь
и скрытую форму, быть опосредованным
многократно через какие-либо факторы,
например через этические или нравственные
нормы, бытующие в данной спортивной команде.
В роли лидера спортивной команды, как
показывает практика, выступает обычно
наиболее авторитетный, опытный спортсмен.
Встречаются, однако, команды, которые
имеют в роли лидеров не самых авторитетных
и опытных членов коллектива. В спорте
высших достижений лидером является почти
всегда один из сильнейших спортсменов
команды. Возможность участвовать в управлении
спортивной командой у лидеров достаточно
широка.
Причем если лидер действует в соответствии
с планом и задачами тренера, то достигается,
как правило, максимальный положительный
эффект в организации и координации совместных
усилий членов команды. Иногда между официальным
руководителем (тренером) и лидером не
возникает полного согласия, не устанавливается
взаимопонимание. Это может привести к
определенной дезорганизации, к нарушению
процессов управления в команде. В такой
ситуации тренеру не всегда удается сразу
найти оптимальный способ управления
командой.
Анализ руководящих действий лидера позволяет
выделить три наиболее важные обобщенные
функции лидерства: организационную, информационную
и воспитательную.
Организационная функция заключается
в выработке общекомандных целей, разработке
планов реализации усилий всех членов
команды для достижения поставленных
целей. В игровой ситуации эта функция
проявляется главным образом в указаниях,
направляющих, ускоряющих или закрепляющих
определенные действия товарищей по команде:
«Бросок!», «Блок!», «Стоять!», «Быстрее!»,
«На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно
временно уступает свои функции одному
из спортсменов, находящемуся в более
благоприятных условиях, или принуждает,
навязывает своим партнерам определенные
действия. Этими способами лидер организует
и направляет усилия членов команды на
осуществление тактической комбинации.