Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 00:25, реферат
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Введение
Глава I. Психологический конфликт у дошкольников. Исследование причин и симптомов
1.1 Дошкольный период детства
1.2 Внутренние и внешние психологические конфликты дошкольников
1.3 Игра и общение дошкольников
Глава II. Практическая часть
2.1 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников
2.2 Игровые методы коррекции детского неблагополучия в группе детского сада и основные этапы работы
Заключение
Список литературы
Психология дошкольников
Введение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Ребенок живет,
растет и развивается в переплетении
различного рода связей и отношений.
В детских и подростковых группах
складываются межличностные отношения,
отражающие взаимосвязи участников
этих групп в конкретно-исторической
ситуации развития общества. Изучение
отклонений в развитии межличностных
отношений на самых первых этапах
становления личности представляется
актуальным и важным прежде всего
потому, что конфликт в отношениях
ребенка со сверстниками может выступить
в качестве серьезной угрозы для
личностного развития. Именно поэтому
информация об особенностях развития
детской личности в трудных, неблагоприятных
условиях на том этапе ее генезиса,
когда начинают закладываться основные
стереотипы поведения, психологические
основы важнейших отношений личности
к окружающему социальному
Опасность заключается
и в том, что появившиеся у
ребенка отрицательные качества
в связи с особенностью дошкольного
возраста определять все дальнейшее
формирование личности могут обнаружиться
и в новом школьном коллективе,
и даже в последующей деятельности,
препятствуя развитию полноценных
отношений с окружающими
К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. и другие.
В центре внимания исследования внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.
Целью данной работы
является исследование психологической
природы феномена нарушения отношений
со сверстниками (психологического конфликта)
у дошкольников; разработка и апробирование
игровых методов коррекции
В настоящей работе объектом исследования является ребенок и остальные участники дошкольной группы. Предметом изучения выступает конфликт, возникающий между ребенком и сверстниками в игре - ведущей деятельности дошкольников.
Глава I. Психологический конфликт у дошкольников. Исследование причин и симптомов
1.1 Дошкольный период детства
Дошкольный возраст
- особо ответственный период в
воспитании, т. к. является возрастом
первоначального становления
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.
Начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед дошкольником стоит выбор - с кем играть или гулять: с приятелем или с мамой,- большинство детей сделают этот выбор в пользу сверстника[1] [1].
Для рассмотрения проблемы, обозначенной в заглавии предлагаемой работы, необходимо отметить значительность периода дошкольного детства в процессе всего личностного формирования человека.
Итак, дошкольное
детство — чрезвычайно важный
период развития человека. Его существование
обусловлено общественно-
Дошкольный период
детства сенситивен для формирования
у ребенка основ
Ж. Пиаже приписывает
маленькому ребенку эгоцентризм, вследствие
чего он еще не может строить совместную
деятельность со сверстниками (поэтому
Пиаже считает, что общество детей
возникает только в подростковом
возрасте). В отличие от него А.П.
Усова, а вслед за ней и многие
отечественные психологи и
Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее.
Вот почему ранняя
диагностика и коррекция
Дети приходят
в детский сад с неодинаковым
эмоциональным мироощущением, неоднородными
притязаниями и в то же время с
различными умениями и возможностями.
В результате каждый по-своему отвечает
требованиям воспитателя и
В свою очередь
требования и потребности окружающих
находят разный отклик у самого ребенка,
среда оказывается разной для
детей, а в отдельных случаях -
крайне неблагополучной. Неблагополучие
ребенка в дошкольной группе может
проявляться неоднозначно: как малообщительное
или агрессивно-общительное
Изменения в поведении ребенка - вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.
1.2 Внутренние и внешние психологические конфликты дошкольников
Прежде чем
приступить к более детальному исследованию
психологического конфликта у дошкольников
(нарушению отношений со сверстниками)
необходимо рассмотреть общую структуру
межличностных процессов, которую
можно представить в виде схемы.
Многие авторы (А.А. Бодалев, Я.Л. Коломенский,
Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин) в структуре
межличностных процессов
Если к поведенческому
компоненту можно отнести и взаимодействие
в совместной деятельности, и общение,
и поведение члена группы, адресованное
другому, а к гностическому - групповую
перцепцию, способствующую осознанию
субъектом качеств другого, то межличностные
отношения будут аффективным, эмоциональным
компонентом структуры
В центре внимания данной работы - внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.
Конфликтная ситуация
перерастает в конфликт только при
совместных игровых действиях ребенка
и сверстников. Подобная ситуация возникает
в случаях, когда имеется противоречие:
между требованиями сверстников
и объективными возможностями ребенка
в игре (последние оказываются
ниже требований) или между ведущими
потребностями ребенка и
Причинами может
являться недостаточная инициативность
ребенка в установлении контактов
с ровесниками, отсутствие между
играющими эмоциональных
Таким образом, следует рассматривать два типа психологических конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах[4] [4].
Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний психологический
конфликт возникает у дошкольников
в условиях их ведущей игровой
деятельности и большей частью скрыт
от наблюдения[5] [5]. В отличие от внешнего
он вызывается противоречиями, связанными
не с организационной частью деятельности,
а с самой деятельностью, с
ее сформированностью у ребенка,
противоречиями между требованиями
сверстников и объективными возможностями
ребенка в игре или противоречиями
в мотивах игры ребенка и сверстников.
Такие противоречия не могут преодолеваться
детьми без помощи взрослых. В условиях
этих противоречий ущемляется внутренний
эмоциональный комфорт ребенка,
его положительное
Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
1.3 Игра и общение дошкольников
Межличностные
отношения (взаимоотношения) - это многообразная
и относительно устойчивая система
избирательных, осознанных и эмоционально
переживаемых связей между членами
контактной группы. Несмотря на то, что
межличностные отношения