Психология допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать и проанализировать психологию допроса несовер- шеннолетнего.
Задачи работы:
исследовать психологию допроса;
проанализировать особенности психологии допроса несовершееннолет- них;
рассмотреть и проанализировать особенности тактики допроса несове- ршеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА Ι ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………………………………..3
1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств.
1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.
1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следова- телем.
1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса
ГЛАВА ΙΙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ………………………………………………........14
ГЛАВА ΙΙΙ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..27

Работа содержит 1 файл

Психология допроса несовершинолетних Ищук К. А. Гр. 7260 - копия.docx

— 76.11 Кб (Скачать)

       Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заве- домо ложные показания важно выяснить причины и с этим учетом приме- нить тактические приемы, направленные на изменение его позиции. Приме- няемые при этом тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения.

       При допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), впер- вие совершившего преступление, эффективно применение такого тактичес- кого приема, как опора на положительные свойства его личности. Практике известно не мало случаев, когда следователи умело используя решительно- сть, честность, стремление быть первым и другие хорошие качества несовер- шеннолетних правонарушителей получили от них полные и правдивые показания. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Допрос - способ получения личных доказательств. Полнота и досто- верность получаемой на допросе информации зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений памяти и их реконструкции.

       Следователь при допросе сталкивается с обилием разрозненной инфор- мации. Его задача - систематизировать эту информацию, найти ее ключевые, системообразующие элементы, выдвинуть систему вопросов, восстанавли- вающих "каркас" расследуемого события, по части события восстановить событие в целом, дать отдельным фрагментам события адекватную интер- претацию.

       Несовершеннолетним свойственны психологические особенности, обусловливающие их общую виктимность с точки зрения предрасположен- ности к совершению преступления. Наука психология выделяет два особых этапа формирования личности. Во-первых, подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15 лет. Во-вторых, ранний (или младший) юноше- ский возраст - примерно от 15 до 18 лет.

       Преступность несовершеннолетних  обусловлена влиянием отрицате- льных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14-16 годам. Это обстоятельство учитывается зако- ном, который установил частичную уголовную ответственность ( за убийст- во, кражи, грабежи, разбои, изнасилование и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмот- ренные уголовным законом с 16 лет.

       Общие правила допроса несовершеннолетнего изложены в соответствую­

щих статьях уголовно-процессуального и гражданско-процессуального коде- ксов. Некоторые из этих процессуальных правил даны с учетом психологи- ческих закономерностей поведения лиц данной категории. Прежде всего, вызов на допрос несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а по усмотре- нию следователя при допросе свидетелей и от 14 до 16 лет, вызывается педагог. Участие последнего возможно и при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, а также при допросе обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым. Свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

       При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом несовершеннолетних. На допросе сле- дователь должен избрать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя. При выборе тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следует учитывать направленность их личности. Тактика допроса несовершенно- летних, не имеющих антиобщественной направленности личности, нацелена, прежде всего, на активизацию их лучших качеств. Для этого целесообразно использовать всю информацию, полученную в ходе подготовки к допросу. Кроме того тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени определяется механизмом приобщения их к преступному поведению и приверженностью криминальным установкам.  
 
 
 
 

                 

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации
  2. Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

Специальная литература

  1. Васильев В. Л. Юридическая психология 6-е издание, Питер, 2009 с. 445-463
  2. Еникеев М. И. Юридическая психология. Норма., М., 2003, с. 131-138
  3. Чуфаровский Ю. Э. Психология оперативно- розыскной и следствен- ной деятельности. Учебное пособие. Проспект, М., 2006, с. 187-191
  4. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С.,  Корухов Ю. Г.,  Российская Е. Р. Криминалистика. Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М, М., 2000, с. 645-647
  5. Еникеев М. И., Образцов В. А., Эминов В. Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. Проспект, 2011, с. 112-114
  6. Ищенко Е. П., Топорков А. А. Криминалистика. Учебник. Издательская группа ИНФРА- М – КОНТРАКТ., М., 2010, с. 420-425
  7. Реуцкая И. Е., Бродченко О. И.  Психологические особенности допроса несовершеннолетних. Прикладная юридическая психология, №3, 2008, с. 55-68

Информация о работе Психология допроса несовершеннолетних