Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:36, контрольная работа
В настоящее время большинство исследователей рассматривают психологические защитные механизмы в качестве процессов интрапсихической адаптации личности за счет подсознательной переработки поступающей информации. В этих процессах принимают участие все психические функции: восприятие, память, внимание, воображение, мышление, эмоции. Но каждый раз основную часть работы по преодолению негативных переживаний берёт на себя какая-то одна из них.
Рационализация – это поиск ложных оснований, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует её, интерпретируя безболезненным для себя способом. С этой целью реальное состояние дел подвергается содержательному анализу, и этому состоянию дается такое объяснение, на основании которого человек может пребывать в иллюзии, что он действует из разумных и достойных мотивов.
Вытеснение
связно с избеганием внутреннего
конфликта путём активного
Когда вытесненное влечение делает попытку пробиться в сознание, субъективно это ощущается как переживание тревоги, беспричинного страха. Таким образом, благодаря вытеснению некоторые влечения не могут быть удовлетворены, но они уносят с собой в подсознание энергетический заряд, провоцирующий повышение общей эмоциональности и тревожности, которые, в свою очередь, побуждают человека менять логику. В этом случае под давлением вытеснения используется особая – аффективная (черно-белая) логика, связанная с предпочтением крайних вариантов в оценке действительности. При сильном эмоциональном возбуждении человек склонен допускать в сознание только те представления, которые благоприятствуют его страстям, другие он сразу вытесняет. (В упор не видит и не слышит, т.е. не воспринимает факты, противоречащие чувствам.)
Типичное
вытеснение возникает при столкновении
с тягостными сведениями, связанными с
появлением страха смерти. Так, врач-рентгенолог
заболела раком лёгкого. От неё долго прятали
снимки, но потом она их нашла и, будучи
специалистом с тридцатилетним стажем
по рентгенодиагностике лёгочных опухолей,
воскликнула: «Ну зачем же вы их от меня
прятали!? Явная картина пневмосклероза!»
Она не вспомнила симптомов рака!
Проекция – вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других. Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывания их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. При проекции человек начинает обвинять других в том, что они раздражены, в то время, как испытывает раздражение сам, заявляет, что его не любят, хотя в действительности разлюбил сам, упрекает других в своих ошибках. При обнаружении нежелательных качеств у других ослабевает чувство вины, и это приносит облегчение. Побочные продукты проекции – ирония, сарказм, враждебность.
Как бы ни был человек не прав, он готов обвинять всех, кроме самого себя. Следы проекции обнаруживаются тогда, когда, столкнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелательным качеством, человек частично урезает информацию об этом, не сознавая, что это его собственный поступок или качество. Пропуская в сознание информацию о существовании неблагоприятного факта как такового, человек меняет его принадлежность – относит его не к себе, а к другому лицу или объекту, дополняя (изменяя) тем самым вытесненную часть информации.
Термин «проекция» ввел Фрейд, понимая её как приписывание другим людям того, в чем человек не расположен в себе сознаться. Это неявное уподобление окружающих людей себе, своему внутреннему миру. Появляясь в раннем детстве, проекция выступает как наиболее частая фора защиты у взрослых. Проявления её общеизвестны: старая дева возмущается распущенностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей.
Обладая
положительной самооценкой, человек,
как правило, уверен в себе и не
нуждается в непрерывной
Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проецируются положительные качества и поступки, за которые этого другого и начинают любить. С другой стороны, зло, причиненное другому человеку, например жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обидчика.
6. Идентификация – стань как «это».
Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя желаемых чувств и качеств. Это возвышение себя до другого путём расширения границы «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в своё «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Вообразив себя на месте модели, он может испытать состояние сочувствия, соучастия, симпатии, т.е. почувствовать другого через себя и глубоко его понять. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действовать.
Развивается идентификация в детских ролевых играх: дочки-матери, пожарные, космонавты и т.д., выступая одним из механизмов самопознания. Она увеличивает способность человека испытывать чувства наслаждения, единства и гармонии путём сопричастности к кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. С её помощью ребёнок усваивает образцы поведения других, значимых для него людей, т.е. активно социализируется. Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позицию взрослого, т.е. участвует в формировании «Сверх-Я». Отсюда ясно, как важно, чтобы ребёнок имел возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества. Тогда он, включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых людей, использует их в дальнейшем как собственные. Из этих заимствованных элементов он формирует свой идеал – внутреннее представление о том, каким бы он хотел стать.
