Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в теоретическом исследовании лидерства и создании социально - психологических основ лидерства в спорте, представленных оригинальной концепцией лидерства с ее последующим обоснованием, в разработке методического инструментария для изучения и диагностики феноменологии лидерства в спортивных группах.

Содержание

Цели и задачи …..……………………………………………………………………. 3

Введение………….…………………………………………………………………… 4

Основная часть………………………………………………………………………. 5

Кто может стать и становится лидером?................................................................ 9

Взаимоотношения в спортивной группе…………………………………………. 11

Основные концепции лидерства………………………………………………….. 15

Стили лидерства…………………………………………………………………….. 16

Дифференциация лидерских ролей……………………………………………….. 18

Заключение и выводы….…………………………………………………………… 20

Литература…………………………………………………………………………… 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 56.54 Кб (Скачать)
 

Уральский Федеральный университет 

имени Первого президента России Б. Н. Ельцина 

        Институт физической культуры

      и социального управления 
 
 

      Курсовая  работа по психологии

на  тему  «Психология лидерства в спорте и  социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах»

                           Выполнил: Скакун П. А.

                           ФК-290201

                   

                  Проверил: Рогалёва Л. Н.

                                                 

Екатеринбург 2011 г.
 

Содержание: 

  1. Цели  и задачи …..……………………………………………………………………. 3
 
  1. Введение………….…………………………………………………………………… 4
 
  1. Основная  часть………………………………………………………………………. 5
 
  1. Кто может стать и  становится лидером?................................................................ 9
 
  1. Взаимоотношения в спортивной группе…………………………………………. 11
 
  1. Основные  концепции лидерства………………………………………………….. 15
 
  1. Стили лидерства…………………………………………………………………….. 16
 
  1. Дифференциация  лидерских ролей……………………………………………….. 18
 
  1. Заключение и выводы….…………………………………………………………… 20
 
  1.   Литература…………………………………………………………………………… 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 

Цель  и задачи:

Цель состоит  в теоретическом исследовании лидерства  и создании социально - психологических  основ лидерства в спорте, представленных оригинальной концепцией лидерства  с ее последующим обоснованием, в  разработке методического инструментария для изучения и диагностики феноменологии  лидерства в спортивных группах.

Основные лидерские  качества подтверждаются преобладанием  тенденций независимости, общительности, принятие «борьбы» и проявляются  в спортивной группе легкоатлетов в  зависимости от социально-психологических  условий. 

Задачи  курсовой работы:

1. Сформулировать  и обосновать общий подход  к исследованию феноменологии  лидерства.

2. Создать концепцию  лидерства, как группового социально-психологического  явления, отражающую многозначность, противоречивость и состав факторов.

3. Описать и  экспериментально обосновать формирование  структуры, функций, процесса  лидерства в условиях деятельности  спортивных групп. Показать общее  и особенное в становлении  феноменов лидерства применительно  к объектам исследования.

4. Дать описание  субъекта, объекта лидерства, вклада  лидеров и ведомых в продукт  совместной групповой деятельности.

5. Показать в  сравнительном плане личность  лидера и ведомого, соответствие  ожиданий и реалий в личности  инструментального, экспрессивного  лидеров.

6. Разработать  методические средства диагностики  феноменов лидерства, адаптированных  к спортивным группам и командам.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Теоретико-методологическое основание работы составляют базисные, фундаментальные положения марксистско-ленинской философии, социологии, психологии, педагогики. В качестве ведущих и предопределяющих положений данной работы являются принципы монизма, единства сознания и деятельности, детерминизма, развития, опосредованности и включенности. Именно от этих положений ведется и строится анализ изучаемого предмета, природа и суть которого производны и который в своем системном, целостном проявлении отражает первичные факторы детерминации, а также вторичные, преломляемые посредством названных принципов.

Психологическим основанием возникновения лидерства  является отражение взаимодействующими спортсменами потребности достижения цели (групповой, индивидуальной) и, в  связи с этим, в сознании спортсменов  возникает представление о необходимости  организовывать, согласовывать, координировать, т.е. потребности управлять многообразными и разнородными усилиями, индивидуальными  и коллективными, направленными  на  достижение целей совместной деятельности.

Лидером, по мнению тренеров и других практических работников спорта, является спортсмен или спортивная команда, которая является первой, ведущей  в соревновании, гонке, турнире, забеге, схватке и т.д., т.е. признак "первого" это и есть позиция лидера в  спорте. Анализ теоретических и экспериментальных работ показывает, что психологическое содержание понятие лидер и его статус значительно шире и глубже. Статус лидера действительно высокий или один из самых высоких в спортивной группе. Формирование этого статуса осуществляется достаточно длительное время. Процесс этот детерминируется большим количеством переменных, которые не оказывают однозначного влияния на формирование статуса. Наиболее существенными, по литературным данным, оказываются эмоционально-волевые свойства личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть:

Представление о взаимодействии людей как о  системообразующем факторе лидерства, обусловлено тем обстоятельством, что в реальном физическом и психологическом взаимодействии людей становится возможным реализовать потребностно - мотивационные и целеобразующие силы людей, и что это обстоятельство находит отражение в сознании людей, занятых совместной деятельностью в большей или меньшей степени.

