Психология допроса несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать и проанализировать психологию допроса несовер- шеннолетнего.
Задачи работы:
исследовать психологию допроса;
проанализировать особенности психологии допроса несовершееннолет- них;
рассмотреть и проанализировать особенности тактики допроса несове- ршеннолетних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА Ι ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………………………………..3
1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств.
1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.
1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следова- телем.
1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса
ГЛАВА ΙΙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ………………………………………………........14
ГЛАВА ΙΙΙ ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ……………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..27

Работа содержит 1 файл

Психология допроса несовершинолетних Ищук К. А. Гр. 7260 - копия.docx

— 76.11 Кб (Скачать)

              Министерство образования и науки Российской Федерации

                 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

                     МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

  Факультет  естественнонаучного и гуманитарного  образования
 

                 Кафедра  государственного и  международного права 

          ДИСЦИПЛИНА: «Юридическая психология»

                                     Курсовая работа 

                                             На тему:

                 Психология допроса несовершеннолетних 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                 Работу выполнила

                                                                                  

                                                                                 Работу проверила доцент                    
 
 
 
 
 
 
 

                                            Санкт-Петербург

                                                     2011

             

                                           

                                            СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2

ГЛАВА Ι   ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА……………………………………..3

1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств.

1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса. Мнемическая помощь и оценка показаний.

1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов следова- телем.

1.4 Психологические особенности отдельных стадий допроса

ГЛАВА ΙΙ   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА  НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ………………………………………………........14

ГЛАВА ΙΙΙ   ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШИНОЛЕТНИХ……………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность курсовой работы  обусловлена тенденцией роста престу- пности среди несовершеннолетних в Российской Федерации на протяжении последних лет.

Цель  работы исследовать и проанализировать психологию допроса несовер- шеннолетнего.

Задачи  работы:

  1. исследовать психологию допроса;
  2. проанализировать особенности психологии допроса несовершееннолет- них;
  3. рассмотреть и проанализировать особенности тактики допроса несове- ршеннолетних.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА Ι   ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА

1.1 Допрос как получение и закрепление личных доказательств

       Допрос - способ получения личных доказательств.

       Полнота и  достоверность получаемой на допросе информации зависит не только от  соблюдения установленных процессуальным законом правил, но и от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представлений памяти и их реконструкции. Предварительное следствие по психологической сущности - процесс реконструкции проше- дших событий после-дам, сохранившимся в материальной среде и в психике людей, причастных к этим событиям. Многие существенные для расследо- вания обстоятельства могут быть установлены только на основе личных доказательств. Такие стороны механизма совершения преступления, как формирование преступного умысла, мотивы и цели преступления и многое другое, можно установить лишь в результате квалифицированного допроса. Следователь при допросе сталкивается с обилием разрозненной информации. Его задача - систематизировать эту информацию, найти ее ключевые, систе- мообразующие элементы, выдвинуть систему вопросов, восстанавливающих "каркас" расследуемого события, по части события восстановить событие в целом, дать отдельным фрагментам события адекватную интерпретацию. 1

       Центральными психологическими проблемами допроса являются оценка показаний, система приемов правомерного психического воздействия в целях получения правдивых показаний, способы изобличения ложных показаний. 

1.2 Учет и использование психологических закономерностей в тактике доп- роса. Мнемическая помощь и оценка показаний.

Отражение действительности в сознании человека обусловлено различными моделирующими механизмами личности - национально-культурными и воз- растными факторами, профессиональным и жизненным  опытом, общекуль- турным уровнем. 2

       В повседневной жизни человека формируются не "показания", а образы восприятия, памяти и воображения. Несостоятельно и сведение "стадий формирования показаний" к психическим процессам - восприятию, сохранению и воспроизведению. Материал, извлекаемый человеком из памяти, избирательно актуализируется и реконструируется в зависимости от той задачи, которая возникает перед ним в данный момент. Восприятие обусловлено опытом человека, содержанием и целью его деятельности. Цель текущей деятельности организует поле восприятия: одни объекты приобретают существенное значение, другие отходят на задний план, становятся фоном деятельности. При сохранении материала в долговременной памяти происходят его определенная личностная реконструкция, обобщение, фрагментаризация. Своеобразие сохранности материала зависит от его значения и личностного смысла.

       Одна из основных задач допроса — выявить объективную чувственную первооснову по субъективным свидетельским описаниям. 

       Для этого необходимы активное взаимодействие следователя с допра- шиваемым лицом, оказание ему мнемической помощи.

       Мнемическая помощь - содействие восстановлению в памяти допраши- ваемого лица забытого им материала - сложная деятельность, требующая психологической квалифицированности следователя. 3

       Мнемическая помощь может легко перейти грань процессуальной дозволенности и оказаться средством внушения, средством запрещенного законом вымогательства показаний. Квалифицированная же мнемическая помощь допрашиваемому лицу может стать решающим средством получения достоверной информации. Она основана на оживлении смысловых и пространственно-временных связей, ассоциаций.

       Актуализация ассоциаций по смежности, сходству, контрасту, логическим связям явлений, по структурно-функциональной объединенности - основные приемы мнемической помощи.

