Психология карьеры и карьерного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Феномен карьеры интересен исследователям своей постоянно изменяющейся ролью в жизни общества и отношением к нему в разных исторических ситуациях. Социальные трансформации последних десятилетий привели, в том числе, к постепенным изменениям в общественном сознании, когда понятие карьеры перестало употребляться близко к другому термину – карьеризму, подразумевающему негативное отношение к индивидуальному успеху. В то же время, даже в современном обществе стремление к успешной карьере сосуществует с явлением дауншифтинга, означающим отказ от стремления к пропагандируемым общепринятым материальным благам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Психологические основания понятия карьеры и карьерного поведения……...5
Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры………..………………..12
Методика оценки карьеры и карьерного поведения…………………………..19
Психология карьеры и карьерного поведения…………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы...……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

sotsialnaya_psikhologia.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Третий основной мотив – это мотив причастности. Он формируется под влиянием желания быть включенным в определенное социальное и профессиональное окружение, потребности в общении, помощи другим, общественной работе [6, с. 45-48].

Американская исследовательница С. Доннелл, опросив две с половиной тысячи руководителей, выявила несколько основных причин неудач в карьере и карьерном поведении руководителей:

- желание получать  более высокое жалованье, иметь  личный комфорт, а не заботиться о результативности руководимых подразделений;

-чрезмерное  волнение по поводу символов  положения (дом, квартира, кабинеты, машины);

- волнение по  поводу собственной персоны;

- склонность  присваивать себе всевозможные  лавры;

- склонность  к самоизоляции и, как следствие, постепенная потеря связи с окружающими;

-желание скрыть  свои мысли и чувства, прежде  всего свой гнев и страх.

Индивидуальными, личностными факторами, препятствующими  достижению карьерного успеха, являются недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстернальный фокус контроля, нерешительность, тревожность, эмоциональная нестабильность) и неконструктивные установки относительно достижений (боязнь успеха, боязнь неудачи, нереалистичность целей, избегание риска, перфекционизм, преобладание в структуре личности направленности на себя, а не на дело).

Исследователи обращают внимание на две группы факторов, определяющих формирование карьеры. Во-первых, факторы, связанные непосредственно  с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т. д. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности окружающих людей и организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру и карьерное поведение человека (например, материальные возможности родительской семьи при получении образования, планирование собственной семьи и сочетание интересов семьи и организации, достижение организационного «плато» карьеры, потребность организации в специалистах данного профиля и т. д.) [6, с. 48-51].

 

2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры

Большую значимость имеет понятие стадий карьеры. Они  определяются как периоды, отмеченные различными задачами развития и карьерными интересами. Возникновение и смена этих периодов связаны с понятием «плато» карьеры, которое может быть двух видов: организационное – личность имеет потенциал, но достижение более высоких позиций в организации невозможно в силу объективных причин, личностное – отражает нехватку потенциала или желания работать на более высоком уровне.

Как правило, выделяют два критерия успешной карьеры и, соответственно, карьерного поведения человека: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста и карьерного поведения можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и движение внутри профессии. Чаще всего в качестве основного параметра объективного успеха рассматривают продвижение по служебной лестнице.

Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился. Важным субъективным моментом является зависимость успеха от референтной группы, к которой человек себя относит (она как бы служит критерием успеха). В то же время субъективная оценка успеха связана и с внешними параметрами – тем, что для окружающих является символами успеха (заработная плата, престиж, признание).

В процессе профессиональной деятельности человек проходит определенные этапы развития карьерного поведения. Эти этапы различаются по своему внутреннему содержанию.

1.Обдумывание  будущего рода занятий. На этом  этапе представление о карьере  ограничено профессиональными стереотипами, а критерии успеха еще размыты,  личность пока только готовится  начать соответствующий данной профессии процесс обучения.

2.Образование  и тренировка. Этот этап во  многом зависит от требований  конкретной профессии.

