Психология дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:25, реферат

Описание работы

Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Содержание

Введение
Глава I. Психологический конфликт у дошкольников. Исследование причин и симптомов
1.1 Дошкольный период детства
1.2 Внутренние и внешние психологические конфликты дошкольников
1.3 Игра и общение дошкольников
Глава II. Практическая часть
2.1 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников
2.2 Игровые методы коррекции детского неблагополучия в группе детского сада и основные этапы работы
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Психология дошкольников.docx

— 42.18 Кб (Скачать)

3. Усиление понимания,  сочувствия - приемы на умение  слушать друг друга, объяснять  свои чувства.

4. Формирование  самостоятельности группы. Прием  основан на выходе ведущего-психолога  из группы, когда детям предоставляется  полная свобода действий, причем  они не могут обратиться к взрослому за помощью и все ответственные решения должны принимать самостоятельно.

2.2 Игровые методы  коррекции детского  неблагополучия в  группе детского  сада и основные  этапы работы

В процессе совместной ролевой игры отношения детей  и отношения к детям проявляются  в том виде, как они воспринимаются самими детьми. Именно вследствие единства психологической природы общения  и игры последняя может иметь  высокий психотерапевтический эффект. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами  основывается на следующих положениях:

1) теории деятельности  А.Н. Леонтьева, состоящей в  том, что позитивно влиять на  процесс развития - значит, управлять  ведущей деятельностью, в данном  случае воздействуя на ведущую  деятельность дошкольника - игру;

2) Д.Б. Эльконина  о том, что коррекционный потенциал  игры заключается в практике  новых социальных отношений, в  которые включается ребенок в  процессе специально организованных  игровых занятий;

3) разработанных  в теоретической концепции В.Н.  Мясищева, согласно которым личность  является продуктом системы значимых  отношений.

Психотерапевтические  функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение  ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Помимо терапевтической  игровая психотерапия выполняет  также диагностическую и обучающую  функции. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных  препятствий в межличностных  отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и  социализации детей.

В процессе игровой  коррекции использовались специально разработанные приемы и методы игровых  занятий, содержание которых соответствует  коррекционным задачам. На занятиях детям был предложен большой  выбор сюжетно-ролевых игр: специальные  игры-драматизации; игры, снимающие  барьеры в общении; игры, направленные на развитие операций. Можно утверждать, что многие из предложенных в работе игр являются полифункциональными, т.е. при их применении можно решать самые разные задачи, причем одна и  та же игра для одного ребенка может  быть средством повышения самооценки, для другого - оказывать тонизирующий эффект, для третьего - являться уроком коллективных отношений.

Прежде чем  перейти к методике следует сказать  об общих принципах рассматриваемого варианта игровой коррекции, таких  как:

а) безоговорочная симпатия к ребенку;

6) минимальное  количество ограничений;

в) активность самого ребенка.

Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных  отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и  социализации детей.

В нашей работе мы использовали игротерапию в форме  терапии отношений, где игра выступает  своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка  с окружающим его миром и людьми.

Ниже даны описание основных этапов работы, проведенной  в средней группе детского сада №391, и анализ полученных результатов.

Работа состоит  из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

Диагностический этап представляет собой предварительное  тестирование детей и взрослых (родителей  и воспитателей).

Коррекционный этап проводится в форме игровой  терапии. Длительность одного игрового занятия составляет 50-60 минут. Смена  видов коррекционной работы позволяет  избежать проблемы переутомления детей  на занятиях. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего было организовано 12 занятий; 11-е и 12-е занятия - совместно  с родителями и воспитателями.

Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей и взрослых, заключительного  собрания с родителями и воспитателями.

Коррекционный этап. В процессе игровой психокоррекции были использованы разнообразные игровые  и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить  конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной  стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места  в группе сверстников. В курсе  игротерапии выделяются три направления  работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первое направление (2 занятия) включает объединение детей  в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные  игры). Использовались в основном развлекательные (контактные) игры.

Второе направление (7 занятий) осуществляет основную коррекционную  работу в подгруппах детей. Помимо коррекции  негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения  собираются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют нам дополнять, изменять запланированные методы и  приемы коррекции, чтобы учитывать  индивидуальные проблемы каждого ребенка.

В настоящей  работе использовались в основном игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и  т.п.).

В основном использовались коррекционно-направленные и обучающие  игры.

Третье направление (3 занятия) включает в себя закрепление  полученных навыков и форм общения  в совместных играх детей. Использовались разнообразные игровые и неигровые  приемы, которые развлекают детей, проверяют  умение предотвратить конфликтные  ситуации, способствуют взаимопониманию  детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения.

Основные игры этого направления - развлекательные, обучающие и контрольные. В целях  закрепления позитивного опыта, полученного ребенком в процессе участия в коррекционной группе, два последних занятия проводятся с родителями и воспитателями, которые, в свою очередь, учатся понимать и  распознавать трудности в общении  у ребенка.

Примерный план игротерапии с детьми.