Способность восхищаться и любить тех, кто лучше нас, создавать себе идеалы предрасполагает к идентификации, тем самым формирует чувство собственного достоинства и повышает самоуважение. Самоуважение достигается в этом случае благодаря тому, что человек чувствует себя сопричастным к чему-то, что выше, лучше его. Ощущение такой сопричастности помогает преодолеть индивидуальную слабость, беззащитность, ощущение бесцельности своей жизни.
Идентификация и проекция имеют свои ограничения. Граница «Я», помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, может смещаться и приводить либо к тому, что отвергается то, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку. Однако как исключительная центрированность человека на себе, так и полное уподобление другому, отождествление с его ценностями, означает прекращение развития собственной индивидуальности. Только уравновешенность этих взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.
7. Отчуждение – отгородись, не чувствуй «этого».
Отчуждение – это психологическая защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания особых зон, связанными с травмирующими факторами. При этом некоторые совокупности событий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются. Тогда то, что происходит сегодня, не может быть сопоставлено с тем, что было вчера. Изоляция провоцирует распад обычного функционирования сознания: его единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать собственным восприятием, памятью, установками. Способность перемещаться из одной изолированной зоны в другую сохраняется и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, т.е. как бы со стороны. Отчуждение осуществляет защиту личности путём отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания. При отчуждении мысли отделившейся части личности могут за счет проекции казаться «наведёнными» и превращаться в «голоса».
В результате отчуждения связь между травмирующим событием и его эмоциональной оценкой нарушается. В этом смысле наступает изоляция – отрыв вызывающих беспокойство мыслей и чувственных воспоминаний от их абстрактных или логических аспектов. Поэтому неудивительно, что для отчуждения характерна утрата чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и собственными переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознаётся. Возникает некое отделение травмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Всё это происходит, но как бы с кем-то другим.
Этот способ психологической защиты может активизироваться в ситуации непереносимого страдания. В концлагерях были такие заключенные, которые, несмотря на голод, жажду, холод и унижение человеческого достоинства (приводящего большинство заключенных к бессилию, переживанию тотальной угрозы и полному автоматизму), смогли как бы отдалиться от своего страдания и не думать только о еде или тепле. В этом случае часто защитой от лагерного кошмара выступало чувство дереализации. Тем самым, они сохранили внутреннюю свободу – пространство, в котором могли мыслить, мечтать и планировать, т.е. освобождаться от кошмара настоящего. Известный психолог В. Франкл во время своего пребывания в концлагере, когда большинство его товарищей по несчастью потеряли надежду и впоследствии погибли, был занят мыслями о лекциях, которые он будет читать после освобождения.
8. Замещение – напади на нечто, заменяющее «это».
Замещение – это вид психологической защиты от нестерпимой ситуации путём переноса реакции с «недоступного» объекта на другой – «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Разумеется, замена должна быть достаточно близкой к первично желаемому. Механизм замещения оказывается эффективным тогда, когда замещающая реакция, хотя бы отчасти, разрешает проблемы недостижимой. Итак, существо защиты по типу замещения связано с переадресацией реакции.
Если желаемый путь реагирования оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением нашего желания, ищет другой выход. Тогда можно наблюдать специфические реакции разрядки: «плюнуть с досады», «топнуть ногой», «ударить кулаком по столу»... Так же эффективно смещение агрессии на козла отпущения. Все заменители служат отведению возбуждения, неспособного найти нормальный выход на исполнительную систему другим путем. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые — ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, замещающего желаемое, возникает у человека тогда, когда близки их мотивы, т. е. они размещены на соседних или близких уровнях его (иерархически организованной) мотивационной системы.
Чувства неуверенности, бессилия, беспомощности, возникающие от невозможности реализовать желаемое, могут обернуться стремлением к разрушению. В стрессовых ситуациях, в обстановке кризиса подобные агрессивные формы «замещения» учащаются. Характер поступка при замещении часто совершенно случаен, т. к. для человека важно лишь то, чтобы действие было способно обеспечить ему определенную «разрядку» в ситуации ущемления его интересов. Уже задним числом он будет трактовать эти поступки как проявление собственной храбрости, независимости и других положительных качеств. Важно отметить, что объектом разрушительных тенденций может стать и сам человек. Наконец, кроме агрессии и автоагрессии замещение может иметь вид «ухода из поля», например в работу, в религию и т. п.
Частичное замещение может проявляться в обращении к новым ценностям. Нередки мужчины, испытывающие к своей автомашине большую нежность, чем к своей жене. Такой владелец машины гордится ею, ухаживает, моет, дает ласковое имя, внимательно следит за ее состоянием и тревожится при малейших признаках нарушений. Это, несомненно, объект любви. Жизнь без машины представляется для подобных владельцев более невыносимой, чем жизнь без женщины.