Психология конфликта и способы его разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретический и практический анализ проблемы психологии конфликта и способов его разрешения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие конфликта в социальной психологии.
2. Рассмотреть способы разрешения конфликтов.
3. Провести тест на исследование уровня конфликтности, проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности психологии конфликта 5
1.1. Понятие конфликта в социальной психологии 5
1.2. Способы разрешения конфликтов 14
Глава 2. Практическое изучение конфликтов 21
2.1. Методы изучения конфликтов 21
2.2. Анализ тестирования 28
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Психология конфликта и способы его разрешения.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника (Приложение 1). Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

     КЛЮЧ (к форме А).

     1. Шкала экстраверсия - интроверсия: 

     "да" (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

     "нет" (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

     2. Шкала нейротизм - стабильность (эмоциональная  нестабильность - эмоциональная стабильность):

     "да" (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57.

     3. Шкала лжи: 

     "да" (+): 6, 24, 36.

     "нет" (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

     Ответы, совпадающие с "ключом", оцениваются  в 1 балл.

     Средний балл по шкале экстраверсия - интроверсия: 11 - 12. Менее 11 баллов соответствует интровертированному типу, более 12 баллов - экстравертированному.

     Средний балл по шкале нейротизм - стабильность: 12-13. Менее 12 баллов - эмоциональная  стабильность, более 33 баллов - эмоциональная  нестабильность (нейротизм).

     Показатель  по шкале лжи, равный 4-5 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только "хорошие" ответы. Если у респондента по данной шкале количество баллов превышает 5, то результаты считаются недостоверными (в случае проведения психологического исследования они не используются).

     Каждый  тип личности природно обусловлен, нельзя говорить о "хороших и плохих" темпераментах, можно лишь вести  речь о различных способах поведения  и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый же человек, определив тип своего темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.

     Показатель "Интроверсия - Экстраверсия" характеризует  индивидуально-психологическую ориентацию человека либо (преимущественно) на мир  внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптированность.

     Экстраверты обычно обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях, как правило, ориентируются на внешнюю оценку. Хорошо справляются с работой, требующей  быстрого принятия решений.

     Интровертам присущи - необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения к социальной адаптации. Интроверты лучше справляются с монотонной работой, они более осторожны, аккуратны и педантичны.

     Амбивертам  присущи черты экстра - и интроверсии. Иногда лицам, для уточнения этого показателя рекомендуется дополнительное обследование с использованием других тестов.

     Показатель  нейротизма характеризует человека со стороны его эмоциональной  устойчивости (стабильности). Показатель этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, прекрасной адаптированностью (показатель 0-11 по шкале "нейротизм"), а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип (показатель 14-24 по шкале "нейротизм").

     Эмоционально  устойчивые (стабильные) - люди, несклонные к беспокойству, устойчивые по отношению  к внешним воздействиям, вызывают доверие, склонны к лидерству.

     Эмоционально  нестабильные (нейротичные) - чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

     Обработка результатов: Вначале необходимо обработать результаты по шкале "Искренность". Она диагностирует склонность давать социально желаемые ответы. Если этот показатель превышает 5 баллов, то можно утверждать, что испытуемый не был искренен при ответах на вопросы теста.

     Затем следует по каждому показателю посчитать  сумму баллов, начисляя по одному баллу  за каждый ответ, совпадающий с ключом. Сравнив полученные результаты по шкалам "Экстраверсия" и "Нейротизм" с интерпретацией в таблицах, необходимо отложить на схеме (см. рисунок) полученные результаты по шкале "интроверсия - экстраверсия" и по шкале "нейротизм" (эмоциональная устойчивость - нестабильность). Сочетание характеристик по двум шкалам укажет на тип темперамента.

     "Круг" Айзенка. В основе каждого из  четырех типов лежат особые  сочетания свойств нервной системы: 

     - у холерика сильная нервная  система, он легко переключается  с одного на другое, но неуравновешенность его нервной системы уменьшает совместимость (уживчивость) с другими людьми. Холерик склонен к резким переменам в настроении, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам;

     - у сангвиника также сильная  нервная система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переходит к другой деятельности, к общению с другими людьми. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на происходящие события, сравнительно легко переживает неудачи;

     - у флегматика сильная, работоспособная нервная система, но он с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства обычно отличаются постоянством;

     -меланхолик  характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность ко всему, что происходит вокруг него. Чуткость к другим делает меланхоликов универсально уживчивыми (совместимыми) с другими людьми, но сам меланхолик склонен переживать проблемы внутри себя и, следовательно, склонен к саморазрушению.

     За  время, прошедшее с момента создания, методика не утратила своей актуальности и на сегодняшний день является одной из наиболее популярных и востребованных в области психологии личности.

    2.2. Анализ теста Г. Айзенка

 
Л 8 8
Экстраверсия 17 17
Нейротизм 16 16
Психотизм 2 2
     

     Средние показатели по шкале нейротизма

     Экстраверт

     Характерна  общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

     Холерически-сангвинический тип

     - оптимистический, активный, экстравертированный,  общительный, доступный.

     Результаты  теста достоверны.

 

Заключение

 

     Конфликты — одно из важнейших явлений современной  социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

     Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.

     История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты  охватывали целые континенты и десятки  стран и народов, другие вовлекали  большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах жестокого царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию царь Соломон (965 — 928 гг. до н.э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

     На  протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой  пытались воплотить их в реальную жизнь.

     К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более жестокие конфликты.

     Сегодня конфликты — повседневная реальность. Возможно, 21 век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтности, либо он будет  последним веком в истории  цивилизации. Конфликты в 20 в. стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства, несогласия, противоречия между отдельными людьми — все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке унесли в прошлом столетии до 300 миллионов человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование оружия массового поражения, испытание ядерного оружия свидетельствуют о возрастании опасности войны с применением этого оружия. Внутриполитическая борьба — один из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека.

 

Список  используемой литературы

 
  1. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения  переговоров, разрешения конфликтов, Казань, 2002.-325 с.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 2009. –456 с.
  3. Громова О.Н. Конфликтология. М.:Знание, 2003.-459 с.
  4. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. Ч.1. М., 2003.-290 с.
  5. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии //Психол. журн. - 2000.- Т.1.- N6.
  6. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л.:ЛГУ, 1976.-328 с.
  7. Пономарев И. Б. Конфликты в структуре управленческой деятельности // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. М., 2001.
  8. Социально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. - М.:Наука, 2007.-С.136.
  9. Социальные конфликты в современном обществе /Отв. ред. С.В.Пронин. М., 2003.-220 с.
  10. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения /Под ред. В.А.Ядова. Вып.1. М., 2001.-181 с.
  11. Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности. М.:Наука.-1976.- С. 309
  12. Фокин В.А. Динамическая модель конфликта// Практическая психология.-1999.-№11.-С.29-35

Информация о работе Психология конфликта и способы его разрешения