Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек испытывал его, все говорят о нём, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс?
Слово «стресс», так же как «успех», «неудача» или «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.

Содержание

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ СТРЕССА
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1. Определение «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования»…………………………………………4
2. Оптимальный уровень стресса ………………..…………………….6
3. Как справиться со стрессом………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………14

ВОПРОС 2. СИМПТОМЫ ПОСТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО НАРУШЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………15
1. Понятия травматическое событие и посттравматический стресс…16
2. Механизм возникновения посттравматического стресса………….19
3. Посттравматические стрессовые нарушения……………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………27

Работа содержит 1 файл

к.р в инет.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     На  клеточном уровне обучение зависит  главным образом от химического обуславливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ).

     Кратковременный стресс может привести к выгодам и потерям. Они поддаются точному учету, можно объективно измерить признаки физиологического сопротивления. Когда все тело подвергается кратковременному интенсивному стрессу, результат бывает либо благотворным (при шоковой терапии), либо вредным (как в состоянии шока). Когда стрессу подвергается лишь часть тела, результатом может быть возросшая местная сопротивляемость (адаптация, воспаление) или гибель тканей, в зависимости от обстоятельств. Ответ на стрессор регулируется в организме системой противостоящих друг другу сил, таких, как кортикоиды, которые либо способствуют воспалению, либо гасят его, и нервные импульсы, выделяющие адреналин или ацетилхолин.

     Существует  стереотипная физическая модель ответа на стресс независимо от его причины. Исход взаимодействия со средой зависит  в такой же мере от наших реакций  на стрессор, как и от природы этого стрессора. Нужно осуществить разумный выбор: или принять брошенный вызов и оказать сопротивление, или уступить и покориться.

     Психический стресс, вызываемый отношениями между  людьми, а также их положением в  обществе, регулируется удивительно похожим механизмом. В какой-то момент возникает столкновение интересов - стрессор; затем появляются сбалансированные импульсы - приказы сопротивляться или терпеть. Непроизвольные биохимические реакции организма на стресс управляются теми же законами, которые регулируют произвольное межличностное поведение.

     В зависимости от наших реакций  решение оказать сопротивление  может привести к выигрышу или  проигрышу, но в наших силах отвечать на раздражитель с учетом обстановки, поскольку мы знаем правила игры. На автоматическом, непроизвольном уровне выгода достигается с помощью химических ответов (иммунитет, разрушение ядов, заживление ран и т.д.), которые обеспечивают выживание и минимальное для данных условий разрушение тканей. Эти реакции либо спонтанны, либо направляются рукой опытного врача. В межличностных отношениях каждый может и должен быть своим собственным врачом, руководствуясь здравой естественной философией поведения.

     Разным  людям требуются для счастья  различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются минимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду и жилье. Люди нуждаются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в областях, требующих яркой одаренности и упорства (наука, искусство, философия), встречается так же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями.

     Средний гражданин страдал бы от тоски  бесцельного существования точно  так же, как и от неизбежного  утомления, вызванного настойчивым  стремлением к совершенству. Иными  словами, большинству людей в  равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела либо постоянной чрезмерной перегрузкой.

     Лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьердьи выразил эту мысль очень четко:

     «Деятельность человека направляется стремлением к счастью. Счастье - это в значительной мере реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов. Удовольствие - это удовлетворение потребности, и не может быть большого наслаждения без большой потребности. Способность создает потребность использовать эту способность». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Как справиться со стрессом.

     Нет непреложных правил и методов лечения стресса, и, кроме того, некоторых провоцирующих моментов мы просто не в состоянии избежать.

         Например, у нас может не быть возможности уволиться, даже если начальник круто обращается с нами. Но есть определенные меры и действия, которые можно противопоставить хотя бы отдельным стрессовым ситуациям.

     1. Никогда не делать более одного  дела сразу.

     2. Не перегружать  свой рабочий график. Планировать на день только то, что можно сделать, не ощущая дискомфорта и стесненности во времени.

     3. Водить машину на средней скорости. Даже если дорога забита транспортом, относиться к этому спокойнее.

     4. Выезжать чуть-чуть пораньше.

     5. Каждый день выделять немного времени для расслабления и физических упражнений. Обычная пешая прогулка ранним утром или вечером - превосходный способ расслабиться.

     6. Проводить какое-то время с семьей и друзьями, даже если придется пожертвовать временем для работы и хобби.

     7. Не взваливать на себя добровольно дополнительную ответственность или работу ради карьеры. Тщательно обдумывать, смогу ли я сделать это, не сокращая времени отдыха.

     8. Куда бы мы ни направлялись, поставить  перед собой задачу увидеть там или по пути что-нибудь красивое - цветы, закат или рассвет, интересное здание, необычные автомобили и т.п.

     9. В следующий раз, когда будем беседовать с кем-нибудь на вечеринке или на собрании, стараться не говорить слишком много. Лучше спокойно посидеть и послушать собеседника, задавая вопросы или комментируя рассказ только для поддержания разговора.

     10. Если человек делает что-то медленнее, чем смогли бы мы, не вмешиваться.

     11. Перед тем как ставить перед собой новую задачу, подумать, действительно ли это нам нужно.

