Психология карьеры и карьерного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Феномен карьеры интересен исследователям своей постоянно изменяющейся ролью в жизни общества и отношением к нему в разных исторических ситуациях. Социальные трансформации последних десятилетий привели, в том числе, к постепенным изменениям в общественном сознании, когда понятие карьеры перестало употребляться близко к другому термину – карьеризму, подразумевающему негативное отношение к индивидуальному успеху. В то же время, даже в современном обществе стремление к успешной карьере сосуществует с явлением дауншифтинга, означающим отказ от стремления к пропагандируемым общепринятым материальным благам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Психологические основания понятия карьеры и карьерного поведения……...5
Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры………..………………..12
Методика оценки карьеры и карьерного поведения…………………………..19
Психология карьеры и карьерного поведения…………………………………22
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы...……………………………………………31

Работа содержит 1 файл

sotsialnaya_psikhologia.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

по дисциплине «Социальная психология»

ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Выполнил:

______________________

Проверил:

______________________

«__»____________2012г.

____________________

(оценка, роспись)

Красноярск, 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Психологические основания понятия карьеры и карьерного поведения……...5
  2. Основные стадии и  этапы индивидуальной карьеры………..………………..12
  3. Методика оценки карьеры и карьерного поведения…………………………..19
  4. Психология карьеры и карьерного поведения…………………………………22

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы...……………………………………………31

 

Введение

Актуальность  исследования. Феномен карьеры интересен  исследователям своей постоянно изменяющейся ролью в жизни общества и отношением к нему в разных исторических ситуациях. Социальные трансформации последних десятилетий привели, в том числе, к постепенным изменениям в общественном сознании, когда понятие карьеры перестало употребляться близко к другому термину – карьеризму, подразумевающему негативное отношение к индивидуальному успеху. В то же время, даже в современном обществе стремление к успешной карьере сосуществует с явлением дауншифтинга, означающим отказ от стремления к пропагандируемым общепринятым материальным благам.

Многогранность  феномена карьеры карьерного поведения, проявившаяся в нашем обществе в полной мере лишь в последние годы, делает изучение этой проблематики особенно актуальным.

В русле психологической  науки проводятся многочисленные научные исследования карьерного поведения. По мнению некоторых авторов, несмотря на регулярность проводимых исследований, их результаты остаются разрозненными и не объединенными общей теоретико-методологической базой вследствие различного смыслового уровня операционализации самого понятия карьерного поведения.

Одной из наиболее популярных исследовательских проблем  является выявление факторов успешной карьеры и успешного карьерного поведения. Эти исследования не лишены недостатков: во-первых, критерии выделения успеха в карьере не могут быть признаны комплексными и достаточно теоретически обоснованными; во-вторых, большинство исследований не стремится выявить взаимосвязь так называемых «внешних» и «внутренних» по отношению к индивиду факторов успешной карьеры и успешного карьерного поведения; в-третьих, при рассмотрении этих факторов большинство исследователей останавливают внимание не на комплексных психологических конструктах, а на конкретных чертах и параметрах.

Серьезные изменения  социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к  уровню профессионализма. Одним из важнейших аспектов профессионального  развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры и карьерного поведения.

В отечественной  психологии до недавнего времени  понятие «карьера» и «карьерное поведение» практически не использовалось. В основном употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение.

Цель исследования – исследование и анализ карьеры, карьерного поведения и психологии карьерного поведения с точки зрения психологической науки.

Задачи исследования:

1. теоретическая разработка понятий «карьера», «успешная карьера», «профессиональных концепций», а также «карьерное поведение» и «психология карьерного поведения»;

2. диагностика основных стадий и этапов карьерного поведения человека;

3. анализ существующих моделей карьерного поведения;

4. исследование психологии карьерного поведения как с точки зрения сотрудников, так и с точки зрения руководства организаций.

Объект исследования – психология успешного карьерного поведения.

Предмет исследования – структура карьеры и психологии карьерного поведения.

