Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:15, контрольная работа
Актуальность исследования. Феномен карьеры интересен исследователям своей постоянно изменяющейся ролью в жизни общества и отношением к нему в разных исторических ситуациях. Социальные трансформации последних десятилетий привели, в том числе, к постепенным изменениям в общественном сознании, когда понятие карьеры перестало употребляться близко к другому термину – карьеризму, подразумевающему негативное отношение к индивидуальному успеху. В то же время, даже в современном обществе стремление к успешной карьере сосуществует с явлением дауншифтинга, означающим отказ от стремления к пропагандируемым общепринятым материальным благам.
Введение……………………………………………………………………………...3
Психологические основания понятия карьеры и карьерного поведения……...5
Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры………..………………..12
Методика оценки карьеры и карьерного поведения…………………………..19
Психология карьеры и карьерного поведения…………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы...……………………………………………31
Третий основной мотив – это мотив причастности. Он формируется под влиянием желания быть включенным в определенное социальное и профессиональное окружение, потребности в общении, помощи другим, общественной работе [6, с. 45-48].
Американская исследовательница С. Доннелл, опросив две с половиной тысячи руководителей, выявила несколько основных причин неудач в карьере и карьерном поведении руководителей:
- желание получать
более высокое жалованье,
-чрезмерное волнение по поводу символов положения (дом, квартира, кабинеты, машины);
- волнение по поводу собственной персоны;
- склонность присваивать себе всевозможные лавры;
- склонность к самоизоляции и, как следствие, постепенная потеря связи с окружающими;
-желание скрыть свои мысли и чувства, прежде всего свой гнев и страх.
Индивидуальными, личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстернальный фокус контроля, нерешительность, тревожность, эмоциональная нестабильность) и неконструктивные установки относительно достижений (боязнь успеха, боязнь неудачи, нереалистичность целей, избегание риска, перфекционизм, преобладание в структуре личности направленности на себя, а не на дело).
Исследователи обращают внимание на две группы факторов, определяющих формирование карьеры. Во-первых, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т. д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности окружающих людей и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру и карьерное поведение человека (например, материальные возможности родительской семьи при получении образования, планирование собственной семьи и сочетание интересов семьи и организации, достижение организационного «плато» карьеры, потребность организации в специалистах данного профиля и т. д.) [6, с. 48-51].
2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры
Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они определяются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами. Возникновение и смена этих периодов связаны с понятием «плато» карьеры, которое может быть двух видов: организационное – личность имеет потенциал, но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных причин, личностное – отражает нехватку потенциала или желания работать на более высоком уровне.
Как правило, выделяют два критерия успешной карьеры и, соответственно, карьерного поведения человека: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста и карьерного поведения можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и движение внутри профессии. Чаще всего в качестве основного параметра объективного успеха рассматривают продвижение по служебной лестнице.
Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился. Важным субъективным моментом является зависимость успеха от референтной группы, к которой человек себя относит (она как бы служит критерием успеха). В то же время субъективная оценка успеха связана и с внешними параметрами – тем, что для окружающих является символами успеха (заработная плата, престиж, признание).
В процессе профессиональной деятельности человек проходит определенные этапы развития карьерного поведения. Эти этапы различаются по своему внутреннему содержанию.
1.Обдумывание
будущего рода занятий. На
2.Образование и тренировка. Этот этап во многом зависит от требований конкретной профессии.
3.Вхождение личности в мир профессии. Для большинства людей, независимо от подготовки, возникает момент «шока от реальности». Главная психологическая проблема на этом этапе – проблема адаптации. По мере того как человек узнает о реалиях своей работы и о своих возможностях в ней, происходит возникновение профессионального «Я-концепта».
4.Профессиональное
научение и дальнейшая специали
5.Достижение
членства в организации.
6.Принятие решения
о своем членстве в
7.Кризис. Большинство
людей к середине карьеры
8.Снижение вовлеченности
в профессию и приготовление
к уходу на пенсию. Для некоторых
людей это приготовление
9. Уход на
пенсию. Наибольший интерес
Длительность
каждого этапа различна и не всегда
связана с возрастом и
Рассмотрим основные аспекты карьерного поведения.
Жизненная стратегия.
Проявлять предприимчивость и двигать локтями обычно требуется даже не для того, чтобы получить что-то лучшее, а для того, чтобы удержать то, что имеешь: мало кто оказывается в таком положении, когда уже никто не покушается на его блага.
Типы стратегий в карьере:
Если человек всю жизнь ищет свою Трою или пишет шедевр, он может остаться у разбитого корыта. Но если он добросовестно корпеет в учреждении или собирает коллекцию, то он в большинстве случаев получит когда-нибудь хотя бы средние результаты. Поэтому лучше выбрать путь карьеры, на котором успех накапливается, а не достигается с некоторой вероятностью.
Восхождение по социальной и карьерной лестнице обеспечивают следующие мероприятия:
Чтобы иметь шанс на успешную карьеру и, следовательно, успешное карьерное поведение, надо выбрать один или несколько путей:
Человек обычно имеет возможность (а для успеха в жизни – должен, причем не худшим образом) определиться в следующем:
1. Основные
источники чувства
2. Главная цель в жизни.
3. Сильные и слабые личные качества: внешность, сексуальность, творческие способности, знания, воля, психическая выносливость, здоровье, характер и т. п.
4. Внешние возможности: исходное место в обществе: положение в иерархии, национальность, местожительство; ситуация и тенденции в обществе.
5. Имя, псевдоним.
6. Профессия, специализация.
7. Страна, гражданство.
8. Учреждение, с которым связать жизнь.
9. Партийная принадлежность, политическая позиция, уровень политической активности.
10. Дом (какой, где) – для себя и для потомков.
11. Жена или муж (внешность, размеры, национальность, сексуальность, интеллект, характер, профессия, имущество, хозяйственные навыки, девственность, возраст, любовь, верность, родственники).
12. Количество браков, соблюдение супружеской верности.
13. Количество детей и их имена.
14. Иностранные языки (какие учить, и в какой степени).
15. Стиль: одежда, прическа, жесты, речь, манера поведения; оформление жилища; марка автомобиля, пистолета, одеколона и т. п.
16. Репутация.
17. Размеры и примерный состав библиотеки.
18. Система самоорганизации.
19. Ближайшие друзья.
20. Любимая газета.
21. Религия, культурная ориентация.
22. Вид спорта, которым следует заниматься.
23. Продолжительность жизни.
24. Уровень в общественной иерархии, до которого следует подняться.
25. Состояние, которое желательно нажить.
26. Формы хранения сбережений: недвижимость, вклады в банке, акции, закопанное в лесу золото и т. д.
Человек,
выработавший обоснованную
Как правило, личность находится под воздействием не одного, а нескольких указанных факторов, смешанных в некоторой пропорции. Они присутствуют в подсознании – в той части психики, которую Зигмунд Фрейд назвал «Оно». «Оно» давит снизу на интеллект, навязывает мысли, лишает покоя.
Личные качества, за счет которых можно делать карьеру и выстраивать свое карьерное поведение, таковы:
Для успешного построения карьерного поведения иногда бывает достаточно обладать и каким-нибудь единственным ярким качеством. Но жить оказывается много легче, если таких качеств наберется хотя бы два, причем одно из них – сообразительность. Отсутствие сообразительности компенсируется только везением, но ведь невозможно определить заранее, будет ли вам везти [1].
Информация о работе Психология карьеры и карьерного поведения