     12. Каждый день уделять  немного времени хобби - чтению, работе в саду, коллекционированию. И не стараться стать лучшим садовником или «запойным» читателем, а также не превращать хобби в источник заработка - просто получать от него удовольствие.

     13. На работе, если наш начальник не возражает, ежедневно каждые 2 часа устраивать себе 5-10-минутный перерыв.

     14. Ежедневно искать повод сделать кому-нибудь комплимент (сотрудникам, членам семьи, друзьям).

     15. Если нам не нужны для работы часы, оставлять их дома. 

     Надо  помнить, что действие стресса гораздо больше зависит от вашей реакции на происходящее, чем от самого события. Зачастую нет нужды тратить все силы на изменение ситуации, но можно изменить свою реакцию.

     Таким образом, профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе — надо стараться вести не стрессовый образ жизни. Это легко сказать, но трудно выполнить, и тем не менее…

      Будем счастливы или, по крайней мере, будем стремиться жить в   гармонии с нашей деятельностью и чувствами 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, стресс — это непрерывное испытание, длящееся всю жизнь и связанное с взаимодействием между личностью и физическими, психологическими, духовными и социальными потребностями жизни. Стресс порождают не только жизненные кризисы, стрессорами являются все жизненные потребности. Он является естественным компонентом здоровой жизни, но если он выходит из-под контроля, то становится дистрессом и приводит, в конечном счёте, к саморазрушению организма.

     В повседневной жизни мы все испытываем стрессы. Факторы, вызывающие стресс, обычно действуют извне, и все же 90 % стрессов, которые мы испытываем, происходят из-за негативного восприятия этих факторов.

     Наше восприятие, интерпретация событий и обстоятельств, в гуще которых мы находимся, могут или погубить нас, или придать нам новые силы. При здоровом и трезвом восприятии наша реакция на стресс может позволить нам превратить даже критический стресс в средство для достижения цели.

     Ключом к управлению стрессом является то, как мы сами воспринимаем стрессовую ситуацию. Чем для нас является стресс — благом или злом, - зависит от причин, вызвавших его, от социальной среды, в которой мы находимся, от того, как мы сами его воспринимаем, и от поддержки, которую мы получаем от окружающих.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

  1. Черепанов Е. Психологический стресс: Помоги себе. М.: Academia, 1997. - 95 с. (электронный вариант).
  2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988.
  3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
  4. Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
  6. Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига: Виеда, 1992.
  7. Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / Отв. ред. В. С. Русинов. — М.: Наука, 1987.
  8. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М.: Наука, 1981.
  9. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.: Вып. 6. - М.: Прогресс, 1978.
  10. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000.
 

 

      ВОПРОС 2. СИМПТОМЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО НАРУШЕНИЯ

      ВВЕДЕНИЕ

     Исследование  экстремальных перегрузок традиционно  проводилось, прежде всего, в связи  с войнами. С начала 80-х гг. существует самостоятельное исследовательское направление, которое занимается экстремальными перегрузками, их преодолением и последствиями, в результате чего сложились такие понятия, как «травматические перегрузки», «травматический стресс» или, попросту, «психологическая травма». Но понятие травмы, несмотря на его частое употребление, определяется в основном в общих словах: событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно - через релевантных лиц.  
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЯ ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ  И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС

     Посттравматические  нарушения – это психологическое  нарушение возникающие в результате травматического нарушения определяется как комплекс реакций:

     1. травматические события упорно  переживаются вновь и вновь,  это может происходить в любых  формах (повторяющиеся и насильственно  протекающие, а так же внедряющиеся  в образы и мысли), повторяющиеся действия или чувства, повторяющиеся как во время травмы, так и после нее. К этим переживаниям относятся иллюзии,  яркие вспышки воспоминаний, галлюцинации. Эти вспышки воспоминаний часто проходят как замедленный кадр фильма. Это все что относится к переживаниям. Интенсивность негативных переживаний напоминает и символизирует травматические события вызывают очень сильные воспоминания.

     - возникает физиологическая активность, реакция на то, что напоминает  или символизирует травматическое  событие (спазм в горле, покраснение или побледнение кожи, учащенное дыхание)

     -  упорное избегание всего того, что м.б. связано с травмой  (избегание встреч с людьми, разговоров, действий, мыслей которые напоминают  о травме)

     -  появляется нестабильность вспоминать разные  эпизоды травмы, т.е. человек не может вспомнить, что с ним произошло

     - у человека появляется выражено  снижение интересов к тому, что  раннее  занимало его.

     - появляется чувство  отстранённости и отчужденности от других, возникает ощущение одиночества

     - наблюдается эмоциональное притупление, неспособность переживать смешанные чувства (любовь и ненависть)

     - появляется чувство укороченного  будущего – короткая жизненная  перспектива, когда человек планирует  свою жизнь, на очень небольшое  время. У ребенка происходит  момент остановки времени.

     - появляются упорные симптомы:

     А) возникают проблемы со сном

     Б) нарушение памяти и нарушение  внимания

     В)появляется сверхбдительность

     Г) преувеличенное реагирование.

Информация о работе Психология экстремальных ситуаций и кризисных состояний