Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение психологии допроса подозреваемого и обвиняемого, а также исследование непосредственно процедуры производства такого следственного (судебного) действия как допрос, его специфики. Во исполнение указанной цели поставлены следующие задачи:
- определение понятия допрос
- изучение психологических особенностей допроса подозреваемого и обвиняемого
- выявление психологических особенностей допроса несовершеннолетних

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Мотивами  сообщения ложных сведений допрашиваемым  нередко являются: боязнь оказаться  разоблаченным в совершенном  преступлении, в каких-либо неблаговидных поступках и получить за это наказание, нравственное осуждение; опасение быть отвергнутым личностно значимой для него референтной группой из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов «предательства»; боязнь мести со стороны соучастников преступления; стыд за содеянное; желание скрыть интимные стороны жизни; явная или скрытая антипатия к следователю и т.п.

    В конфликтной ситуации допроса допрашиваемый, пытается  выдать ложные показания  за истинные, переживает своеобразный внутренний дискомфорт. В его сознании происходит конфликтная борьба различных чувств и мотивов, сопровождающая решение им непростых мыслительных задач: какие показания для него наиболее благоприятны и выгодны, какие факты сообщить, о каких умолчать, какие интерпретировать иначе, чем они были на самом деле, и т.п. Давая ложные показания, допрашиваемый и сознательно, и подсознательно боится, что его уличат во лжи, в результате в отношении него наступят негативные последствия. Уловить момент такой психологической борьбы у допрашиваемого – одна из целей следователя. Своими активными действиями он должен побуждать допрашиваемого к выбору такой линии поведения, которая бы была наиболее приемлема и выгодна для установления истины по делу.

    У лиц психопатизированных, интеллектуально  незрелых, инфантильных мотивами дачи ложных показаний либо отказа вступать в контакт со следователем могут оказаться: стремление к самоутверждению, уверенность в своей якобы особенной исключительности, негативизм по отношению ко всему происходящему, что проявляется в малопонятном на первых порах упрямстве. Нередко поведение допрашиваемого определяется несколькими, порой довольно противоречивыми побуждениями, из-за чего нарушаются механизмы психологической адаптации к происходящему, снижается способность противостоять возникшим осложнениям. На этом фоне развивается внутренний конфликт личности. Все это приводит к состоянию психической, эмоциональной напряженности

    (фрустрации). В результате затрудняется адекватное, критическое восприятие, осмысление  событий, когда вполне разумные, обоснованные доводы следователя воспринимаются не иначе как его «уловки», а сам следователь видится человеком беспринципным, готовым на всякие нарушения законности, лишь бы получить «нужные» ему показания. Следует считаться с таким состоянием допрашиваемого, с низким уровнем его правосознания, относясь ко всему этому как к объективной реальности. Необходимо видеть происходящую в его сознании борьбу противоречивых мотивов, «обеспечивая победу именно тех из них, которые побуждают допрашиваемого говорить правду».

    Допрос  является с психологических позиций  разновидностью общения, специфика  которого обусловлена как формализацией  в рамках уголовного процесса, так  и особенностями процесса расследования. Как правило, допрос в особенности  при расследовании деятельности преступных структур носит конфликтный характер, где следователь и допрашиваемый ведут рефлексивную борьбу. Успех этой борьбы успех допроса  и в целом расследование дела во многом зависят от того, насколько следователь овладел познаниями в области психологии допроса и насколько умело он использует эти познания на практике. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Психологические  особенности допроса  подозреваемого, обвиняемого.

2.1 Изучение следователем  личности допрашиваемого  подозреваемого, обвиняемого.

    Допрос  подозреваемого и обвиняемого является одним из важнейших  следственных действий, от которых зависит быстрое и полное раскрытие преступления , объективность  расследования.

    Прежде  чем принять решение о допросе  подозреваемого или обвиняемого, следователь  должен изучить следственную ситуацию. Чтобы полностью раскрыть значение следственной ситуации следователь использует все свои правовые, криминалистические знания и в особенности свой опыт и интуицию. При этом важно, чтобы вся наличная информация воспринималась следователем не статично, а с учетом ее тактического потенциала.