       Для адекватного воспроизведения событий существенна мобилизация мнемической деятельности допрашиваемого лица на воспроизведение событий в той последовательности, в которой они происходили. События воспроизводятся более точно при их привязке к значительным эпизодам жизнедеятельности допрашиваемого лица. 4

       Мобилизации памяти допрашиваемого содействуют: предоставление возможности свободного рассказа, повторение рассказа с различных стадий повествования (с середины, конца событий, изложения отдельных эпизодов) допрос о фактах, сопутствующих преступлению (ассоциации по смежности, сходству, контрасту, причинно-следственные ассоциации); предъявление вещественных доказательств, находящихся в прямой или косвенной связи с забытым фактом; допрос на месте происшествия; ознакомление допраши- ваемого с показаниями других лиц; применение на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей, макетов.

       Оценивая показания свидетелей и других участвующих в деле лиц, следователь должен учитывать, что воспроизведение связано с реконс- трукцией ранее воспринятого. Вспоминая отдельные события, люди обычно выделяют прежде всего те стороны, которые соответствуют их эмоциона- льным состояниям и личностной направленности

       В следственной практике необходимо также учитывать и возрастные особенности психики индивида. Чем меньше возраст ребенка, тем больший удельный вес в его памяти имеют элементы непосредственной образности, недостаточен понятийный охват явлений. При этом возможна слишком расширенная или крайне ограниченная трактовка явлений. Значительны дефекты памяти у лиц, злоупотребляющих алкоголем. У отдельных людей возможны временные и устойчивые нарушения памяти - амнезия (провал памяти), обманы памяти - контаминация и конфабуляция.5

       Все следы памяти (энграммы) имеют тенденцию к угасанию, заторма- живанию. Поэтому общее правило допроса - необходимость его воспроиз- водства при минимальном истечении времени, прошедшего после расследуемого события.

      Следует учитывать, что в зависимости от типа высшей нервной деяте-  льности у допрашиваемого лица могут возникать, различные временные затруднения в припоминании. Если допрашиваемое лицо находится в состо- янии перевозбуждения, допрос следует прервать или отложить, учитывая возможность возникновения в последующем явления реминисценции - более полное и точное воспроизведение после снятия возбуждения, утомления или интерференции (противодействия) какой-либо другой текущей деятельности.

       Центральная проблема допроса - оценка показаний, определение их истинности. При этом особое внимание обращается на: 1) логическую связь сообщаемых сведений, их непротиворечивость или противоречивость; 2) со-ответствие или несоответствие сообщаемых сведений другим доказате- льствам; 3) общие прихофизиологические возможности данного индивида.

       Практика допроса изобилует так называемыми добросовестными заблуждениями. Так, при показаниях о временных интервалах между событиями небольшие временные интервалы между событиями обычно преувеличиваются, а большие - преуменьшаются. Наиболее правильно оце- нивается продолжительность времени от 5 до 15 мин. Время, насыщенное событиями, при воспоминании о нем преувеличивается.6

       Соответствующие психологические закономерности учитываются и при оценке показаний о пространственных особенностях объектов - их вели- чине, удаленности, взаиморасположении. Большие расстояния недооцени- ваются, а малые - переоцениваются. Недооценивается протяженность поверх- ностей с однообразной структурой (например, водные, заснеженные, степ- ные, пустынные, полевые пространства). Объекты, расположенные на таких пространствах, кажутся приближенными. Субъективно приближаются круп- ные, ярко окрашенные и ярко освещенные объекты.7

       Наиболее вероятны искажения восприятия пространственных качеств объектов при краткосрочности их наблюдения, восприятия их в движении, низкой освещенности. Показания, касающиеся размеров, цвета, формы объектов, их взаиморасположения, требуют тщательной перепроверки. 

1.3 Психология активизации допрашиваемых и постановка вопросов

следователем.

        Нередко следователь на допросе сталкивается с речевой пассивностью допрашиваемого, особенно в случаях сюжетной бедности расследуемого эпизода. В этих случаях активизация речевой деятельности допрашиваемого становится особой коммуникативной задачей следователя. Индивидуальные особенности речевой коммуникации могут создать особый тип поведения индивида (молчун, говорун, брюзга, краснобай, словесно-агрессивный тип и т. п.). У каждого человека есть сильные и слабые стороны его речевого поведения.8

       Одни люди придерживаются четкой речевой программы, другие - рабы всплывающих ассоциаций. Одни коммуникативны, личностно открыты, другие - ригидны, не пластичны, не склонны к диалогу, с трудом вступают в  беседу,  не позволяют  прерывать  свою  речь,  не  терпят критических замечаний, чопорны, подвержены социально-ролевой стереотипизации.

       Речевая активность допрашиваемых лиц зависит от их взаимоотношений с данным следователем, от его искусства задавать активизирующие вопросы.   Система вопросов следователя - тактическое средство правомерного психи- ческого воздействия на противодействующее лицо. Психически воздействует не только содержание, но и последовательность вопросов.

Информация о работе Психология допроса несовершеннолетних