Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Все психические процессы протекают не сами по себе, они принадлежат личности. Каждый в своём реальном развитии зависит от личности в целом. У различных людей мы находим различные типы восприятия и наблюдения, памяти, мышления, воображения, внимания и пр.
Индивидуальные различия проявляются и в содержании того, что воспринимается, о чем думается, что воображается или запоминается. Например, запоминание и забывание – избирательный процесс.

Содержание

Введение
Личность
Личность, индивид, индивидуальность
Личность и социальные роли
Самосознание личности
Механизмы психологической защиты личности
Межличностные отношения
Взаимоотношения людей в группах
Массовые социально-психологические явления
Применение знаний психологии личности в практической деятельности менеджера (на примере менеджера по персоналу)
Стратегия управления персоналом
Психологическое обеспечение процедуры отбора персонала
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

психология - копия.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

   «Я - концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает  себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая  не осознанные, представленные только в переживании установки человека по отношению к себе.

   В «Я - концепции» обычно выделяют три  основных компонента – когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

   1. Когнитивный компонент – «образ  Я» - характеризует содержание представлений  человека о себе. В «образ Я»  могут входить представления  человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности. Перечислять можно бесконечно, потому-то в «образ Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповторимую личность. Например, для одного человека наиболее значимы представления о себе как о человеке, который многим интересуется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ведущее место в его «образе Я» будет занимать его представления о своей эрудиции, познавательных интересах их разнообразии, глубине. Для другого – самым главным может быть то, что он отец. В этом случае центральным в «образе Я» будут характеристики, качества, связанные с отцовством. Это не означает, что этими характеристиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второстепенные.

   2. Второй компонент – эмоционально-ценностное отношение к себе – отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, собственной ценности. Самоуважение – это вера в собственные силы, возможности. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает не столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение – это принятие себя, любовь к себе.

   В понятии самооценка, на первый план выходит оценочный компонент. Самооценка – оценка личностью себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений с другими людьми. Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

   Для развития очень важно разумное сочетание устойчивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях ситуации препятствует и нормальному осуществлению деятельности, и самореализации в ней.

   Самооценка  тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудностей цели, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет воспринимать  как неудачу, а какие как – успех. Уровень притязаний основывается на самооценке, сохранение которой стало для человека потребностью.

   Для нормального развития личности очень  важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько  опережал ее, создавая тем самым  возможности роста. Поэтому уровень  притязаний, полностью совпадающий  с самооценкой, для личностного развития неблагоприятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека областях. В конкретной деятельности самооценка и уровень притязаний могут быть достаточно установлены. Поэтому применительно к конкретной деятельности можно говорить об уровнях самооценки и притязаний – высоком, среднем и низком. В этих случаях можно говорить и об адекватности самооценки. Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой-либо деятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, и неадекватно заниженная самооценка – сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельности.

   Если  человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком  высокие, не соответствующие реальным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болезненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скорректировать свою самооценку, снизив ее и свои притязания, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано несправедливостью других людей, в особо сложных случаях человек как бы не замечает собственный неуспех, игнорирует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психологических механизмов.

   При заниженной самооценке человек ставит перед собой слишком легкие для  себя, только достижимые цели и тем  самым мешает собственному развитию.

   Оптимальным для жизни человека, для развития личности является высокий уровень  самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюбленность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения – это человек, обладающий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, собственных усилий.

   Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие  себя, как правило, характеризуется  ощущением собственной неполноценности, болезненным самолюбием, стремлением  утвердить себя за счет окружающих. Люди с низким уровнем самоуважения часто болезненно реагирует даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро – на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянна боязнь проявить свою несостоятельность в глазах других людей.

   Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности, проявляющийся в стойкой неуверенности  человека в своей несостоятельности, неспособности решать жизненные проблемы.

   Люди  с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Именно они, а не люди с высоким самоуважением  часто выглядят как самоуверенные  зазнайки.

   Однако  на самом деле такие люди нуждаются  в поддержке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случаях – в оказании специальной психологической и психотерапевтической помощи.

   3. Третий компонент «Я - концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

   В нем отражаются представления и  переживания человека относительно того, способен ли он решать задачи, которые  ставит перед собой, может ли он справляться  с трудностями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

   Важным  измерением «Я - концепции» является ориентация в поведении на внешний или  внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношении к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуществления деятельности и развития необходим их разумный баланс. Вот как описывает внутреннее состояние каждого из этих типов американский психолог Э. Шостром:

   Личность, полностью ориентированная на внешний  контроль: «Что подумают люди? Скажи, что  ты думаешь, мне делать», «Что нужно  делать, чтобы правильно делать».

     Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: «Чтобы я не решал, я должен принять собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».

   Самоактуализирующаяся личность: «Я сверяюсь с теми, кто  любит меня, и поэтому принимает  мои собственные решения», «Я собираю  столько информации по проблемам  и следствиям, сколько можно, а  затем доверяю решение моим глубочайшим чувствам», «Я свободен от давления других людей, но, однако же, меня интересует то, что они думают»…

   Поведенческий аспект «Я - концепции» обеспечивает и  возможность саморазвития, творения себя. Вот что по этому поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «… одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах собственной личности…По опыту я знал только об одном виде творчества: вне себя. Мне представлялось, что творчество неподвластно воле человека и направление его зависит исключительно от так называемого природного предрасположения. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня естественно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к владению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя…»

   Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению  к самому себе «Я - концепция» выражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие). Выделяются также «динамическое Я» (как по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «представляемое Я», «Я - маска», «фантастическое Я» и т.п.

   Наиболее  важна для личности величина расхождения  между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я – идеальное должно быть соотносимо с Я – реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она может  развиваться. В этом случае оно служит важным источником саморазвития. В тех случаях, когда Я – идеальное слишком оторвано от Я – реального, человек переживает невозможность достичь своего Я – идеального. Это может явиться источником внутриличностных  конфликтов и негативных переживаний.

   «Я - концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем  ближе отношения, чем больше они  обусловлены эмоциональными связями, тем большее  влияние они оказывают  на личность.

   Первоначально она складывается под влиянием представлений о ребенке, отношения к нему любящих его людей, прежде всего родителей. Как правило, родители любят ребенка ни за какие-то его особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он – это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я - концепция» сама приобретает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собственное развитие.

   Таким образом, в процессе жизни человека «Я - концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я - концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я - концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени. Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть своё место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я - концепция» одновременно и достаточно устойчивое и динамично изменяющееся образование. 

   2.4. Механизмы психологической  защиты личности

   В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности, изменяет «Я- концепцию». Иногда это происходит незаметно для самого человека, естественно, иногда требует от него серьезной работы над собой. Такие изменения обычно осознаются или могут быть осознаны при самоанализе.

   Однако  бывают случаи, когда то, что происходит с человеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую информацию или так перерабатывает ее, что она становится менее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических механизмов. Действие таких механизмов осуществляется помимо сознания, помимо воли человека. Для того, чтобы распознать наличие у себя таких механизмов, как правило, требуется длительная, углубленная психологическая работа.

   Такие механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получали название механизмов психологической защиты. Они были впервые открыты З. Фрейдом.

Информация о работе Психология личности