    Во-первых, нужно определить возможность использования  тех или иных фактов в ходе предстоящего допроса; во-вторых, установить связь  этих фактов с обстоятельствами, подлежащими  выяснению при допросе подозреваемого или обвиняемого; в-третих, прогнозировать развитие ситуации при оказании воздействий с помощью этих фактов. Иными словами, следователь предвидит вероятные пути, ведущие к прояснению ситуации, и способы которыми он сможет ликвидировать пробелы в информации о расследуемом событии и истиной роли подозреваемого в нем.

    Максимальной  степени вероятности такого предвидения  следователь добивается на основе рефлексивного  мышления, т.е. ставя себя на место  подозреваемого, рассуждая за него, воображая, как этот человек будет воспринимать те или иные вопросы следователя, предъявленные доказательства и т.д.

    Вот почему важно, чтобы следователь  как можно глубже изучил особенности  личности подозреваемого. Иначе трудно предвидеть его реакцию на те или  иные тактические  приемы допроса. Таким образом, можно представить следующую схему изучения обстоятельств по делу:

  1. восприятие имеющейся в распоряжении следователя информации о расследуемом событии и подозреваемом лице;
  2. анализ этой информации и выделение фактов, с помощью которых следователь может построить тактику своих действий при допросе;
  3. предвидение развития обстановки и поведения подозреваемого и обвиняемого на допросе.

    В результате следователь должен ясно представлять себе, что делать, как  делать и когда.

    Изучение  личности подозреваемого и обвиняемого  необходимо также при выборе меры процессуального принуждения, установлении психологического контакта и избрании метода психологического воздействия. Здесь важно подчеркнуть высказывание А.В. Дулова, который утверждает, что «от полноты и правильности изучения личности зависит не только тактика следственных или судебных действий, но и установление истины по делу в целом, возможность исправления и перевоспитания правонарушителя». К сожалению, некоторые следователи недооценивают значение изучения личности перед допросом.

    Информация  о социально-демографических данных (а на практике иногда следователи  ограничиваются только ее установлением) явно недостаточно для решения тактических  задач допроса. Чтобы предвидеть поведение подозреваемого (обвиняемого) и ход его рассуждений, необходимо знать его социально-психологические особенности  
(прежде всего форму социальной направленности, прошлый жизненный опыт, темперамент и черты характера, отношение к себе и окружающим) .

    Следователи. Как правило, стараются получить наиболее полные сведения об обстоятельствах, при которых действовал подозреваемый или обвиняемый. Однако объективно оценить его поведение только по этим данным нельзя.

    Обладая сведениями о темпераменте и чертах характера допрашиваемого, следователь может избрать правильные пути установления психологического контакта с ним.

    Получение информации о социально-психологических  особенностях личности подозреваемого (обвиняемого) требует определенных условий и знания методов ее изучения.

2.2. Психологическая  характеристика стадий  допроса подозреваемого, обвиняемого.

    Допрос  подозреваемого и обвиняемого, как  и любая сложная деятельность, характеризуется совокупностью  отдельных действий, направленных на осуществление промежуточных целей, без достижения которых нельзя решить основные задачи.

    В начальной стадии допроса решаются следующие задачи:

    1) устанавливается первичный контакт  с допрашиваемым; ему объясняются  цель и правовое основание  вызова; удостоверяется личность  допрашиваемого;

    2) допрашиваемому лицу разъясняются  его процессуальные права и обязанности;

    3) устанавливаются сведения о личности  допрашиваемого и его взаимоотношениях  с другими проходящими по делу  лицами.

