Психология допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать и проанализировать психологию допроса несовер- шеннолетнего.
Задачи работы:
исследовать психологию допроса;
проанализировать особенности психологии допроса несовершееннолет- них;
рассмотреть и проанализировать особенности тактики допроса несове- ршеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА Ι ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………………………………..3
1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств.
1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.
1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следова- телем.
1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса
ГЛАВА ΙΙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ………………………………………………........14
ГЛАВА ΙΙΙ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..27

Работа содержит 1 файл

Психология допроса несовершинолетних Ищук К. А. Гр. 7260 - копия.docx

— 76.11 Кб (Скачать)

       Несовершеннолетний отвечает за совершенные действия и поступки. Суд привлекает к уголовной ответственности подростка или юношу не за то, что в его психологии имеются те или иные чуждые нашей нравственности черты. Судят за то, что эти черты воплотились в деяние, опасное для общества, для окружающих людей, то есть за преступление. При этом несовершеннолетние привлекаются к ответственности не только тогда, когда они полностью выпо- лнили состав преступления, но и в случае приготовления и покушения на совершение преступления, а также при участии в нем. При определении ме- ры ответственности несовершеннолетнего учитываются, таким образом, не только сама личность, но и характер содеянного ею. В этом, несомненно, находит выражение нравственная сущность наказания: оно справедливо воздает за вред, нанесенный обществу. Соразмерность преступления и нака- зания - так можно определить связь между мерой ответственности и тяже- стью содеянного.21

       Процесс усвоения моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к 14-16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, который установил частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, - с 16 лет. К 16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно дейс- твующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК РФ).

       Общие правила допроса несовершеннолетнего изложены в соответст- вующих статьях уголовно-процессуального и гражданско-процессуального кодексов. Некоторые из этих процессуальных правил даны с учетом психоло- гических закономерностей поведения лиц данной категории. Прежде всего, вызов на допрос несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а по усмотре- нию следователя при допросе свидетелей и от 14 до 16 лет, вызывается педагог. Участие последнего возможно и при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не достигшего 16 лет, а также при допросе обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым. Свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ отдачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.22

       Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на предвари- тельном следствии, как правило, проводится по схеме:

1) наследственно-биологические  факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беремен- ность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребле- ние наркотиков и т.п.;

2) ближайшее  социальное окружение подростка: семья, социальноэконо- мический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростка, школа, отно- шение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, цен- ностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей; 23

3) личностные  характеристики подростка: особенности характера и тем- перамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подрос- тка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии - сознательность выбора, место профес- сии в системе ценностей подростка, планы на будущее;

4) правосознание  подростка. При допросе несовершеннолетних наряду с общими закономерностями, характерными для этого следственного действия, следует учитывать ряд особенностей, связанных с возрастом несовершен- нолетних. В частности, допросы маленьких детей в ряде случаев целесо- образно заменить беседой или опросом малолетнего с целью быстрого полу- чения информации о личности преступника и т.п. Следует учитывать, что дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментарно. Однако у детей, хотя и отсутствует жизненный опыт, есть воображение, которое помогает им хорошо воспринимать предметы и события, которые им близки и их интересуют. 24

       Практика показывает, что каждому допросу несовершеннолетнего дол- жна предшествовать тщательная подготовка. Здесь важно выяснить, какие люди окружают несовершеннолетнего, в каких условиях он живет, с кем дру- жит, как он работает или учится.

       Автор придерживается позиции В.Л. Васильева, который выделяет 5 этапов допроса несовершеннолетнего. В частности, на первоначальном этапе допроса следователь в устной форме получает от несовершеннолетнего его анкетные данные. Здесь главная задача следователя - правильно диагно- стировать личность допрашиваемого. Вступление в психологический контакт между допрашиваемым и допрашивающим - сущность второго этапа доп- роса. 25

       На этой стадии темой беседы являются обычные для существа дела вопросы, которые, как правило, касаются биографии допрашиваемого, его учебы, досуга, развлечений и т.д. При этом оба собеседника окончательно вырабатывают в отношении друг друга общую линию поведения; определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, основные состояния собеседников, позы, мимика и, в отдельных случаях, основная аргументация. В главной части допроса следователю необходимо получить от допрашиваемого основную информацию по делу и это, как правило, удается при хорошо организованном допросе. Затем следователь сопоставляет полученную на допросе информацию с уже имеющейся у него, и пытается устранить противоречия, неясности, неточности и т.д. И уже на заключительном этапе допроса следователь различными способами заносит в протокол полученную в результате допроса информацию и представляет ее уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтверждая прави- льность записанного в протокол, его подписывает. На этой стадии важно сохранить лексические особенности речи несовершеннолетнего. Подготов- ленный со знанием всех материалов дела и проведенный с уче­том всех личностных особенностей допрос, несомненно, убеждает допрашиваемого не только в бесперспективности запирательства, но и наглядно показывает истинную цену его преступного поведения, неизбежность разоблачения и последующего наказания со всеми вытекающими последствиями как для самого виновного, так и для его близких.

