Автор: y************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 07:14, контрольная работа
Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. "Условимся назвать учением, - пишет П.Я.Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества" (Гальперин, 1965б, с. 15). Усвоение новых знаний и умений может происходить не только в учебном процессе, но и в других видах деятельности: игре, труде. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она специально организована для усвоения социального опыта, в этом состоит ее цель. В других же случаях усвоение новых знаний и умений происходит как бы параллельно с реализацией совсем других целей.
cтр.
Введение…………………………………………………………………….. 2
Структурные и функциональные части действия………………………... 3
Характеристики действия……..…………………………………………… 6
Типы ориентировочной основы действия………………………………… 9
Этапы формирования умственных действий……………………………..
Этапы усвоения знаний……………………………………………………..
10
19
Заключение………………………………………………………………….. 21
Список используемой литературы………………………………………… 22
Однако применительно к
Этапы усвоения знаний
Об этапах усвоения знаний в свете рассматриваемой теории нельзя говорить отдельно от этапов усвоения деятельности. Знания как образы предметов, явлений, действий и т.п. материального мира никогда не существуют в человеческой голове вне какой-то деятельности, вне отдельных действий. Следуя принципу деятельности и выделяя действие как единицу ее анализа, мы тем самым с самого начала включаем знания в структуру действия. Занимая структурное место объекта действия, или входя в содержание его ориентировочной основы, или составляя цель действия, знания проходят те же самые этапы, что и действия (деятельность) в целом. Качество знаний определяется характером деятельности, которая используется для их усвоения: она может быть адекватной этим знаниям, а может быть и не адекватной им. Адекватность деятельности определяется прежде всего объектом, на который направлена деятельность и содержанием ее ориентировочной основы. Если в ориентировочную основу вошло специфическое, составляющее сущность усваиваемых знаний, то все объекты, с которыми работает учащийся в процессе усвоения данных знаний, будут анализироваться им и, следовательно, отражаться с существенной, специфической для данной области стороны. И наоборот, если ориентировка в изучаемых объектах идет по внешним свойствам, не затрагивающим их сути, отражение этих объектов (знания о них) окажутся поверхностными, неспецифичными. Знания никогда нельзя дать в готовом виде: они всегда усваиваются через включение их в ту или иную деятельность. Даже при механическом заучивании знания входят в состав деятельности (мнемической), неадекватной, однако, этим знаниям, не содержащей в ориентировочной основе их существенных свойств и отношений, ориентированной лишь на их временную или пространственную последовательность.
Было бы неправильным думать,
что необходимая для усвоения
знаний деятельность всегда
Недостающие познавательные
Так, при формировании понятий
в качестве средства усвоения
мы используем действие
В связи с этим становится понятным, что усвоение (освоенность) знаний всегда относительно. Во-первых, качество усвоения знаний определяется адекватностью деятельности, с которой они связаны, во-вторых, степенью сформированности основных ее свойств, в-третьих, типом ориентировочной основы этой деятельности и, наконец, широтой включения этих знаний в другие виды деятельности.
Последнее положение
В качестве средства усвоения
возьмем действие подведения
под понятие. Учащийся, выполняя
это действие последовательно
на всех этапах, научается мгновенно,
в уме распознавать объекты,
принадлежащие данному классу. Анализируя
поэтапно объекты с точки
Заключение
В свете изложенного может
быть конкретно раскрыт и
Таким образом, при
Список используемой литературы
Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1954.
Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1958а. №2.
Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958б. № 3.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. М., 1959. T.I.
Гальперин П.Я. Программированное
обучение и задачи коренного усовершенствования
методов обучения//
Гальперин П.Я Основные результаты исследований по проблеме "Формирование умственных действий и понятий". М., 1965а.
Гальперин П.Я. О
психологических основах
Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. № 1.
Гальперин П.Я Введение в психологию. М., 1976.
Гальперин П.Я, Пантина
Н С. Зависимость двигательного навыка
от типа ориентировки в задании // Ориентировочный
рефлекс и ориентировочно-
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
Калошина И. П. Проблемы формирования технического мышления. М., 1974.
Леонтьев А.Н.
Психологические вопросы
Менчинская Н.А. О концепции формирования умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 1.
Микулинская М.Я. Формирование обобщенных пунктуационных навыков // Управление познавательной деятельностью учащихся. М., 1972.
Решетова З.А. Роль ориентировочной деятельности в двигательном навыке // Вопросы психологии. 1956. №1.
Решетова З.А. Организация ориентировки на системном строении изучаемого предмета и ее значение для решения практических задач // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
Решетова З.А., Калошина И.П. Программированное обучение производственным навыкам. Сообщение III. Организация пооперационного контроля при формировании производственных умений и профессиональных знаний без применения "обучающих машин" // Новые исследования в педагогических науках, вып. IV. М., 1965
Самарин Ю.А. О концепции так называемых "умственных действий" П.Я. Гальперина// Вопросы психологии. 1959. № 5.
Талызина Н.Ф. Психологический механизм обобщения// Третий Всесоюзный съезд общества психологов СССР. М., 1968.
Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.
Талызина Н.Ф. Один из путей развития советской теории учения // Вопросы психологии. 1978. № 4.
Талызина Н.Ф., Николаева В.В. Зависимость формирования геометрических понятий от исходной формы действия // Доклады АПН РСФСР. 1961. №6.
Талызина Н.Ф.,
Яковлев Ю.В. Особенности формирования
начальных шахматных умений при
разных типах ориентировочной