 

 

  1. Психологические основания понятий карьеры и карьерного поведения

Во французском  языке «carriere» имеет следующие значения: поприще; профессия; каменоломня. В испанском «carrera» означает: беговая дорожка; движение звезд; путь следования; гонки; поприще; профессия и т. д.

Карьера в узком  смысле – восхождение в служебной иерархии; в широком – восхождение в иерархии социальной. Карьерист – человек, ориентированный на делание карьеры, на возвышение над окружающими. Карьерой в широком смысле следует считать не только повышение в должности, но также обогащение и получение известности. Успех в любом из этих направлений способствует успеху в других.

  Карьеру  можно понимать и как жизненный путь вообще, обязательно ведущий к более высокому положению. Иногда надо стремиться наверх хотя бы для того, чтобы удержаться на уже достигнутом уровне, то есть, чтобы человека не оттеснили вниз.

Восхождение на моральную высоту и пребывание на ней вопреки соблазнам – тоже своеобразный успех, при некоторой неосторожности, удачливости или предприимчивости способный принести славу, и влияние, и даже мученическую смерть.

Надо ли считать, что человек, проживший долгую жизнь  с умеренным количеством удовольствий и без особых страданий, честно исполнявший свой гражданский долг, а также оставивший несколько здоровых и благополучно устроенных детей, прожил плохо? Большинство посчитает, что он прожил хорошо, некоторые – что его жизнь не удалась. Если для женщины производство на свет и воспитание детей уже способно придать жизни необходимый минимальный смысл – обеспечить поприще – то для мужчины такой смысл иногда оказывается недостаточным: мужчине требуется таинственное нечто, без чего жизнь воспринимается им как неполноценная или даже ненужная ему самому. И тогда он мечется и совершает pазные неоpдинаpные поступки – нередко опасные для окpужающих и для него самого. Чаще всего он пpобует достичь чувства полноты жизни посpедством каpьеpы (в той или иной ее pазновидности), но даже если пpодвижение в каpьеpе удается, чувство полноты пpиходит не всегда. Это таинственное нечто, ответственное за многие непpиятности в обществе, называют остоpожным словом «самоpеализация» [2, с. 19-21].

  Самореализация – выполнение своей миссии. У большинства людей самореализация стоит на пятом-седьмом месте среди других ценностей – выживания, удовлетворения первичных потребностей, общественного признания и пр. Но есть люди, у которых самореализация занимает среди ценностей первое место. Ради нее они готовы терпеть лишения, насмешки, издевательства и даже жертвовать жизнью.

В то же время  на протяжении последних двух десятилетий  в западной, а также отечественной  психологии наметился бурный рост интереса к понятиям карьеры и карьерного поведения, вызванный особенностями процессов, проходивших в наших обществах. Являясь интердисциплинарным, этот социокультурный феномен не мог не вызвать внимания и у психологов.

За эти годы накопилось большое число работ, посвященных карьерному поведению и его особенностям. Большинство из них (как отечественных, так и зарубежных) можно назвать выполненными по следующей схеме: сначала автор вводит определение карьерного поведения, а затем – исходя из этого определения – старается проанализировать какой-то аспект этого феномена. Так, получается, что любой исследователь остается «заложником» собственного понимания карьеры и карьерного поведения, на котором и базируется дальнейшие выводы.

Большая часть  исследователей рассматривает карьеру  как динамическое образование, выделяя  в качестве основных детерминант  объективные переменные, такие как карьерный рост, повышение заработной платы, общее количество продвижений по службе. Исходя из такого понимания карьеры, выделяются факторы, влияющие на динамику карьеры: стратегии ее построения, межличностные отношения, семейные отношения, инвестиции в человеческий капитал, мотивационные факторы, характеристики организации и самой личности. Каждый из этих факторов разделяется на дополнительные переменные, в отношении которых проводятся различные эксперименты. Последние отечественные эмпирические исследования свидетельствуют о ведущей роли интраиндивидуальных детерминант, влияющих на карьерный рост, и, в частности, выделение такого конструкта как самоэффективность (вера в эффективность собственных действий) как ведущей «внутренней» детерминанты карьерного продвижения [7, с. 56-58].

