Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель работы исследовать и проанализировать психологию допроса несовер- шеннолетнего.
Задачи работы:
исследовать психологию допроса;
проанализировать особенности психологии допроса несовершееннолет- них;
рассмотреть и проанализировать особенности тактики допроса несове- ршеннолетних.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА Ι ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………………………………..3
1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств.
1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.
1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следова- телем.
1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса
ГЛАВА ΙΙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ………………………………………………........14
ГЛАВА ΙΙΙ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..27
Эффективность вопроса следователя зависит от его определенности, значимости в стратегии и тактике расследования. Основные требования, предъявляемые к вопросу следователя: смысловая однозначность, простота конструкции, лаконичность, отнесенность к предмету допроса, системность - вопросы следователя должны быть выстроены в соответствии с логическими этапами разрешения следственно-познавательной задачи; отсутствие возде- йствия.
По степени возрастания воздействия вопросы следователя можно разде- лить на следующие группы:
1) нейтральные вопросы — формулировка ответов на них полностью зависит от инициативы допрашиваемого лица;
2) разделительные вопросы; альтернативные вопросы, требующие положите- льного или отрицательного ответа;
3) вопросы, предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительный ответ на один из них соответствует ожиданию спраши- вающего. Это так называемые вопросы косвенного внушения;
4) вопросы прямого внушения;
5) вопросы ложного содержания, рассчитанные на эффект так называемой "ловушки" и являющиеся приемом психического насилия.9
Наводящие, внушающие вопросы уводят от
истины они категорически запрещены Уголовно-процессуальным
кодексом и психологически неаде- кватны
задачам следственной деятельности. Сложные
вопросы целесооб- разно подразделять
на ряд более простых, однозначных. Общие,
многозна- чные ответы нужно уточнять
и конкретизировать. Задавая вопрос, целесо-
образно предвидеть возможные ответы
на него и планировать соответст- вующие
детализирующие вопросы по ответам.
1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса
В начальной стадии допроса решаются следующие задачи:
1) устанавливается первичный контакт с допрашиваемым; ему объясняются цель и правовое основание вызова; удостоверяется личность допраши- ваемого;
2) допрашиваемому
лицу разъясняются его
3) устанавливаются
сведения о личности
В начальной стадии допроса следователь стремится вызвать общую активность допрашиваемого лица, получить информацию о его личностных особенностях и психическом состоянии, определить отношение к право- судию, данному следственному действию, к личности самого следователя. Следователь делает предварительные выводы о возможной тактике допроса в данной ситуации устанавливает коммуникативный контакт с допрашива- емым лицом.
Коммуникативный контакт - система приемов оптимизации отношений между общающимися лицами.11
Особенно значимы первые фразы следователя, их лексическое постро- ение и эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношении личности допрашиваемого лица. "Золотое правило" поведения следователя на данной стадии контактного взаимодействия — не допустить ничего, что может вызвать негативное к нему отношение. Следует избегать конфликтов, конфронтации, ведущих к ограничению коммуникации. Поведение следователя должно быть естес- твенным, не манерным, спокойным, уверенным и достойным.
Следователь на допросе реализует официально-ролевую социальную функцию и обладает всеми полномочиями для организации ответственного поведения всех проходящих по делу лиц. 12
Интерес к личности допрашиваемого находит обычно соответствующий эмоциональный отклик. Во многих случаях следователь специально подчеркивает положительные стороны в биографии допрашиваемого, привлекательные стороны его характеристики, отдельные проявления гражданственности, порядочности и т. п. Большие возможности для общения дают профессия допрашиваемого, его личные интересы, общественная деятельность, служба в армии и т. п. С родителями возможна беседа о детях.
Следователь должен рефлексировать ситуацию, в которой оказалось допрашиваемое лицо, проявлять сочувствие по этому поводу, оказывать помощь в нахождении правильного, оптимального для данной личности вы-хода из создавшегося положения. Не следует поощрять ни чрезмерную сво- боду поведения допрашиваемого лица, граничащую с развязностью, ни состояние робости, застенчивости, страха, забитости, самоунижения. Состо- яние психической напряженности сковывает общение, может вызвать повышенную конформность, внушаемость.13
При выяснении данных о судимости нецелесообразно фиксировать вни- мание на этих обстоятельствах, выявлять подробности, ибо это может созда- ть отрицательный фон в контактном взаимодействии.14
Одна из основных тактических задач следователя - распознавание и преодоление защитных средств поведения некоторых допрашиваемых: бравада, наглость или пассивное противодействие — отказ от общения. Психологическим барьером может быть и правовая неграмотность допра- шиваемого, его необоснованное опасение отрицательных последствий откровенного общения, желание скрыть интимные стороны личной жизни и т. п. Предвидение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в целесо- образности правдивого поведения, содействия правосудию — одна из наибо- лее сложных сторон коммуникативной деятельности следователя. 15
На стадии свободного рассказа допрашиваемому лицу предоставляется возможность свободного изложения того, что ему известно об обстоятельс- твах расследуемого. В психологическом отношении свободный рассказ исключает какое-либо внушающее воздействие со стороны следователя, облегчает свободное течение ассоциативных процессов.
Однако и в условиях свободного рассказа, с одной стороны, может возникнуть конформность допрашиваемого лица, его стремление соответ- ствовать ожиданиям следователя; с другой стороны - возможен уход от темы, нежелание лица воспроизводить определенные события в целостном рас- сказе. В этих случаях применимы определенные тактические приемы.