    Диагностируется психическое состояние допрашиваемого, его эмоционально-волевые установки, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия. В начальной стадии допроса следователь стремится вызвать общую активность допрашиваемого лица, получить информацию о его личностных особенностях и психическом состоянии, определить отношение к правосудию, данному следственному действию, к личности самого следователя. Следователь делает предварительные выводы о возможной тактике допроса в данной ситуации, устанавливает коммуникативный контакт с допрашиваемым лицом.

    Коммуникативный контакт основан на осознании  людьми необходимости информационного  общения. Наряду с обменом представлениями, идеями он предполагает и обмен интересами, настроениями, чувствами, оценками. Установление коммуникативного контакта может быть затруднено коммуникативными барьерами — межличностными антипатиями, ситуативными конфликтами, психологической несовместимостью. Задача следователя — нейтрализовать эти барьеры.

    Коммуникативный контакт — система приемов  оптимизации отношений между  общающимися лицами. Особенно значимы первые фразы следователя, их лексическое построение и эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношении личности допрашиваемого лица. Но речь следователя не должна быть и наигранно-заискивающей. Должно быть осуществлено вступление следователя в контакт с допрашиваемым лицом. В

    отношении обвиняемого и подозреваемого —  заверение в гарантировании всех их законных прав, выяснение неотложных просьб и ходатайств. «Золотое правило» поведения следователя на данной стадии контактного взаимодействия — не допустить ничего, что может вызвать негативное к нему отношение.

    Следует избегать конфликтов, конфронтации, ведущих  к ограничению коммуникации. Поведение  следователя должно быть естественным, не манерным, спокойным, уверенным и достойным. Своим корректным поведением он должен возбуждать у допрашиваемых лиц так называемый личностный резонанс — психическое заражение личностными качествами — уверенностью, честностью, профессиональной компетентностью, наряду с этим следует категорически пресекать проявления со стороны отдельных допрашиваемых лиц недисциплинированности, бескультурья, речевой распущенности.

    Следователь на допросе реализует официально-ролевую  социальную функцию и обладает всеми полномочиями для организации ответственного поведения всех проходящих по делу лиц. В ряде случаев допрашиваемые лица первоначально проявляют стеснительность, скованность, недоверчивость Обстановка формализма усугубляется и первоначальным заполнением в протоколе допроса анкетных данных допрашиваемого. Эту формальную сторону в начале допроса можно оживить более подробными расспросами о жизненном пути допрашиваемого, наиболее значимых его биографических эпизодах.

    Во  многих случаях следователь специально подчеркивает положительные стороны в биографии допрашиваемого, привлекательные стороны его характеристики, отдельные проявления гражданственности, порядочности и т. п. Большие возможности для общения дают профессия допрашиваемого, его личные интересы, общественная деятельность, служба в армии и т. п.

    Следователь в ходе допроса получает определенный объем информации, часть которой  его может удовлетворять, а часть  – нет. Для того, чтобы показания  подозреваемого приобрели доказательственное значение, они должны быть зафиксированы в установленной законом форме.

    Получив показания подозреваемого (обвиняемого) и убедившись, что сделано все  для достижения поставленных целей, следователь приступает к фиксации результатов допроса в протоколе.

    При этом он стремится как можно точнее отразить показания подозреваемого.Здесь решается мыслительная задача – в какой мере полученная информация соответствует предмету допроса и в какой последовательности следует фиксировать эти данные.

    Результаты  допроса должны быть изучены и оценены тотчас после его проведения с тем, чтобы принять во внимание не только содержание показаний, но и сохранившиеся в памяти следователя впечатления от поведения допрашиваемого. В ходе анализа показаний выявляется позиция подозреваемого (обвиняемого) в отношении как объявленного подозрения или обвинения, так и определенных фактов, переданных следователем.

    Следователь, изучая показания  подозреваемого или  обвиняемого, оценивает их правдоподобность, сопоставляет с известными данными  о его личности, а также с ранее собранными доказательствами. Такой анализ завершается решением задачи о производстве других следственных действий с целью проверки имеющихся сведений и получения дополнительной доказательственной информации.

Информация о работе Психология допроса подозреваемого и обвиняемого