Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель работы исследовать и проанализировать психологию допроса несовер- шеннолетнего.
Задачи работы:
исследовать психологию допроса;
проанализировать особенности психологии допроса несовершееннолет- них;
рассмотреть и проанализировать особенности тактики допроса несове- ршеннолетних.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА Ι ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………………………………..3
1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств.
1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.
1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следова- телем.
1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса
ГЛАВА ΙΙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ………………………………………………........14
ГЛАВА ΙΙΙ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..27
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заве- домо ложные показания важно выяснить причины и с этим учетом приме- нить тактические приемы, направленные на изменение его позиции. Приме- няемые при этом тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения.
При допросе несовершеннолетнего обвиняемого
(подозреваемого), впер- вие совершившего
преступление, эффективно применение
такого тактичес- кого приема, как опора
на положительные свойства его личности.
Практике известно не мало случаев, когда
следователи умело используя решительно-
сть, честность, стремление быть первым
и другие хорошие качества несовер- шеннолетних
правонарушителей получили от них полные
и правдивые показания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Допрос - способ получения личных доказательств. Полнота и досто- верность получаемой на допросе информации зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений памяти и их реконструкции.
Следователь при допросе сталкивается с обилием разрозненной инфор- мации. Его задача - систематизировать эту информацию, найти ее ключевые, системообразующие элементы, выдвинуть систему вопросов, восстанавли- вающих "каркас" расследуемого события, по части события восстановить событие в целом, дать отдельным фрагментам события адекватную интер- претацию.
Несовершеннолетним свойственны психологические особенности, обусловливающие их общую виктимность с точки зрения предрасположен- ности к совершению преступления. Наука психология выделяет два особых этапа формирования личности. Во-первых, подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15 лет. Во-вторых, ранний (или младший) юноше- ский возраст - примерно от 15 до 18 лет.
Преступность
Общие правила допроса несовершеннолетнего изложены в соответствую
щих статьях уголовно-процессуального и гражданско-процессуального коде- ксов. Некоторые из этих процессуальных правил даны с учетом психологи- ческих закономерностей поведения лиц данной категории. Прежде всего, вызов на допрос несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а по усмотре- нию следователя при допросе свидетелей и от 14 до 16 лет, вызывается педагог. Участие последнего возможно и при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, а также при допросе обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым. Свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
При допросе несовершеннолетних наряду
с общими закономерностями, характерными
для этого следственного действия, следует
учитывать ряд особенностей, связанных
с возрастом несовершеннолетних. На допросе
сле- дователь должен избрать такую тактику
общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился
в объективности и беспристрастности
следователя. При выборе тактики допроса
несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых
следует учитывать направленность их
личности. Тактика допроса несовершенно-
летних, не имеющих антиобщественной направленности
личности, нацелена, прежде всего, на активизацию
их лучших качеств. Для этого целесообразно
использовать всю информацию, полученную
в ходе подготовки к допросу. Кроме того
тактика допроса несовершеннолетних в
значительной степени определяется механизмом
приобщения их к преступному поведению
и приверженностью криминальным установкам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
Специальная литература