Предмет исследования:  лидерство как групповое явление и его материальный носитель - структура, функции, процесс, субъект и объект лидерства, личность лидеров и ведомых, их вклад в продукт совместной деятельности.

Функции лидерства  в полевых условиях деятельности спортивной группы осуществляют лидеры в актах вербального и невербального  взаимодействия. Интенсивность использования  организационной, информационной, социализирующей  функций определяется целями, задачами спортивной деятельности, мерой успеха и напряженности, осуществляемой деятельности, социально-психологической ролью  спортсмена в команде.  Процесс  лидерства в соревновательной деятельности спортивных групп можно представить  как процесс вербального взаимодействия субъекта и объекта лидерства. При  этом связь лидера и ведомого - это  не только и не столько отношения  субъект – объектные, сколько  субъект - субъектные. И лидер и  ведомый участвуют в управлении спортивной группой, но приоритет здесь  принадлежит лидеру, поскольку его  активность и инициатива превосходят  аналогичное поведение ведомого в среднем в 6-8 раз, а в отдельных  случаях - значительно существеннее.

Анализ экспериментального материала показывает, что процесс  лидерства цикличен. Цикл многократно  повторяется в условиях деятельности группы. Каждый цикл состоит из трех фаз: подготовительной, которая заканчивается  принятием лидерского решения; исполнительная, посредством которой делается попытка  реализовать принятое решение и, наконец, фаза коррекции, содержащая анализ содеянного, его оценку и самооценку и, при необходимости, элементы коррекции. В процессе лидерства проявляется  структура и функции феномена. Иначе говоря, происходит материализация феноменологических составляющих лидерства  в реально данные действия и операции, в которых с большей или  меньшей полнотой отражается сущность феномена.

Понятия личность лидера и субъект лидерства не являются тождественными. Понятие личность лидера более широкое, нежели субъект  лидерства, во-первых, потому, что активность, инициатива личности обнаруживается в  более многоплановом аспекте, чем  у субъекта лидерства. Кроме того, личность не всегда и совсем не обязательно  должна активно и творчески проявлять  себя в разных сферах жизнедеятельности  спортивной группы. Степень ее активности может значительно колебаться. Субъект  лидерства - это непременно и обязательно  активное, творческое начало с позиции  достижения деятельностно - значимых целей спортивной группы. Во-вторых, различие в понятиях личность и субъект лидерства определяется возможностью толкования термина "субъект лидерства", оно может быть достаточно широким и наоборот. В первом случае под субъектом лидерства может пониматься не только определенное лицо или группа лиц. В роли субъекта может быть та или иная норма (этическая, моральная и др.), традиции, ритуал спортивной команды и т.д. И, наконец, личность - это проявление прежде всего общественной сущности, тогда как субъект лидерства может отражать не только свою общественную сущность, но проявлять и другие стороны своей сути.

Спортивная команда представляет собой разновидность малой социальной группы. Малой она называется из-за своей малочисленности, а социальной потому, что объединяет людей, имеющих общий социальный признак (отношение к спорту) и выполняющих общественно важные функции в общей структуре общественного разделения труда, а именно — оздоровительные, воспитательные, подготовительные к другим видам деятельности. 
 
Прежде всего, для малых групп характерна малочисленность их состава. Минимальный состав такой группы 2-3 человека, максимальный — 20-30 человек. Главным психологическим эффектом малочисленности состава группы является то, что ее члены могут непосредственно общаться друг с другом, вступать в личные контакты. В результате этого, в группе помимо функциональных, деятельностных, общественных отношений, обусловленных социальными условиями и видом деятельности, возникает сеть эмоционально-психологических отношений, которые тесно переплетаются с деятельностными и придают группе новые социально-психологические качества. 
 
Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована, и обладать определенной степенью интеграции. Поэтому интересно, как группа организуется, кто берет на себя функции руководства, насколько они эффективны. 
 

В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство. Само явление заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции неформального руководства группой. 
 
Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который отклоняет поведение системы от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. 

 
Лидер — это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает каталог качеств и свойств лидера: высокий уровень компетентности, статус в группе, способность к руководству и т.д. 
 
Используя эти сведения, были проведены исследования лидерства в ряде видов спорта. Здесь использовались обычные социометрические процедуры и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров. 

 
Лидерство в спортивных группах и коллективах следует рассматривать как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации взаимодействий и взаимоотношений между спортсменами в связи с целями и задачами деятельности. Лидер как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия. 
 
Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде. 
 
В роли лидера спортивной команды, как показывает практика, выступает обычно наиболее авторитетный, опытный спортсмен. Встречаются, однако, команды, которые имеют в роли лидеров не самых авторитетных и опытных членов коллектива. В спорте высших достижений лидером является почти всегда один из сильнейших спортсменов команды. Возможность участвовать в управлении спортивной командой у лидеров достаточно широка. 
 
Причем если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный эффект в организации и координации совместных усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает полного согласия, не устанавливается взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру не всегда удается сразу найти оптимальный способ управления командой. 
 
Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную. 
 
Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функция проявляется главным образом в указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!», «Стоять!», «Быстрее!», «На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно временно уступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более благоприятных условиях, или принуждает, навязывает своим партнерам определенные действия. Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды на осуществление тактической комбинации. 

Информация о работе Психология лидерства в спорте и социально-психологический феномен лидерства в спортивных командах