Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа
Цель работы исследовать и проанализировать психологию допроса несовер- шеннолетнего.
Задачи работы:
исследовать психологию допроса;
проанализировать особенности психологии допроса несовершееннолет- них;
рассмотреть и проанализировать особенности тактики допроса несове- ршеннолетних.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА Ι ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………………………………..3
1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств.
1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.
1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следова- телем.
1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса
ГЛАВА ΙΙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ………………………………………………........14
ГЛАВА ΙΙΙ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..27
Кафедра государственного и
международного права
Психология допроса
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА Ι ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………………………………..3
1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств.
1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.
1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следова- телем.
1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса
ГЛАВА ΙΙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ГЛАВА ΙΙΙ
ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена тенденцией роста престу- пности среди несовершеннолетних в Российской Федерации на протяжении последних лет.
Цель работы исследовать и проанализировать психологию допроса несовер- шеннолетнего.
Задачи работы:
ГЛАВА Ι ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА
1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств
Допрос - способ получения личных доказательств.
Полнота и достоверность получаемой на допросе информации зависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений памяти и их реконструкции. Предварительное следствие по психологической сущности - процесс реконструкции проше- дших событий после-дам, сохранившимся в материальной среде и в психике людей, причастных к этим событиям. Многие существенные для расследо- вания обстоятельства могут быть установлены только на основе личных доказательств. Такие стороны механизма совершения преступления, как формирование преступного умысла, мотивы и цели преступления и многое другое, можно установить лишь в результате квалифицированного допроса. Следователь при допросе сталкивается с обилием разрозненной информации. Его задача - систематизировать эту информацию, найти ее ключевые, систе- мообразующие элементы, выдвинуть систему вопросов, восстанавливающих "каркас" расследуемого события, по части события восстановить событие в целом, дать отдельным фрагментам события адекватную интерпретацию. 1
Центральными психологическими проблемами
допроса являются оценка показаний, система
приемов правомерного психического воздействия
в целях получения правдивых показаний,
способы изобличения ложных показаний.
1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике доп- роса. Мнемическая помощь и оценка показаний.
Отражение действительности в сознании человека обусловлено различными моделирующими механизмами личности - национально-культурными и воз- растными факторами, профессиональным и жизненным опытом, общекуль- турным уровнем. 2
В повседневной жизни человека формируются не "показания", а образы восприятия, памяти и воображения. Несостоятельно и сведение "стадий формирования показаний" к психическим процессам - восприятию, сохранению и воспроизведению. Материал, извлекаемый человеком из памяти, избирательно актуализируется и реконструируется в зависимости от той задачи, которая возникает перед ним в данный момент. Восприятие обусловлено опытом человека, содержанием и целью его деятельности. Цель текущей деятельности организует поле восприятия: одни объекты приобретают существенное значение, другие отходят на задний план, становятся фоном деятельности. При сохранении материала в долговременной памяти происходят его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментаризация. Своеобразие сохранности материала зависит от его значения и личностного смысла.
Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описаниям.
Для этого необходимы активное взаимодействие следователя с допра- шиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи.
Мнемическая помощь - содействие восстановлению в памяти допраши- ваемого лица забытого им материала - сложная деятельность, требующая психологической квалифицированности следователя. 3
Мнемическая помощь может легко перейти грань процессуальной дозволенности и оказаться средством внушения, средством запрещенного законом вымогательства показаний. Квалифицированная же мнемическая помощь допрашиваемому лицу может стать решающим средством получения достоверной информации. Она основана на оживлении смысловых и пространственно-временных связей, ассоциаций.
Актуализация ассоциаций по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явлений, по структурно-функциональной объединенности - основные приемы мнемической помощи.
Для адекватного воспроизведения событий существенна мобилизация мнемической деятельности допрашиваемого лица на воспроизведение событий в той последовательности, в которой они происходили. События воспроизводятся более точно при их привязке к значительным эпизодам жизнедеятельности допрашиваемого лица. 4
Мобилизации памяти допрашиваемого содействуют: предоставление возможности свободного рассказа, повторение рассказа с различных стадий повествования (с середины, конца событий, изложения отдельных эпизодов) допрос о фактах, сопутствующих преступлению (ассоциации по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации); предъявление вещественных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом; допрос на месте происшествия; ознакомление допраши- ваемого с показаниями других лиц; применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей, макетов.
Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что воспроизведение связано с реконс- трукцией ранее воспринятого. Вспоминая отдельные события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, которые соответствуют их эмоциона- льным состояниям и личностной направленности
В следственной практике необходимо также учитывать и возрастные особенности психики индивида. Чем меньше возраст ребенка, тем больший удельный вес в его памяти имеют элементы непосредственной образности, недостаточен понятийный охват явлений. При этом возможна слишком расширенная или крайне ограниченная трактовка явлений. Значительны дефекты памяти у лиц, злоупотребляющих алкоголем. У отдельных людей возможны временные и устойчивые нарушения памяти - амнезия (провал памяти), обманы памяти - контаминация и конфабуляция.5
Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, заторма- живанию. Поэтому общее правило допроса - необходимость его воспроиз- водства при минимальном истечении времени, прошедшего после расследуемого события.
Следует учитывать, что в зависимости от типа высшей нервной деяте- льности у допрашиваемого лица могут возникать, различные временные затруднения в припоминании. Если допрашиваемое лицо находится в состо- янии перевозбуждения, допрос следует прервать или отложить, учитывая возможность возникновения в последующем явления реминисценции - более полное и точное воспроизведение после снятия возбуждения, утомления или интерференции (противодействия) какой-либо другой текущей деятельности.
Центральная проблема допроса - оценка показаний, определение их истинности. При этом особое внимание обращается на: 1) логическую связь сообщаемых сведений, их непротиворечивость или противоречивость; 2) со-ответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказате- льствам; 3) общие прихофизиологические возможности данного индивида.
Практика допроса изобилует так называемыми добросовестными заблуждениями. Так, при показаниях о временных интервалах между событиями небольшие временные интервалы между событиями обычно преувеличиваются, а большие - преуменьшаются. Наиболее правильно оце- нивается продолжительность времени от 5 до 15 мин. Время, насыщенное событиями, при воспоминании о нем преувеличивается.6
Соответствующие психологические закономерности учитываются и при оценке показаний о пространственных особенностях объектов - их вели- чине, удаленности, взаиморасположении. Большие расстояния недооцени- ваются, а малые - переоцениваются. Недооценивается протяженность поверх- ностей с однообразной структурой (например, водные, заснеженные, степ- ные, пустынные, полевые пространства). Объекты, расположенные на таких пространствах, кажутся приближенными. Субъективно приближаются круп- ные, ярко окрашенные и ярко освещенные объекты.7
Наиболее вероятны искажения восприятия
пространственных качеств объектов при
краткосрочности их наблюдения, восприятия
их в движении, низкой освещенности. Показания,
касающиеся размеров, цвета, формы объектов,
их взаиморасположения, требуют тщательной
перепроверки.
1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов
следователем.
Нередко следователь на допросе сталкивается с речевой пассивностью допрашиваемого, особенно в случаях сюжетной бедности расследуемого эпизода. В этих случаях активизация речевой деятельности допрашиваемого становится особой коммуникативной задачей следователя. Индивидуальные особенности речевой коммуникации могут создать особый тип поведения индивида (молчун, говорун, брюзга, краснобай, словесно-агрессивный тип и т. п.). У каждого человека есть сильные и слабые стороны его речевого поведения.8
Одни люди придерживаются четкой речевой программы, другие - рабы всплывающих ассоциаций. Одни коммуникативны, личностно открыты, другие - ригидны, не пластичны, не склонны к диалогу, с трудом вступают в беседу, не позволяют прерывать свою речь, не терпят критических замечаний, чопорны, подвержены социально-ролевой стереотипизации.
Речевая активность допрашиваемых лиц зависит от их взаимоотношений с данным следователем, от его искусства задавать активизирующие вопросы. Система вопросов следователя - тактическое средство правомерного психи- ческого воздействия на противодействующее лицо. Психически воздействует не только содержание, но и последовательность вопросов.