3.Вхождение  личности в мир профессии. Для  большинства людей, независимо  от подготовки, возникает момент  «шока от реальности». Главная психологическая проблема на этом этапе – проблема адаптации. По мере того как человек узнает о реалиях своей работы и о своих возможностях в ней, происходит возникновение профессионального «Я-концепта».

4.Профессиональное  научение и дальнейшая специализация индивида в условиях конкретной организации. Длительность этого этапа зависит от профессии, организации, сложности работы и т. д.

5.Достижение  членства в организации. Человек  осознает значимый образ себя  как члена организации, как  профессионала. Выяснены личные мотивы и личные ценности, возникает ощущение своего таланта, происходит осознание своих сил и слабостей.

6.Принятие решения  о своем членстве в организации  в случае неудовлетворенности  ею или больших возможностей  профессионального роста в другой организации. Обычно это происходит в первые 5-10 лет карьеры.

7.Кризис. Большинство  людей к середине карьеры проходят  через период переоценки себя, несмотря на то, что карьера  складывается хорошо. Возникают  вопросы о правильности первоначального  выбора профессии, об уровне достижений, о будущем пути развития, оцениваются масштаб достигнутого, степень затраченных усилий, перспективы продолжения или смены рода деятельности и стратегий действий на оставшийся период профессиональной жизни. Такая переоценка создает базу для принятия решения о дальнейшем пути личности в сфере карьеры и, прежде всего, карьерного поведения.

8.Снижение вовлеченности  в профессию и приготовление  к уходу на пенсию. Для некоторых  людей это приготовление принимает  форму отрицания: напряжение, возникающее в связи с перспективой возможного прекращения профессиональных занятий, выражается в агрессивном продолжении деятельности.

9. Уход на  пенсию. Наибольший интерес представляет  трансформация профессионального  образа «Я», когда человек расстается с профессиональной ролью.

Длительность  каждого этапа различна и не всегда связана с возрастом и профессией. Степень связи с возрастом  зависит от конкретной карьеры. Если человек меняет профессию, этапы  могут повторяться. Конечно, приобретенная  в юности профессия, как правило, определяет будущую карьеру человеку, но многим людям за свою жизнь не один раз приходится переучиваться, получать новую специальность и начинать все сначала в совершенно новой для себя деятельности. Люди меняют работу в тридцати-, сорока- и пятидесятилетнем возрасте, а некоторые даже выйдя на пенсию начинают заниматься новым делом [5].

Рассмотрим  основные аспекты карьерного поведения.

Жизненная стратегия.

Проявлять предприимчивость и двигать локтями обычно требуется даже не для того, чтобы получить что-то лучшее, а для того, чтобы удержать то, что имеешь: мало кто оказывается в таком положении, когда уже никто не покушается на его блага.

Типы стратегий в карьере:

  1. постепенное накопление некоторого качества или некоторого имущества;
  2. ожидание некоторой возможности и подготовка к тому, чтобы в наибольшей степени ее использовать;
  3. совершение многочисленных попыток в надежде добиться однажды успеха;
  4. постепенная подготовка к некоторому значительному действию и далее совершение его;
  5. поиск некоторого предмета;
  6. постепенное перемещение вверх в некоторой организационной системе;
  7. переходы на более высокие должности из одной организационной системы в другую.

Если человек  всю жизнь ищет свою Трою или пишет  шедевр, он может остаться у разбитого корыта. Но если он добросовестно корпеет в учреждении или собирает коллекцию, то он в большинстве случаев получит когда-нибудь хотя бы средние результаты. Поэтому лучше выбрать путь карьеры, на котором успех накапливается, а не достигается с некоторой вероятностью.

