Психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Психология – «наука о душе». Так нам говорил наш преподаватель по психологии в лицее. И я буду ссылать на знания и воспоминания полученные в процессе учебы там.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ 3
О психологии в целом 4
История психологии 4
Школы психологии 6
Психоанализ 6
Логотерапия. 6
Гуманистическая психология. 7
Гештальтпсихология. 7
Функционализм и бихевиоризм. 8
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 9
Вывод по проведенной работе над частью «Психологический портрет» 17
Психологический портрет группы 18
Литература 20

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА кр.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

По нижеприведенной  шкале – 30%. Я не замечала за собой стеснения в раздевалках или сальным шуткам, направленным либо в свой адрес, либо мной кому-нибудь, но тактильное общение для меня неприемлемо. Я обращала внимание на то, как знакомая при разговоре касается своего собеседника, я чувствую в таких ситуациях дискомфорт. Хотя пытаюсь это пересилить. Никаких дискомфортных ощущений я не испытываю, когда меня касается мой муж.

Реактивное  образование — защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей». Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса или агрессии). Механизм предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.

Особенности защитного поведения  в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью; избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе; сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте); подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение. Из других особенностей; осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.

Акцентуации: сенситивность, экзальтированность.

Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.

Диагностическая концепция: маниакальность.

Возможные психосоматические  заболевания (по Ф.Александеру): бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.

Тип групповой роли: «роль пуританина». 

На долю «компенсации» у меня получилось 30 %. Как пример, сидя на Вашей лекции и делая тесты на внимательность (с цифрами) у меня получился наименьший результат из группы в 7 человек. Сидя рядом с подружкой, которая получила большие результаты и заакцентировала свое внимание на моих «Мда, Марина…» я ответила «Зато я красивая!»

Компенсация — онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности. В кластер компенсации входят также механизмы: сверхкомпенсация, идентификация и фантазия, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.

Особенности защитного поведения  в норме: поведение, обусловленное установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности; серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.

Акцентуация: дистимность.

Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.

Диагностическая концепция: депрессивность.

Возможные психосоматические расстройства и заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.

Тип групповой роли: «роль объединяющего». 

По вопроснику  проведем тест на определение некоторых свойств моей личности.

Подсчитав факторы и баллы у меня получилось:

A=3 G=11 N=6 Q4=2
B=3 H=5 O=8 MD=6
C=6 I=7 Q1=7  
E=6 L=8 Q2=6  
F=4 M=8 Q3=5  
 
 
 
 
 
 

Таблица перевода набранных баллов в стэны по методике Кеттелла

    Фактор Низкие Средние Высокие
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    A=3 3                  
    B=3     3              
    C=6       6            
    E=6           6        
    F=4       4            
    G=11                 11  
    H=5     5              
    I=7         7          
    L=8                   8
    M=8             8      
    N=6           6        
    O=8               8    
    Q1=7         7          
    Q2=6           6        
    Q3=5       5            
    Q4=2   2                
    MD=6         6          

Из приведенной  выше таблице можно сделать вывод что:

1. по Фактору  А – я закрытый, малообщительный,  холодный человек. Я с этим не соглашусь, есть моменты, когда я стараюсь оградиться от общества, но без него мне плохо, я впадаю в депрессию. У меня есть строгое понятие близкий друг и товарищ. Близкому другу можно знать не все, так много, товарищу – только то, что не причинит мне в последствии вреда.

2. по фактору  B – конкретно думающий, буквально мыслящий.

3. по фактору  С – Средне-заниженная эмоциональная неустойчивость, истеричность, уход от препятствий.

4. по фактору  E – Средний показатель, приближенный к высокому говорит о том, что в меру застенчивая и самоуверенная, зависимость и независимость, по моим примеркам, примерно на одном уровне, хотя независимость преобладает.

5. по фактору  F - Средне-заниженный показатель, не дающий точного представления обо мне, но дающий повод судить, что я скорее рассудительна, нежели беззаботна. Тоже самое касается сдержанности и беспечности, благоразумия и жизнерадостности.

