Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Все психические процессы протекают не сами по себе, они принадлежат личности. Каждый в своём реальном развитии зависит от личности в целом. У различных людей мы находим различные типы восприятия и наблюдения, памяти, мышления, воображения, внимания и пр.
Индивидуальные различия проявляются и в содержании того, что воспринимается, о чем думается, что воображается или запоминается. Например, запоминание и забывание – избирательный процесс.

Содержание

Введение
Личность
Личность, индивид, индивидуальность
Личность и социальные роли
Самосознание личности
Механизмы психологической защиты личности
Межличностные отношения
Взаимоотношения людей в группах
Массовые социально-психологические явления
Применение знаний психологии личности в практической деятельности менеджера (на примере менеджера по персоналу)
Стратегия управления персоналом
Психологическое обеспечение процедуры отбора персонала
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

психология - копия.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

   Описан  и изучен целый ряд защитных механизмов. Самым первым был открыт механизм вытеснения. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания. Вытеснение лежит в основе забывания.

   Описывая  это явление, З. Фрейд приводит интересное наблюдение Ч. Дарвина: «в течение многих лет, - пишет Ч. Дарвин в своей автобиографии, - я следовал золотому правилу; а именно: когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили основным результатам моих исследований, я незамедлительно записывал это; я обнаруживал по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

   Еще один распространенный защитный механизм – проекция. В этом случае те качества, намерения, чувства, которые есть у  человека, но по каким-то причинам неприемлемы  для него, приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

   В других случаях для защиты те или  иные качества или переживания заменяются диаметрально противоположными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный – робким и беззащитным. Так, в одном из исследований сопоставлялись суждения человека о себе с мнением нескольких людей, которые хорошо его знали. Выяснилось, что люди часто не осознают своих недостатков, которые были настолько очевидны, что окружающие единодушно называли их. Более того, многие утверждали, что они обладают качествами, прямо противоположными тем, которые видели в них окружающие. Так, человек, которого все, знающие его, считали лицемерным, описывал себя, как искреннего и открытого. Нередко за самоуверенностью, самодовольством и властностью скрывается сильное чувство неуверенности. В этом случае человек может держаться уверенно, но будет избегать ситуаций, где его способности могут быть проверены. Этот механизм получил название – реактивное образование.

   Достаточно  распространенным является механизм рационализации. В этом случае неприемлемым мыслям и чувствам даются логически убедительные объяснения. Чаще всего встречаются типы рационализации, получившие название «зелен виноград» (по известной басне «Лиса и виноград»), т.е. обесценивание недоступного, но сильно желаемого предмета, явления. «Сладкий лимон» - это преувеличение ценности имеющегося, причем преувеличения сильного неоправданного. Благодаря этому снижается значимость недоступного.

   Еще один защитный механизм – замещение. В этом случае действие, направленное на какой-либо объект, спровацированно не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом.

   Хотя  защитные механизмы защищают психику  человека от травмирующих переживаний, однако достигается это дорогой  ценой – ценой нарушения адекватного  осознания действительности и отношения к ней. Механизмы психологической защиты осуществляют эту защиту во многом дефектными способами, препятствуя полноценному получению и осознанию человеком своего жизненного опыта. Например, «Когда мы влюблены, то в первые недели или месяцы совместной жизни идеализируем предмет своей любви и абсолютно не можем выносить неприятных чувств по отношению к своему избраннику». Мы подавляем все, что нам может не понравиться в нашем избраннике, и замечаем в нем только хорошие черты. Мы не обращаем на такие вещи: как несовершенная фигура, болтливость, молчаливость, обидчивость, угрюмость и т.д. мы прячем нежелательные стороны нашего супруга и поначалу это действует превосходно. Но в процессе совместной жизни, день за днем, месяц за месяцем, мы делаем открытия в своем избраннике. Одни приятные, а другие не очень. Некоторые просто отвратительные. Но покуда мы подавляем в себе неприятные впечатления, оттесняя его в подсознание, нам удается продолжать видеть нашего возлюбленного близким к идеалу, и все кажется прекрасным.

   Но  вот проблема. Мы не можем подавлять  свои чувства вечно. Однажды мы достигаем  критической точки, и не можем  продолжать подавлять отрицательные  эмоции. Неожиданно наступает момент противоречивых чувств по отношению  к супругу. Опять, вследствие неспособности справляться с противоречиями, мы подавляем добрые чувства и акцентируем внимание на дурных. Теперь мы видим нашего супруга в противоположном свете, считая его абсолютно плохим, поразительно неприятным или почти лишенным привлекательности.

   Единственный  защитный механизм, который не имеет  такого отрицательного значения –  сублимация. Такое название получил  процесс, посредством которого побудительная  энергия, содержащаяся в неприемлемых для человека потребностях, мотивах, переводится в другое русло, направляется на желательные для него и допустимые в социальном отношении формы деятельности, науку, искусство, культуру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.

   Существует  и еще один механизм, который, не являясь в полном смысле слова  защитным, все же позволяет человеку отвергать неприятные факты, травмирующую информацию.