Тактически целесообразно ориентировать некоторых допрашиваемых на первоначальное изложение наиболее расследованного эпизода, что облегчает оценку следователем позиции допрашиваемого лица. Уже на этой стадии допроса следователь может оказать мнемическую помощь: сформировать план воспроизведения, выделить спорные события, подсказать начало изло- жения, направить рассказ в основное русло и др. Повышенное внимание должно проявляться и к умолчаниям, уходу от темы, нарушениям последо- вательности в логике изложения событий.
Все фактические данные должны быть осмыслены с точки зрения их функционального значения в общей схеме события. Постоянно сопоставляя свое объяснение события с показаниями допрашиваемого лица, следователь должен критически оценивать обе интерпретации. Целесообразна группи- ровка фактов по трем категориям: твердо установленные, сомнительные, неизвестные, но необходимые в данной цепи событий.16
На детализирующей стадии допроса основными задачами являются: 1) восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенности высказываний, выяснение противоречий; 2) оказание мнемической помощи для более полного воспроизведения отдельных эпизодов события; 3) получе- ние контрольных данных для оценки и проверки показаний; 4) диагностика причин умышленного умолчания допрашиваемого лица об отдельных об- стоятельствах событий, психическое содействие преодолению допраши- ваемым лицом "барьеров умолчания", нейтрализация мотивов умолчания; 5) диагностика и изобличение ложных показаний; 6) оказание правомерного психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью получения прав- дивых показаний (при полной уверенности в ложности показаний).
При противодействии допрашиваемого лица возникает необходимость избрания соответствующей тактики межличностного взаимодействия. При этом следователь: 1) выясняет мотивы противодействия, нейтрализует их, формирует мотивационную перестройку в поведении противодействующего лица на основе его социально положительных ориентации; 2) получает контрольные данные для оценки правдивости показаний, вторично уточняя детали показаний; 3) анализирует возможные причины происхождения раз- личных противоречий, отчленяет заведомую ложь от возможных непроизво- льных ошибок; 4) при уверенной диагностике ложности показаний осущес- твляет их фиксированное изобличение в тактически оптимальной ситуации, применяет приемы правомерного психического воздействия.
На заключительной стадии допроса основная задача следователя состоит в полной и объективной фиксации полученных показаний. Здесь необходимы точные формулировки, адекватные ранее данным устным показаниям. При этом актуализируется оценочная деятельность допрашиваемого лица, ему может быть предоставлена возможность самому написать показания или прослушать написанный следователем протокол допроса, фонограмму. 17
Уже в процессе допроса следователь должен направлять речь допраши- ваемого, просить излагать факты более точно и определенно. Всевозможные интонационные выделения, жесты, мимические выражения необходимо по возможности переводить в речевые выражения. При переводе устной речи в письменную следует учитывать явления эхолалии и речевой персеверации - тенденцию лица с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услышанное, включать в ответы речевые конструкции, почерпнутые из вопроса.
Наиболее важные показания должны быть продублированы другими словами, а для этого и вопросы должны быть сформулированы в иной рече- вой конструкции.
Закон требует фиксации в протоколе допроса
всех полученных сообще- ний по возможности
дословно. Протокол допроса должен отразить
весь про- цесс допроса - вопросы следователя,
предъявление документов, веществен- ных
доказательств, речевые особенности ответов
допрашиваемых лиц.
ГЛАВА ΙΙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля. Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний. 18
Содержание подросткового возраста составляет особый вид деятельности - учеба. Это период интенсивного формирования личности, энергичного обогащения интеллектуальных и моральных качеств, глубокого изменения психической деятельности, совершенствования и перестройки организма. Это возраст действительно первого самостоятельного поступка, первых ответственных решений, первой серьезной дружбы. Но это также и возраст, когда проявляются небрежное отношение к общественным требованиям, грубость, цинизм, замкнутость, упрямство. Подростковый возраст, пожалуй, самый противоречивый и динамичный период в жизни человека. 19
Иногда подростковый возраст называют переходным. Это не случайно, ибо подросток - человек, находящийся в состоянии перехода от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Он уже ушел от детства, но еще не стал взрослым. Потому-то в его поведении обнаруживается противоречивость и неустойчивость, резкие колебания от наивно-детских поступков до серьезно мотивированных действий. Человек подросткового возраста оказывается, как правило, лишенным последовательной и твердой линии поведения. Отсюда его особая подверженность различного рода влияниям, в том числе и таким, которые уводят с правильного пути и служат причиной иногда серьезных ошибок и отступлений от общественной морали, приводят к нравственным срывам и падениям личности. Подросток совершает порой необдуманные опрометчивые действия и поступки, единственная цель которых – самоутве- рждение себя как личности. Стремление к самоутверждению, к тому, чтобы занять более престижное положение, - суть, ядро внутренних побуждений подростка.
Как показывает практика и изучение правонарушений несовершен- нолетних, подросток чаще всего может совершить преступление под непос- редственным влиянием сверстников, взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы.
У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т.п. Важнейшим условием формирования личности «трудно- го» подростка в большинстве случаев являются неблагополучные семейные условия, алкоголизм родителей или родственников, их аморальное поведение и т.д. Однако, нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.20
Антисоциальное поведение несовершеннолетнего, таким образом, вза- имообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социаль- ной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особен- ностями личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».