6. по фактору  G – сильно высокий показатель говорит о том, что я упорный и ответственный человек.

7. по фактору  H – мне соответствует скромность и робость на низко-высоком уровне.

8. по фактору  I – средней показатель жесткости/мягкости, мужественности/женственности, реалистичности/утонченности. Сама еще не определилась.

9. по фактору  L – Наивысший показатель, по нему характерна: осторожность, неуживчивость, подозрительность.

10. по фактору  M – достаточно высокий уровень  погружения в себя, ориентировании на духовные и эстетические ценности.

11. по фактору  N – человек я прямолинейный, просто и житейски сентиментальный, и в то же время, но чуть в большем количестве – искушенный, расчетливый, несентиментальный. Это все скорее всего зависит от ситуации, в которой я нахожусь.

12. по фактору  O – высокий показатель тревожности, предвидения неприятности.

13. по фактору  Q1 – средне выражены консервативность/экспериментальность, традиционность/критичность к традициям, либеральность и устойчивость.

14. по фактору  Q2 – ориентирующийся на чужое мнение, компанейский, но самодостаточный, предпочитаю собственное мнения. Я, зачастую, могу ориентироваться на мнение мало знакомых мне людей, или которые не совсем серьезные роли играют в моей жизни, чем на мнение своих близких. Ведь если мне говорит это близкий человек, тогда он, возможно, хочет сделать мне приятное, говоря что «тебе идет эта кофточка» или «красиво нарисовано», а если это слова приятеля или мало знакомого, то, скорее всего, это правда. Потому что зачем им мне говорить что-то приятное, я и так без этих их слов проживу.

15. по фактору  Q3 – достаточно низкий самоконтроль, хоть результат и перевалил за середину, непосредственность и импульсивность.

16. по фактору  Q4 – в значительной степени преобладает расслабленный, спокойный и вялый фактор. На данный момент я расслаблена, вяла и ленива. Я усталь.

17. по фактору MD – точно и реалистично оцениваю себя и так же, нереалистично оцениваю себя, неискренне, принятые нормы неосознанно считаю своими, что не соответствует действительности.  

Определение основных свойств  ЦНС

1. Сила нервной системы по возбуждению.

Ответ"да" - 16; "нет"-4. в сумме 20 – средняя  степень выраженности

2. Сила нервной системы по торможению.

Ответ "да 12; "нет" – 0. в сумме 12 – средняя степень  выраженности

3. Подвижность нервных процессов.

Ответ "да" – 18; "нет" -2. В сумме 20 – средняя  степень выраженности

Вывод по проведенной работе над частью «Психологический портрет»

Основные выводы идут в ходе проведения тестов, но все  же, по моему личному мнению:

У меня преобладают средние результаты по ним, зато по «тревогам» очень высокие. Видимо, в зависимости от ситуации и личностей со мной находящихся, я поступаю по-разному. По последнему тесту вообще сложно говорить. Все тесты такие интересные – не остановиться.

 

Психологический портрет группы

 

     Как уже ранее упоминалось, я расскажу про группу, где я училась в  лицее. У нас был курс психологии, на уроках в котором мы довольно часто «играли». На основе воспоминаний я постараюсь сделать психологический  портрет. Одно дело описывать себя, другое – кого-то. 

     Рассмотрим  то, как мы сидели на предмете: ставили  стулья по центру кабинета в круг и  садились. Сначала было сложно привыкнут. Руки в основном скрещивали на груди, пытаясь защитить свое личное пространство. Следующий этап – говорили о своем настроении (кратко), поэтому самое просто было ответить «хорошее настроение» что бы не приставали, но бывали такие моменты, когда студенты говорили и «плохое, потому-то и потому-то…» тем самым, наверное, заостряя внимание собравшихся.