1 этап

1 занятие

1. Кукла Петрушка  приглашает играть.

2. Знакомство  с участниками игры с помощью  куклодраматизации: лисичка, петушок,  кот, заяц. Дети рассказывают куклам  и участникам игры о своих  игрушках, любимых занятиях, о любимых  сказках.

3. Игра «Кошки-мышки»  на объединение участников.

4. Игра в оркестр.

5. Предметная  игра с музыкальными инструментами:  металлофон, гармошка, детское пианино,  бубен.

6. Танцы с  куклами, хоровод.

2 занятие

1. Предметная  игра с игрушками - овощами  и фруктами.

2. Беседа о  любимых овощах и фруктах (дома, в детском саду и т.д.).

3. Игра «Съедобное-несъедобное».

4. Подвижная  игра «Паровоз».

5. Игра «Кто  так работает?» (на совершенствование  невербальных навыков общения).

6. Игра « Море  волнуется, раз!» (на раскрытие  творческих возможностей каждого  ребенка).

2 этап

3 занятие

1. Игра-драматизация  с Котом (познакомить Кота с  ребятами).

2. Игра «Ласковое  имя» (на развитие умения входить  в контакт).

3. Этюд «Котенок»  (мимика, пантомимика).

4. Этюд «Дракончики» (мимика, пантомимика).

5. Этюд «Страх»  (мимика).

6. Театрализованная  игра «Кот, петух и лиса» (последняя  часть сказки).

7. Игра-лабиринт  «Лисичкина нора».

8. Песня про  котят (хоровое пение).

4 занятие

1. Этюд « Пеппи  Длинный чулок» (мимика).

2. Этюд «Очень  худой ребенок» (пантомимика).

3. Игра «Кто  пришел?» (идентификация эмоций).

4. Этюд «Эгоист».

5. Беседа «Кого  зовут эгоистом?»

6. Модель желательного  поведения в этюде «Эгоист».

7. «Минута шалости».

8. Игра «Групповой  рисунок».

9. Игра «Кто  за кем?» (наблюдательность).

10. Комплекс «Колокола» (саморасслабление).

5 занятие

1. Игра «Приятные  слова».

2. Игра подвижная  «Иголочка и ниточка».

3. Чтение русской  народной сказки «Небылица».

4. Игра «Покажем  сказку».

5. Игра «Маленький  скульптор» (мимика, пантомимика).

6. «Дракон кусает  свой хвост» (подвижная игра).

7. Этюд на  расслабление «Все спят».

6 занятие

1. Этюд «Робкий  ребенок».

2. Этюд «Смелый  ребенок».

3. Беседа «Кто  чего или кого боится».

4. Рисование  своего страха.

5. Игра «В  темной норе» (снятие страха  темноты).

6. Игра «Запомни  свою позу» (память).

7. Этюд «Неваляшка»  (релаксация, чувство группы).

7 занятие

1. Этюд на  сострадание «Зайку бросила хозяйка».

2. Этюд «Веселые  котята» (на веселое настроение).

3. Игра «Цветик-семицветик»  (на цветовое восприятие, внимание).

4. Рисование  на тему: «Чего или кого я  уже не боюсь» (закрепление).

5. Игра «Разговор  по телефону» (для развития  умения вести диалог).

6. Упражнение  «Как говорят части тела?» 

8 занятие

1. Сочинение  всеми детьми совместно с ведущим  «общей волшебной истории, небылицы».

2. Инсценировка  «обшей волшебной истории».

3. Игра «Слепец  и поводырь».

4. Этюд «Что  слышно?»

5. Игра «Оркестр»  (на развитие внимания к партнеру  по общению).

6. Комплекс «На  волшебном острове» (саморасслабление).

9 занятие

1. Этюд «Злой  ребенок» (мимика).

2. Этюд «Упрямый  мальчик» (мимика).

3. Беседа об  упрямстве.

4. Игра «Ну  и ну!» (на развитие нравственных  качеств личности).

5. Этюд «Вежливый  ребенок» (пантомимика: используются  куклы из театра, вспоминаются  «волшебные слова»).

6. Рисование  пальцами на тему: «Веселое настроение»  (материал: тушь, зубная паста, большой  длинный лист бумаги).

10 занятие

1. Театрализованная  игра «Два жадных медвежонка».

2. Этюд «Жадный» (мимика, пантомимика).

3. Беседа о  жадности.

4. Модель желательного  поведения в этюде «Жадный».

5. Игра «Салочки-выручалочки» (на развитие нравственных качеств).

6. Игра «Зеркало»  (на умение согласовывать действия  с группой).

3 этап

11 занятие

1. Игра «Кошки-мышки».

2. Игра «Передача  чувств».

3. Игра «Вредное  колечко» (на сопоставление положительных  и отрицательных черт характера). В игре используется этюд «Тише», «Провинившийся», «Хорошее настроение»  (мимика, пантомимика).

4. Игра «Тише  едешь, дальше будешь, стоп!» (на  развитие волевых качеств).

Информация о работе Психология дошкольников