Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек испытывал его, все говорят о нём, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс?
Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» или «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.

Содержание

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Определение «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования»…………………………………………4
2. Оптимальный уровень стресса ………………..…………………….6
3. Как справиться со стрессом………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………14

ВОПРОС 2. СИМПТОМЫ ПОСТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО НАРУШЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………15
1. Понятия травматическое событие и посттравматический стресс…16
2. Механизм возникновения посттравматического стресса………….19
3. Посттравматические стрессовые нарушения……………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………27

Работа содержит 1 файл

к.р в инет.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Несмотря  на интенсивность травматических событий, их экстремальную негативность и мощные затраты, требующиеся на адаптацию, реакции на них очень разные; у большинства людей эти события проходят через какое-то время (обычно через четыре-шесть недель) или перерабатываются; событие и переживания интегрируются в Я-концепцию. Однако не надо обманываться: все-таки, как правило, травмы оставляют после себя ощутимые следы в форме психических изменений, которые, правда, далеко не всегда развиваются в психическое расстройство. Следует учитывать, что такого рода расстройства очень гетерогенны: расстройство может наступить быстрее (через минуты, часы) или медленнее (через дни, недели или месяцы), иметь среднюю или очень сильную выраженность, могут быть затронуты разные психические системы и на разное время и т. д.

     В системах МКБ-10 и DSM-IV содержатся диагностические критерии, которые классифицируют реакции на травматические события. В МКБ-10 стрессовые расстройства и нарушения адаптации кодируются в группе расстройств F43;

     - среди них различают острые  реакции на стресс (F43.0; длительность: часы, дни),

     - расстройства адаптации (F43.2; длительность: недели, < 6 месяцев),

     - посттравматическое стрессовое  расстройство (F43.1; наступает с латентным  периодом; длительность любая).

     В дополнение к группе F43 имеет значение и другая группа, описывающая хронические изменения личности после переживания катастрофы (F62.0). Кроме стрессовых расстройств и расстройств адаптации, обозначенных в МКБ-10 и DSM-IV, у жертв тяжелых стрессов часто можно наблюдать и другие психические расстройства и реакции.

     Интенсивнее всего исследовалось так называемое посттравматическое стрессовое расстройство. По МКБ-10 и DSM-IV, это расстройство характеризуется, в частности, следующим образом: повторяющееся переживание травматического  опыта (сны, мысли и т. д.), избегание связанных с травмой раздражителей (мыслей, людей, места и т. д.), редукция общей способности к переживанию (сокращение социальных контактов, выраженное снижение интенсивности эмоциональных реакций), провалы в воспоминаниях о травме; такие симптомы, как нарушения сна, проблемы концентрации внимания и т. д.

 

      2. МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА 

      Механизм возникновения посттравматического  стресса схематично представлен  на рисунке, где «Я» – это то благодаря чему возможно остаться самим собой. Телесный круг – то, что связано на прямую с ядром «Я» - вместе телесное, и Я составляют одну из базовых характеристик.

     Психологическая травма – неожиданное внедрение  в тело. Первым что страдает  - телесное это можно сравнить с  занозой  «Я» может даже не пострадать. Если сравнить психотравму с занозой, то занозу можно вытянуть, а психотравму нет ее капсулируют. Они складываются в контейнер. В результате этого контейнера меняется структура человека манера общения. Горе меняет внешность человека, любое глубинное горе меняет телесность и внешность.

     В контейнер уходит все нерешенные проблемы. Например, спазмы в горле, дыхания, он меняет походку.

     Часто травматические события как бы притягивают  к себе человека и не отпускают, поэтому  часто травматические личность остается в таком возрасте, в котором это все случилось. Психически оставшись в том возрасте, когда переживалась травма, человек, начинает жить в другом измерении и продолжает переживать те прошлые законы, правила того времени, когда произошла психотравма.

     Личностные  качества человека, который пережил  психологическую  травму.

     Травмированная  личность – такая личность, которая  не просто сформировалась под воздействием травматического стресса когда-то и где-то пережитого, но которая стала  считать патологические изменения. Произошедшее с ней  находит  определенную психологическую выгоду, а иногда даже гордится этим. 

     Характеристики  черт, приобретаемые травматической личностью.

     1. Романтизм. В самом плохом смысле  этого слова. Такие люди знают,  в чем счастье человека и ради этого они готовы пожертвовать всеми кто имеет иные представления о счастье.

     2. Преобладание групповых ценностей  над индивидуальными. Для человека  жизнь группы становиться важнее, чем жизнь отдельного индивида.

     3. Стремление к саморазрушению  образующая вместе с предыдущими качествами, который можно было бы обозначить «счастье принести себя в жертву ради групповых интересов». Такое представление на самом деле имеет прямую связь с базовой иллюзией бессмертие и в какой-то степени является ее продолжением: «моя смерть не важна, если дело группы живет и побеждает идеал, что человек жив пока жива группа, с которой он отожествляется».

