Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Все психические процессы протекают не сами по себе, они принадлежат личности. Каждый в своём реальном развитии зависит от личности в целом. У различных людей мы находим различные типы восприятия и наблюдения, памяти, мышления, воображения, внимания и пр.
Индивидуальные различия проявляются и в содержании того, что воспринимается, о чем думается, что воображается или запоминается. Например, запоминание и забывание – избирательный процесс.

Содержание

Введение
Личность
Личность, индивид, индивидуальность
Личность и социальные роли
Самосознание личности
Механизмы психологической защиты личности
Межличностные отношения
Взаимоотношения людей в группах
Массовые социально-психологические явления
Применение знаний психологии личности в практической деятельности менеджера (на примере менеджера по персоналу)
Стратегия управления персоналом
Психологическое обеспечение процедуры отбора персонала
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

психология - копия.doc

— 145.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
  2. Личность
    1. Личность, индивид, индивидуальность
    2. Личность и социальные роли
    3. Самосознание личности
    4. Механизмы психологической защиты личности
  3. Межличностные отношения
    1. Взаимоотношения людей в группах
    2. Массовые социально-психологические явления
  4. Применение знаний психологии личности в практической деятельности менеджера (на примере менеджера по персоналу)
    1. Стратегия управления персоналом
    2. Психологическое обеспечение процедуры отбора персонала
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

   Все психические процессы протекают  не сами по себе, они принадлежат  личности. Каждый в своём реальном развитии зависит от личности в целом. У различных людей мы находим  различные типы восприятия и наблюдения, памяти, мышления, воображения, внимания и пр.

   Индивидуальные  различия проявляются и в содержании того, что воспринимается, о чем  думается, что воображается или запоминается. Например, запоминание и забывание  – избирательный процесс.

   Психические процессы не имеют самостоятельной линии развития, их развитие оказывается зависимым от общего развития личности: от ее желаний, интересов, склонностей, способностей, характера и др.

   Постепенно  психические процессы у человека превращаются в сознательно регулируемые действия или операции. Так, непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминаем. Восприятие сознательно регулирует  процесс наблюдения.

   Психические свойства личности не даны человеку изначально. В ходе жизни и развития человека психические процессы превращаются в психические свойства, черты личности, например в направленность личности, способности…

   Таким образом, вся психология человека является психологией личности. Развитые психические процессы составляют психическое содержание жизни личности, являются основой ее внутреннего мира. Личность человека формируется и проявляется в процессе собственной активности. Жить – это значит действовать. Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии.

   Все основные виды деятельности – игра, учение, труд – присутствуют в жизни  каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создают новые перспективы развития личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. ЛИЧНОСТЬ

    2.1. Личность, индивид,  индивидуальность

   Вопрос  о  том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью – один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии – практически для всех отраслей гуманитарного знания.

   В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, - писал С.Л.Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни». С другой стороны, подчеркивал он, - и все «психические процессы протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от нее».

   Понятие «личность» соотносится с таким  понятием как «индивид», «индивидуальность». Из  этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

   Понятие «индивид» может относиться и  к человеку, и к животному. Человек  как индивид представляет собой  биологический род, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходу развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружающим миром.

   Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других, а также в определенной степени указывает на выраженность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая индивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

     Это же можно и сказать и о понятии «личность». В повседневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она – сильная личность», «Он – не личность», оценивая, таким образом своих близких, знакомых или героев книг, фильмов. Говоря так, мы выделяем, прежде всего, цельность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своими поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

   Если  понятие «индивид» не несет в  себе никакой оценки, то понятия  «индивидуальность» и «личность» подчеркивают, выделяют некоторые особые присущие человеку качества, выражает высокий уровень его развития.

   Именно  поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а  личностью становятся». «Личность, - подчеркивал А.Н.Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

   Какого  же человека можно назвать личностью? «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным  управлять своим поведением и деятельностью.  Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуационных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы: человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится характерной активная, а не «реактивная» форма поведения».

   Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непосредственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями.

   Если  понятие «индивид» соотносится  с понятием «другие индивиды», понятие  «индивидуальность» - «другие люди», то понятие «личность» - не только с  понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни человека. Личность – «социальный человек», человек в мире других людей.

   Черты человека как индивидуальности могут  проявляться в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если человек становится художником, и может остаться нейтральной, если он рисует  для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

   Человек как личность является носителем  исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты  личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитываются, целенаправленно формируются.

   Многие  ученые считают, что человек является личностью настолько, насколько  он значим для других людей, насколько он способен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.

   Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент-Экзюпери, можно  сказать, что личность - «человек как  узел связей». Связи личности могут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром людей вообще.

   Именно  это определяет активность личности – ее способность производить  значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает  себя как источник и причину своего поведения, своего развития. Считает себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает устойчивость и последовательность его поведения. 

2.2 Личность и социальные  роли

   Слово «личность» в западных – английском, французском, немецком – языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, от которого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, маска. Ложный, притворный вид, лукавое притворство».

   Это послужило основанием для представлений  о том, что «личность» - маска, которую  надевает на себя, исполняя некоторую  роль для общества, для близкого окружения (семьи, друзей), даже для  самого себя. И эта маска часто  скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

   Согласно  этой теории, таким образом, человек  может играть роль сына, в школе  – ученика, в компании друзей –  лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вести себя носитель (исполнитель) той или иной роли, она формирует его действия.

   Против  этой теории выступали многие психологи, подчеркивавшие, что личность не может  быть сведена к сумме исполняемых ею ролей и это не «маска», за которой человек прячет свою  истинную сущность. Личность сознательно принимает и исполняет определенную социальную роль, относясь к ней и преобразуя ее. Социальные роли есть формы реализации личности.

   В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рассматривать как индивида, обладающего психофизиологическими и психологическими особенностями, измененными в процессе его адаптации к социальной среде. Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя. 

   2.3. Самосознание личности

   Для самого человека, субъективно личность – это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называют самосознанием.

   Самосознание  личности начинает формироваться очень  рано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. Самосознание развивается. Ребёнок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях. Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стремится выразить себя через свои действия, начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни?», т.е. думать о себе как о личности. Думая о себе, мы крайне редко бываем нейтральны, мы всегда каким-то образом относимся к себе. Наши мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, что следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устойчивого личностного образования – «Я - концепция».

Информация о работе Психология личности