Всякому существу свойственно стремиться к большей  обеспеченности и большей защищенности. В человеческом обществе то и другое в основном предполагает занятие более высокой ступени в иерархии.

Стоит отметить, что чрезмерная обеспеченность ослабляет навыки выживания, чрезмерное потребление разрушает здоровье и вредит окружающей среде, чрезмерность имущества увеличивает количество опасных врагов.

Всякий человек (кто больше, кто меньше) стремится  к превосходству над окружающими. Даже тот, кому приятнее быть таким, как все, хочет среди этих всех быть в чем-то особенным. Кто не может ничем отличиться сам, тот гордится отличиями своих предков, своей собаки и т. д. Кто не может выделиться в хорошем, тот пробует выделиться в плохом.

Серьезные изменения  социальной ситуации в нашей стране предъявляют особые требования к  уровню профессионализма. Одним из важнейших аспектов профессионального  развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры.

Может ли человек  построить свою жизнь согласно плану, замыслу? Может ли он сам ее строить  или жизнь все делает за него? Каково влияние «старта» жизни на «финиш»? Каковы критерии удавшейся  жизни? Это вопросы, в которых  смыкаются личные и общественные интересы. А критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

В последние  годы стал исчезать негативный оттенок  понятия «карьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера – это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом [7, с. 58-60].

У каждого человека имеются личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не может поступиться, осуществляя выбор карьеры. Жизненный опыт формирует у каждого человека определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и карьерному поведению в частности, и к работе вообще. Поэтому в профессиональном плане субъект рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этим понятиям в американской психологии соответствует понятие карьерных ориентаций. Это есть некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуальные сочетание и последовательность аттитьюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Понятие карьерных ориентаций мы относим к диспозициям высшего уровня, которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека.

Понятия успешной карьеры и успешного карьерного поведения связываются, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Одной из популярных в психологии является теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера. В ней девять основных положений. Одно из них гласит: удовлетворенность работой (а во многом и жизнью в целом) зависит от того, в какой мере человек находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов и свойств личности в профессиональной ситуации, что в значительной степени определяется возможностью играть ту роль, которая считалась подходящей на стадии профессионального развития. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности – так называемая «профессиональная Я-концепция», которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры – это попытка ответить на вопрос: «Кто я?». Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на нашу общую «Я-концепцию» и самооценку. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Д. Сьюпер выделил  четыре типа карьеры, которые зависят  от особенностей личности, образа жизни, отношений и ценностей человека. Основанием этой классификации является показатель стабильности карьеры.

1.Стабильная  карьера – характеризуется продвижением, обучением, тренировкой в единственно постоянной профессиональной деятельности.

2.Обычная карьера – наиболее распространенная – совпадает с нормативными стадиями жизненного пути человека, включая кризисы.

3.Нестабильная  карьера – характеризуется двумя или несколькими пробами, причем смена профессиональной деятельности происходит после определенного периода стабильной работы в предыдущей профессиональной сфере.

4.Карьера с  множественными пробами – изменение профессиональных ориентаций происходит в течение всей жизни.

Каковы же основные мотивы руководителей в построении своей карьеры и структуры карьерного поведения? Д. Мак-Клеланд выделил три основных мотива в этой сфере.

Прежде всего – это стремление к власти. Те, кто стремится к власти, энергичны, откровенны в выражении своих мыслей и чувств, не боятся конфронтации и отстаивают свои позиции. Они требуют к себе внимания, стремятся к лидерству. Люди, достигшие высшего уровня управления, часто имеют такую ориентацию.

Второй основной мотив – это стремление к успеху. Чаще всего такой мотив удовлетворяется непровозглашением успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения, определенного ее окончания. В построении своей профессиональной деятельности эти люди рискуют умеренно.

Информация о работе Психология карьеры и карьерного поведения