Восхождение по социальной и карьерной лестнице обеспечивают следующие мероприятия:

  1. самореклама;
  2. подавление конкурентов;
  3. налаживание личных связей;
  4. заимствование лучшего у конкурентов;
  5. накопление доказательств своих способностей: званий, публикаций и пр.;
  6. совершенствование личных интеллектуальных технологий;
  7. приобретение знаний, опыта;
  8. приобретение универсальных навыков:
  9. изучение иностранных языков;  
  10. освоение работы на компьютере и т. д.;
  11. стимулирование психики;
  12. обеспечение условий для работы;
  13. накопление ресурсов, которые можно истратить для обеспечения очередного рывка;
  14. забота о внешности и манерах.

Чтобы иметь  шанс на успешную карьеру и, следовательно, успешное карьерное поведение, надо выбрать один или несколько путей:

  1. рисковать;
  2. перенапрягаться;
  3. проявлять недюжинный талант, признаваемый многими;
  4. подличать;
  5. тщательно рассчитывать свои действия с точки зрения их способствования карьере.

Человек обычно имеет возможность (а для успеха в жизни – должен, причем не худшим образом) определиться в следующем:

1. Основные  источники чувства удовлетворения: еда, общение с другим полом, слава, комфорт, путешествия, дети, интересная работа  и т. п.

2. Главная цель  в жизни.

3. Сильные и  слабые личные качества: внешность, сексуальность, творческие способности, знания, воля, психическая выносливость, здоровье, характер и т. п.

4. Внешние возможности: исходное место в обществе: положение в иерархии, национальность, местожительство; ситуация и тенденции в обществе.

5. Имя, псевдоним.

6. Профессия,  специализация.

7. Страна, гражданство.

8. Учреждение, с которым связать жизнь.

9. Партийная  принадлежность, политическая позиция,  уровень политической активности.

10. Дом (какой, где) – для себя и для потомков.

11. Жена или муж (внешность, размеры, национальность, сексуальность, интеллект, характер, профессия, имущество, хозяйственные навыки, девственность, возраст, любовь, верность, родственники).

12. Количество  браков, соблюдение супружеской верности.

13. Количество  детей и их имена.

14. Иностранные  языки (какие учить, и в какой  степени).

15. Стиль: одежда, прическа, жесты, речь, манера поведения; оформление жилища; марка автомобиля, пистолета, одеколона и т. п.

16. Репутация.

17. Размеры и примерный состав библиотеки.

18. Система самоорганизации.

19. Ближайшие  друзья.

20. Любимая газета.

21. Религия, культурная  ориентация.

22. Вид спорта, которым следует заниматься.

23. Продолжительность  жизни.

24. Уровень в  общественной иерархии, до которого следует подняться.

25. Состояние,  которое желательно нажить.

26. Формы хранения  сбережений: недвижимость, вклады в  банке, акции, закопанное в лесу золото и т. д.

  Человек,  выработавший обоснованную позицию  по каждому из указанных пунктов, не мечется между разными возможностями и в полной мере использует все внезапно складывающиеся благоприятные обстоятельства [4, с. 69-74].

Как правило, личность находится под воздействием не одного, а нескольких указанных факторов, смешанных в некоторой пропорции. Они присутствуют в подсознании – в той части психики, которую Зигмунд Фрейд назвал «Оно». «Оно» давит снизу на интеллект, навязывает мысли, лишает покоя.

Личные качества, за счет которых можно делать карьеру и выстраивать свое карьерное поведение, таковы:

  1. общая сообразительность, наблюдательность, восприимчивость к новому;
  2. ораторские навыки;
  3. физическая сила;
  4. умение общаться;
  5. приятная внешность, сексуальная привлекательность;
  6. специальные знания и навыки;
  7. способности в некотором виде искусства.

Для успешного построения карьерного поведения иногда бывает достаточно обладать и каким-нибудь единственным ярким качеством. Но жить оказывается много легче, если таких качеств наберется хотя бы два, причем одно из них – сообразительность. Отсутствие сообразительности компенсируется только везением, но ведь невозможно определить заранее, будет ли вам везти [1].

Информация о работе Психология карьеры и карьерного поведения