       На допросе следователь должен избрать такую тактику общения с допрашиваемым, чтобы тот убедился в объективности и беспристрастности следователя. Добытая на допросе информация о личностных особенностях несовершеннолетнего (жестокость, агрессивность, доброта, правдивость, лживость и т.д.), несомненно, поможет следователю выбрать правильную тактику допроса. Изучая личность несовершеннолетнего, следователь должен установить, в первую очередь, его положительные качества, время, когда его поведение стало меняться в худшую сторону, выяснить, какие причины способствовали этим изменениям. Все собранные данные позволяют следова- телю создать правильное представление о положительных и отрицательных качествах личности несовершеннолетнего, об условиях жизни, учебы, работы и т.д. Это необходимо следователю не только для получения правдивых показаний, но и в первую очередь для надлежащего воздействия на несове- ршеннолетнего в плане критического осмысления как совершенного престу- пления, так и негативного поведения в целом. 26

       Наибольшую общественную опасность по делам о преступлениях несовершеннолетних представляют групповые и многоэпизодные преступ- ления. Следователю при расследовании таких преступлений важно выделить организатора, «главаря» такой преступной группировки и установить его действительную роль. Не секрет, что несовершеннолетние по самым разным причинам стараются скрыть действительных организаторов таких групп-  пировок и нередко их вину берут на себя. Поэтому следователю необходимо добыть доказательства, не только изобличающие лидера в совершении преступления, но и факты, показывающие истинное лицо вожака, разру- шающие ореол героя.

       Готовясь к допросу такого лидера, следователь должен, безусловно, продумать последовательность и формулировку вопросов, а также порядок предъявления изобличающих вещественных доказательств, документов, показаний свидетелей и т.д.

       От выбора места и обстановки проведения во многом зависит успе- шность проводимого допроса. С допрашиваемым недопустимы панибратские отношения, необходимо дать понять несовершеннолетнему, что он попал в очень серьезную жизненную ситуацию, и что от его правдивости и честности зависит его будущее. Обстановка допроса не должна быть и запугивающей; между допрашиваемым и следователем должны быть серьезные, подчерки- вающие ответственность происходящего отношения.

       Допрашивая несовершеннолетнего об условиях жизни семьи, учебе, работе, об отношении членов семьи и друзей к нему и т.п., следователю нужно вести допрос тактично, помня, что несовершеннолетние, особенно из неблагополучных семей, стыдятся поведения в семье близких и не всегда в связи с этим дают правдивые показания. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, и, соответственно, к затруд- нениям при допросе. 27

       В случае признания несовершеннолетним вины следует выяснить обсто- ятельства, объективно свидетельствующие об этом. В групповых преступ- лениях, определяя роль каждого из соучастников, следует позаботиться о доказательствах, которые объективно свидетельствуют о поведении всех членов группы. Важно знать и судьбу как добытых преступным путем пред- метов, так и орудий преступления, если они применялись; следует устано- вить и факт того, рассказывал ли кому-нибудь о случившемся допраши- ваемый.

       Проведение очной ставки с участием несовершеннолетнего без учета возрастных особенностей его личности может отрицательно сказаться на результатах. В связи с этим следователю необходимо изучить индивиду- альные особенности несовершеннолетнего, его умственное развитие, волевые качества, правдивость, отношение к совершенному преступлению, к соуча- стникам, потерпевшим, свидетелям. Знание этих качеств дает возможность предвидеть поведение несовершеннолетнего на очной ставке и поможет следователю в выборе тактики ее проведения. 

ГЛАВА ΙΙΙ   ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

       Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 425 УПК РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) имеет специфику обусло- вленную их возрастом и социально-демографическими характеристиками.

       Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается:

  1. меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта;
  2. слабой способностью к сосредоточенному вниманию;
  3. повышенной внушаемостью;
  4. меньшим развитием аналитическим навыкам при восприятии и оценке воспринятого;
  5. тенденцией к смешению реального воспринятого и воображаемого;
  6. эмоциональностью суждений и действий.28

       Тактика допроса несовершеннолетних  в значительной степени обу- словлена особенностями их психики (повышенной внушаемостью и самовну- шаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения и др.), незначительным жизненным опытом, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных его элементов.29

       Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознавать события в целом, не всегда могут выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при измерении расстояний, интервалов времени, последова- тельности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забываю восприятие событий, однако весьма точно передают те факты, которые их интересуют.

       Они обладают повышенной возбужденностью, неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческой реакции, что заметно отражается на их показаниях.

       В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетних на допрос производиться, как правило, через их родителей или иных законных предс- тавителей. При необходимости участия в допросе законного представителя или близкого родственника несовершеннолетнего в поездку включается предложение его явке вместе с вызываемым.

       При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь должен выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптималь- ных условий производства допроса:

  1. решить вопрос о месте допроса;
  2. определять день и время допроса;
  3. получить информацию о личности несовершеннолетнего;
  4. определить круг участников допроса;
  5. побеседовать с участниками предстоящего допроса;
  6. составить план допроса несовершеннолетнего.30

       Порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых, за исключением того, что свидетели (потерпе- вши), не достигших 16- летнего возраста не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонения от дачи показаний и за дачу заведо- мо ложных показаний.

       Перед началом допроса следователь разъесняет допрашиваемому необхо- димость правдиво рассказывать все известное ему по делу.

       На подготовительной стадии следователь должен установить с допраши- ваемым психологический контакт. Некоторые особенности имеют последу- ющие стадии допроса: свободный рассказ и ответы на вопросы. Несовершен- нолетнему, который дал правдивые, хотя и не полные показания, следователь задает уточняющие вопросы.

       В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля нужно обращать внимание на соответствие сообщаемых сведений уровню уровню его психи- ческого развития. Гладкость, заученность показаний, употребление формули- ровок и оборотов, не свойственны возрасту подростка, противоречия между показаниями, данными в ходе свободного рассказа и при ответах на вопросы, а так же некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что он находиться под чьим-то влиянием. Тогда необходимо выяснить, кто расспра- шивал подростка или с кем он обсуждал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли ему кто-либо ответы на вопросы следователя.31

Информация о работе Психология допроса несовершеннолетних