   Этот  механизм – сопротивление – субъективно  переживается как внутренний барьер, препятствующий изменению себя или  осознанию каких-то неприятных событий, негативных переживаний. Сопротивление может проявляться в стремление выйти из ситуации, в желании изменить тему разговора, в особо яростном отстаивании своей правоты. Оно обнаруживается в чувстве внезапной усталости, внезапном кашле, смехе, а также во многом другом. Важно, что стремления, желания человека проявляются не прямо, а косвенно. И это происходит не потому, что он притворяется. Сопротивление действует на неосознанном уровне. Его отличие от других защитных психологических механизмов в том, что оно может осознаваться и человек, распознав, может преодолеть его.

   Ученые  по-разному объясняли, с чем связано  установление, «включение» защитных механизмов. З. Фрейд считал, что  это вызывается, прежде всего, сексуальными и агрессивными импульсами. В современной  психологии как наиболее травмирующие для человека рассматриваются события и явления, угрожающие представлению человека о себе, о своем месте в мире – угроза «Я».

   Сохранение  целостности, устойчивости личности, ее преемственности во времени –  очень важный и существенный аспект личностного развития. И он, конечно, обеспечивается не только действием защитных механизмов, а охватывает все стороны личности. Сохранение постоянства личности, писал А. Н. Леонтьев, «это высшего единства человека, изменчивого, как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым». 

   3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

   3.1. Взаимоотношения  людей в группах

   Человек в течение жизни постоянно  общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняется настроение, восприятие окружающей действительности. Основным микроэлементом общества психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека. Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Чтобы стать коллективом, группе надо пройти не простой путь развития. Группа, коллектив занимают существенное место в процессе развития личности. Человек становится личностью в обществе других людей, он не может жить без общества себе подобных. Личностью человек не рождается, а становится, и становится именно благодаря общению с другими людьми. Л.Н. Толстой писал, что «человек немыслим вне общества». Мы постоянно находимся среди людей; очень близких, родных – дома, в кругу друзей хорошо знакомых или мало знакомых – на работе, в гостях, клубах; совсем незнакомых – на улице, в автобусе, трамвае, театре, кино – везде и всегда. В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувства защищенности, формируется уважение к людям, понимание их желаний, мыслей, чувств.

     Взаимоотношения коллектива и  личности сложные. С одной стороны,  коллектив, влияет на личность, он в состоянии не только  формировать, но и перестраивать, перевоспитывать ее. С другой стороны, личность влияет на коллектив: каждый человек привносит в коллектив свой ум, эмоциональность, характер, способности. Коллектив дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива.

   Человек в группе, коллективе выступает в  отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофициальные). Деловые  и личные отношения составляют систему  межличностных отношений. Взаимоотношения между людьми на работе подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным). При выполнении любой работы присутствуют и единые правила, и человеческие отношения. Иногда неформальные группы несут в себе некоторое социальное зло: круговая порука, преступный сговор с целью хищения и злоупотреблений. Неофициальные контакты между совместно работающими людьми естественны и неизбежны и тесно переплетаются. От того, насколько это понимает руководитель, в значительной степени зависит психологический климат в любом трудовом коллективе. Безличность в отношениях с подчиненным – «психологическая глухота» руководителя.

   Восприятие  другого человека всегда связано  с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых знает лично. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не одинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Это определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений.  Одни люди пользуются большей популярностью, авторитетом, чем другие. Первые с большим желанием и чаще избираются для контактов.

   Положение человека в группе зависит от характера, поведения, способностей и умений. Так, популярность связана с такими свойствами личности, как общительность, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, большой кругозор и желание помочь. Непопулярность вызывается эгоизмом, лживостью, заносчивостью, поверхностью знаний в профессиональной области, скрытностью, плохим умением общаться.

   Положение человека в группе зависит не только от его свойств, но и от того, каких оценивают в данном коллективе. То, что в одной группе может быть важным и ценным, в другой – иметь противоположную ценность. Лидеры в группе самые авторитетные и популярные, с ними все хотят общаться, они эмоционально благополучны, уверены в себе. Изолированные не очень уверены в себе и отношение к ним довольно безразличное, к ним не испытывают ни особой симпатии, ни особой неприязни. 

   3.2. Массовые социально-психологические  явления

   Известно, что, находясь среди группы людей, даже небольшой человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, высвечивает в этих свойствах такие стороны, о которых нередко он сам и не подозревал. Поэтому массовые психологические явления играют значительную роль в межличностных отношениях. Таких явлений много.

   Общественное  мнение. Оно может формироваться сознательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют общественное мнение, отражающее идеологию того или иного политического направлении или государства в целом. Может складываться в общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, ученике в школе.

   Общественное  мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

   В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную  роль и отрицательную, в том случае, если мнение основывается на ложных слухах.

   Коллективное  переживание. Эмоциональные переживания могут одновременно захватывать большие массы людей. Это могут быть радостны переживания, переживания горя, страха, гнева. Люди как бы заражаются настроением других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумулируются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроениями болельщиков и может вести себя совершенно несвойственным для его повседневного поведения образом.

   Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музыкальностью, потом постепенно становятся соучастниками коллективного действа с подпеванием, подтанцовыванием, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, психологический климат.

   Глубоко отрицательным переживанием большой  силы является паника. Паника – это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро нарастает в процессе взаимного заражения. При этом полностью блокируется способность рациональной оценки обстановки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника усиливается в общей обстановке психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий.  На усиление и продолжительность паники влияет недостаток точной информации о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, например, после чернобыльской атомной катастрофы.

Информация о работе Психология личности