     4. Иллюзия справедливости устройства  мира. Люди считают, что зло  бывает, а добро непременно  восторжествует.

     5. Иллюзия простоты устройства мира. Мир поделен на две части: хорошие и плохие, наши и не наши.

     Посттравматический  стресс проявляется: в психосоматических  расстройствах, в явлениях депрессии, бессонницы, агрессивности, взрывной реакции  на момент раздражения, общей тревожности, приступами ярости, воспоминаниями о травме, галлюцинациями, мыслями о самоубийстве, виной выжившего, злоупотреблением алкоголем и наркотиками, повышенной возбудимостью.

 

      3. ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ НАРУШЕНИЯ

     В Международной классификации психических нарушений, травматический стресс определяется как комплекс реакций, когда:

     1. Травматическое событие упорно  переживается вновь и вновь.  Это может происходить в различных  формах:

     А) Повторяющиеся и насильственно  прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления.

     Проиллюстрировать это явление можно на примере  следующего задания: испытуемому предлагается не думать о желтой обезьяне. Однако как бы человек ни пытался выбросить  мысль из головы, она обязательно найдет лазейку. Одна из моих испытуемых решила, что представит себе место, где желтой обезьяны не может быть по определению. И выбрала Антарктиду. И вот сидит она себе и представляет льды, торосы, айсберги и т.п. Потом вдруг замечает, что на льдине виднеется что-то желтенькое, и думает: «А не желтая ли это обезьяна?» После чего выясняется, что это и вправду — она!

     Так же и с травматическим событием —  человек всеми силами стремится  забыть о нем, но оно всегда найдет лазейку, чтобы напомнить о себе.

     К этой же группе симптомов относятся  повторяющиеся детские игры, в  которых отражаются элементы травматического  события.

     Ни  для кого не секрет, что дети в  своих играх всегда выражают то, что их особенно взволнованно. Так, дети играют во врачей, кондукторов, в похороны и т.п. Здесь же имеется в виду несколько особый вед игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, т.е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

     Б) Повторяющиеся кошмарные сны  о событии

     У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок  может не понимать, что во сне  каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно.

     В) Действия или чувства, соответствующие  переживаемым во время травмы

     Сюда  относятся иллюзии, галлюцинации и  так называемые «вспышки воспоминаний», когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой еще ярче и отчетливей, чем это было в действительности. Причем не важно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств).

     Г) Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие

     Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др. Так, если девочку изнасиловали в лифте, ее каждый раз бросает в пот, когда она туда входит.

     2. Упорно избегается все, что  может быть связано с травмой:  мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие  о травме (вышеупомянутая девочка  стала избегать пользоваться лифтом).

     3. Появляется неспособность вспомнить  важные эпизоды травмы, т.е. человек  не может вспомнить некоторые  эпизоды из того, что с ним  происходило.

     4. Выражено снижение интереса к  тому, что раньше занимало, человек  становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

     5. Появляется чувство отстраненности  и отчужденности от других, ощущение  одиночества.

     6. Притупленность эмоций — неспособность  переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.)

     7. Появляется чувство укороченного  будущего, т.е. короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д.

     Появляются  упорные симптомы ниже перечисленной  группы:

     1. Проблемы со сном (бессонница или прерывистый сон).

     Человека  посещают ночные кошмары, есть основания  считать, что он сам невольно противится засыпанию и именно в этом причина  его бессонницы: человек боится заснуть  и вновь увидеть этот сон. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли.

     Сон вообще относится к таким проявлениям, которые нарушаются в первую очередь при малейшем психологическом неблагополучии.

     2. Раздражительность или вспышка  гнева

     Человек становится конфликтным, со всеми ссорится, часто предпочитает решать споры, применяя насилие. Даже когда человек хочет контролировать свое поведение, у него ничего не получается.

     3. Нарушение памяти и концентрации  внимания

     Человек испытывает трудности, когда требуется  сосредоточиться или что-то вспомнить. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.

     4. Сверхбдительность

     Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя — она  состоит в том, что нежелательные  травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Человек напряжен, подтянут, словно готов в любой момент отразить внешнюю или внутреннюю угрозу. Это физическое напряжение, которое не позволяет расслабиться и отдохнуть, может создать немало проблем.

     Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного  внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо.

     5.Преувеличенное  реагирование

     При малейшем шуме, стуке и т.п. человек  вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д. Такое преувеличенное реагирование привело к новым жертвам после землетрясения. Тогда за самым сильным толчком следовали другие, более слабые и не опасные. Но люди, почувствовав толчки, выбрасывались из окон, разбиваясь насмерть.

     Прежде  всего, то, что человек пережил  травмирующее событие, т.е. с ним произошло что-то ужасное и у него есть некоторые из перечисленных симптомов. Но мы должны учитывать, что такое событие — лишь часть общей картины, внешнее обстоятельство, которое сыграло свою роль в болезненном процессе.

Информация о работе Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний