Психология и педагогика

Автор: y************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. "Условимся назвать учением, - пишет П.Я.Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества" (Гальперин, 1965б, с. 15). Усвоение новых знаний и умений может происходить не только в учебном процессе, но и в других видах деятельности: игре, труде. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она специально организована для усвоения социального опыта, в этом состоит ее цель. В других же случаях усвоение новых знаний и умений происходит как бы параллельно с реализацией совсем других целей.

Содержание

cтр.
Введение…………………………………………………………………….. 2
Структурные и функциональные части действия………………………... 3
Характеристики действия……..…………………………………………… 6
Типы ориентировочной основы действия………………………………… 9
Этапы формирования умственных действий……………………………..
Этапы усвоения знаний……………………………………………………..
10
19
Заключение………………………………………………………………….. 21
Список используемой литературы………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 46.61 Кб (Скачать)

Содержание 

  cтр.
Введение…………………………………………………………………….. 2
Структурные и функциональные части действия………………………... 3
Характеристики  действия……..…………………………………………… 6
Типы  ориентировочной основы действия………………………………… 9
Этапы формирования умственных  действий…………………………….. 

Этапы усвоения знаний……………………………………………………..

10

19

Заключение………………………………………………………………….. 21
Список  используемой литературы………………………………………… 22
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Эта теория рассматривает  учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых  приводит ученика к новым знаниям  и умениям. "Условимся назвать  учением, - пишет П.Я.Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются  новые знания и умения или прежние  знания и умения приобретают новые  качества" (Гальперин, 1965б, с. 15). Усвоение новых знаний и умений может происходить  не только в учебном процессе, но и в других видах деятельности: игре, труде. Особенность учебной  деятельности состоит в том, что  она специально организована для  усвоения социального опыта, в этом состоит ее цель. В других же случаях  усвоение новых знаний и умений происходит как бы параллельно с реализацией  совсем других целей.

           Усвоение в условиях определенной  организации этого процесса или  другим человеком (учителем), или  с помощью специально разработанной  для этого программы (программированное  обучение) называется учением. Учение таким образом имеет два отличительных признака: а) процесс усвоения выступает как основной, направленный на приобретение новых знаний и умений или на совершенствование имеющихся; б) этот процесс происходит в специально организованных условиях.

           Учение, как и другие виды усвоения, имеет активную природу: совершается  через те или иные действия (деятельность) субъекта усвоения; в  случае учения - учащегося, обучаемого. В силу этого учение в психологии  рассматривается как один из  основных видов человеческой  деятельности. Каждый вид деятельности  учения, в свою очередь, состоит  из системы действий, объединенных  единым мотивом и в совокупности  обеспечивающих достижение цели  деятельности, в состав которой  они входят.

           Анализ учения должен начинаться  с выделения деятельности, которую  необходимо выполнить обучаемым,  чтобы решить поставленную перед  ними задачу, затем необходимо  идти к выделению слагающих  ее действий, а затем - к структурному  и функциональному анализу содержания  каждого из них.

           Таким образом, центральным звеном  этой теории является действие  как единица деятельности учения, как единица любой человеческой  деятельности. На уровне действия  мы и будем вести анализ  данной теории.

           Учение как деятельность учащегося  включает в себя несколько  видов действий. Эти действия  могут быть расклассифицированы  по разным основаниям. Если поделить  их по месту и функциям в  деятельности, то одни займут  место предмета усвоения (они  усваиваются учащимися), другие окажутся  средствами усвоения (с их помощью  учащийся усваивает первую группу  действий). При этом следует отметить, что действия, входящие в группу  средств усвоения, ранее должны  были быть предметами усвоения, т.е. входили в первую группу  действий.

           Если подойти к действиям, слагающим  деятельность учения, со стороны  их содержания, то их можно  поделить на две группы:

           1) Общие (планирование, контроль, действия, составляющие приемы логического  мышления и др.). Эти действия  не зависимы от особенностей  того или иного предмета.

           2) Специфические; они отражают  особенности изучаемого предмета, их применение ограничено его  спецификой (звуковой анализ слова,  действия, необходимые для геометрических  преобразований и др.). 

Структурные и функциональные части действия

Как было указано, выполнение действий субъектом всегда предполагает наличие определенной цели, которая, в свою очередь, достигается  на основе какого-то мотива. Действие всегда направлено на материальный или идеальный  предмет (объект).

           Выполнение действия субъектом  предполагает наличие у последнего  определенного представления как о выполняемом действии, так и об условиях, в которых это действие выполняется. Носителем рассматриваемых действий всегда является субъект действия. Наконец, всякое действие включает определенную совокупность операций, выполняемых в определенном порядке и в соответствии с определенным правилом. Последовательное выполнение операций составляет процесс выполнения действия.

           В данной теории образ действия  и образ среды действия объединяются  в единый структурный элемент,  на основе которого происходит  управление действием и который  называется ориентировочной основой  действия (Гальперин, 1958, 1959, 1976). Ориентировочную  основу действия необходимо отличать от системы условий, объективно необходимых для успешного выполнения действия. Эта система условий связана: а) с особенностями цели и объекта действия, б) с характером и порядком операций, входящих в действие, в) с особенностями используемых орудий и др. (Гальперин, 1965а, стр.29; 1965б, стр. 16).

           Эти условия влияют на успешность  действия независимо от того, осознает их обучаемый или не осознает. Так, например, при игре в шахматы успешность хода объективно определяется тем, насколько обеспечивается этим ходом взаимодействие фигур и контроль полей на доске.

           Ориентировочная основа действия - эта та система условий, на  которую реально опирается человек  при выполнении действия. Она может совпадать с объективно необходимой, но может и не совпадать с ней. Нередко человек учитывает лишь часть объективно необходимых условий, а иногда включает в ориентировочную основу своих действий лишнее. Так, например, при решении задачи "Построить из 6 спичек четыре равносторонних треугольника, не ломая спичек", многие испытуемые включают в ориентировочную основу своих действий требование "сделать это на плоскости", хотя условия задачи такого ограничения не ставят.

           Под деятельностью понимается  такой процесс решения жизненных  задач человеком, который побуждается  той целью, на достижение которой  он направлен. Действие же побуждается  не самой целью, а мотивом  (целью) той деятельности, в состав  которой они входят. Операции - это  способы, которыми осуществляется  действие. Так, например, решение  арифметической задачи при совпадении  мотива и цели будет деятельностью.  Сложение, допустим, двух многозначных  чисел, которое по ходу решения  этой задачи выполняет ученик, будет действием, а сложение  в этих числах единиц или  десятков будет операцией. В  соответствии с таким пониманием  понятия действия и операции  являются относительными. То, что  на одном этапе обучения выступает  в качестве действия, на другом  становится операцией. С другой  стороны, действие может превратиться  в деятельность, и наоборот. Если, например, учащийся выполняет вначале  задания без интереса, им руководит  только чувство долга, обязанность  учиться или понимание невозможности  решить без этих заданий другие, интересные для него задачи, то  процесс решения каждого из  этих заданий есть выполнение  учеником действий. Но если на  каком-то этапе его заинтересовали  эти задания сами по себе, если  у него появился познавательный  интерес по отношению к ним,  то процесс выполнения этих же заданий стал деятельностью, так как мотив сместился на цель, стал совпадать с ней. Если бы рассмотренные этапы ученик прошел в обратном порядке, он совершил бы переход от деятельности к действию.

           Поскольку в дальнейшем не  будет рассматриваться конкретное  соотношение мотивов и целей  при решении обучаемым тех  или иных задач, то нет необходимости  строго дифференцировать процессы, представляющие собой действия, и процессы, являющиеся деятельностью.  Это, разумеется, вовсе не означает, что мы считаем этот момент  несущественным. Наоборот, мы хорошо  понимаем значимость познавательных  интересов для успешного обучения, но в данном случае ограничиваем  анализ в основном уровнем  действия.

           Действие по выполняемым им  функциям может быть разделено  на три части: ориентировочную,  исполнительную и контрольную. "В  каждом человеческом действии, - пишет П.Я. Гальперин, - есть ориентировочная,  исполнительная и контрольная  часть" (Гальперин, 1958б, стр.34)1. Ориентировочная  часть действия связана с использованием  человеком совокупности тех объективных  условий, необходимых для успешного  выполнения заданного действия, которые вошли в содержание  ориентировочной основы действия. Исполнительная часть - рабочая  часть действия - обеспечивает заданные  преобразования в объекте действия (идеальные или материальные). Контрольная  часть действия направлена на  слежение за ходом действия, на  сопоставление полученных результатов  с заданными образцами. С ее  помощью производится необходимая  коррекция как в ориентировочной, так и исполнительной частях действия.

           В разных действиях человека  эти части имеют разную степень  сложности, занимают разный объем.  Однако их одновременное присутствие  во всех действиях обязательно,  так как без этого действие  не может быть выполнено. Таким  образом, любое действие человека  представляет собой как бы  своеобразную микросистему управления, включающую "управляющий орган" (ориентировочная часть действия), исполнительный, "рабочий орган" (исполнительная часть действия), следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия). 
 
 

Характеристики  действия

"Действие  человека всегда происходит на  том или ином уровне; действие  всегда обладает той или иной  степенью обобщения, производится  с разной полнотой операций  и с разной мерой освоения" (Гальперин, 1965а, стр. 10). Таким образом,  действие субъекта может быть  описано путем указания степени  сформированности основных его характеристик. К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстрота и др.). (Гальперин, 1954 и 1959).

           Форма действия характеризует  степень (уровень) присвоенности действия субъектом - главный аспект изменения действия на пути его преобразования из внешнего (материального) во внутреннее (умственное).

           Другими словами, форма действия  характеризует меру интериоризации действия. На этом пути различают три основные формы действия: материальную, внешнеречевую и умственную. Кроме того, выделяют материализованную форму, которая близка к материальной, и перцептивную, являющуюся как бы промежуточной между материальной (или материализованной) и внешнеречевой. Материальная и материализованная форма действия являются исходными2.

           Их особенность состоит в том,  что объект действия дается  учащемуся или в виде реальных  предметов (материальная форма  действия), или в виде моделей,  схем, чертежей (материализованная  форма действия). Действие в том  и другом случае выполняется  как реально преобразующее. Представление  о материальной форме действия  применительно к начальной школе  может дать измерение, счет  предметов. Примером материализованного  действия может служить действие  счета, выполняемое на изображенных  предметах, схемах (например, ученик  пальцем пересчитывает кружочки  или палочки, изображенные в  учебнике). Материальная и материализованная  формы действия позволяют раскрывать  перед учеником содержание действия - состав его операций, их последовательность  и т.д., а также осуществлять  объективный контроль за выполнением каждой входящей в него операции.

           Перцептивные действия составляют умение видеть, слышать. Примером может служить счет предметов глазами. Объектами этих действий являются внешние материальные предметы или модели, схемы (материализованные объекты), но никаких изменений в этих объектах с помощью перцептивных действий не производится: это теоретические действия. Перцептивная форма действия возникает в результате преобразования материального или материализованного действия (Гальперин, 1965а).

           Внешнеречевая3 форма действия  характеризуется тем, что объект  действия представлен в форме  внешей речи - устной или письменной, процесс преобразования этого объекта происходит также по внешнеречевой форме - в форме рассуждения вслух или в виде прописывания его хода. В этой форме действие приобретает уже характер теоретического, идеального, но еще доступного внешнему, объективному наблюдению.

Информация о работе Психология и педагогика