     С самого начала урока, после рассаживаний и «приветствий» мы все испытывали дискомфорт, потому что были открыты, незащищены партами, ворохами одежд. Такой способ посадки способствовал играм и беседам по проходящим темам. В играх мы пользовали общение друг с другом и делали соответствующие выводы.

     Например : Смысл игры заключался в том, что один участник был продавцом в столовой, другие покупателем булочек. «Булочки» были 2 видов: вчерашние и свежие. Задача покупателя купить свежую сдобу, задача продавца – избавится от старых. Мы становились в очередь и подходили за булочками. Девочками, которые были более близки с «продавщицей» булочки, в основном, отпускались свежие, или после не продолжительной беседы уговаривания дать. С другой стороны, одна учащаяся подружка «продавщицы» долго не получала «булочку» пока не вышла из себя, и в смехе, не стала колотить по парте тетрадкой. Для успокоения ей выдали то, что требовалось. Но, почему «продавец» не остановил буйства своего клиента, хотя прекрасно понимала чем это закончится? Потому что тот способ, которым «буйная покупательница» отвоевывала свое «счастье» был очень смешон, то есть можно сказать – «буфетчица» издевалась над своей подругой-«клиентом».

     Однако, когда очередь дошла до меня (мы с ней не в дружеских отношениях), разговор был серьезным и булку дали мне старую L, то есть я «прогнулась» со своим желанием, разбившись о непримиримый взгляд одногруапницы.  Я была не достаточно убедительна, но когда чувствуется не желание идти на контакт, руки опускаются сами собой в нежелании тратить нервы. Следующей шла еще одна девочка, не состоявшая в приятельских отношениях – как ее только не уговаривали «Возьмите вчерашнюю булку, она лучше чем сегодняшняя» - «Нет» - «Но она же горелая» - «Я люблю горелую булку» «Я хочу именно эту булку, пускай она последняя, маленькая и подгорелая»… В итоге «продавщица» сдалась и отдала ей то, что она выпрашивала.

     В этой игре мы отрабатывали принципы уговора, достижение цели, методы отказа, деловое общение. У обоих индивидов была цель. Только сугубо разная, на чем и возник микро конфликт. По сути общение продавца с покупателем – Деловое общение, абстрагирование от межличностных отношений. Такого у нас не получилось. Влияние межличностных отношений, а точнее симпатии и антипатии между «продавцом» и «покупателем» сыграло ключевую роль в этой сценке.

     Пример 2: Отработка просьб, говорим так, что бы нам не смогли отказать.

     Сначала мы сели повторили фразы для построения нашей просьбы, потом разыграли  ситуацию: мы должны в предпраздничный  день, позвонив по телефону (чтобы не видеть глаз собеседника, сели друг к другу спиной) в «библиотеку», уговорить «работника» подождать буквально 5 минут пока мы добежим взять книгу.

     Первые  ошибки, допущенные многими, неправильное построение фраз, 2 – попытка обернуться и заговорить с собеседником, особенно когда понимаешь, что ты уже с первых шагов споткнулся – с начала диалога. «Библиотекарь» нам попалась на зависть беспристрастная: она явно получала удовольствие от отказов подождать и выдать книгу, без разницы в каких отношениях она была с собеседником. Играючи давала отпор, накручивая локон на палец и опилируя достаточно вескими основаниями: «вы хотите книгу взять, а вы знаете, что до конца рабочего времени пол часа?! Да вы не успеете добежать, приехать, прилететь! И не старайтесь, я сейчас ухожу!» «Но мне очень надо, вы понимаете, у меня дети маленькие…» «А у нас взрослая библиотека» «Так мне нужен «Колобок» для взрослых» «Такой книги нет! В природе нет! Приходите завтра! Не врите мне». То есть она цеплялась к словам, меняла ситуацию по ходу дела в свою сторону. В итоге она «выдала книгу» 3 человекам, наиболее сильно ее убедившим. Речь этих людей, так же как и ее, была основана лишь на импровизации, но настолько точной и лаконичной, что в ней нельзя было найти изъяна.

Информация о работе Психология и педагогика