Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологии допроса подозреваемого и обвиняемого, а также исследование непосредственно процедуры производства такого следственного (судебного) действия как допрос, его специфики. Во исполнение указанной цели поставлены следующие задачи:
- определение понятия допрос
- изучение психологических особенностей допроса подозреваемого и обвиняемого
- выявление психологических особенностей допроса несовершеннолетних

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Если  подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

    Если  подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться  в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

    О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего  допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

    Если  несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

    Второй  тактический прием — порядок  предъявления доказательств. Особенность  этого действия при допросе несовершеннолетнего  обвиняемого, отрицающего свое участие  в преступлении, будет заключаться  в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

    Не  следует излагать его показания  не свойственным подросткам языком.

    Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

    Свидетелей  и потерпевших, не характеризуемых  отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

    Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость  давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Допрос подозреваемого является одним из важнейших следственных действий, от которых зависит быстрое и полное раскрытие преступления, объективность расследования.

     Значительно повысить эффективность такого следственного  действия возможно при правильном понимании  сути допроса, умении правильно определить время проведения данного следственного действия, детальный анализ лиц, которые участвуют в ней, тщательная психологическая и тактическая подготовка следователя к проведению допроса.

     В ходе написания работы была достигнута поставленная цель -определено понятие допроса; изучены психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого; выявлены психологические особенности допроса несовершеннолетних.

     На  основании исследования целесообразно  сделать выводы о том, что 

если уголовный процесс и криминалистика определяют допрос как получение от допрашиваемых сведений о расследуемом преступлении, то судебная психология исследует психологический механизм этого процесса. В изученном аспекте допрос подозреваемого и обвиняемого можно определить как процесс общения следователя и лица , производящего дознание, с подозреваемым в предписанной процессуальным законом форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Список  использованных источников 

      Используемые  нормативно правовые акты:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации  (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 20.03.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.05.2011)

      Книги: 

    1. Еникеев М. И. Юридическая психология. — М.: Издательство НОРМА,2003. — 256 с. — (Краткие  учебные курсы юридических наук).
    2. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. — 488 с :
 

      Статьи:

Информация о работе Психология допроса подозреваемого и обвиняемого