Психологическое построение профконсультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

Выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. В контексте жизненных задач, на перекрёстке индивидуальных особенностей и профессиональных требований и должна осуществляться встреча вступающего во взрослую жизнь человека с миром профессий и выбор возможных вариантов продолжения образовательного маршрута с учётом профессиональных предпочтений, способностей и востребованности выбираемых профессий на рынке труда. В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жёсткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела».

Содержание

Содержание
Введение
Теоретические основы психологического консультирования
Теоретические основы профессионального консультирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)
  1. Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая — составляется более совершенный вариант профессионального плана. На этом этапе также формулируются "домашние задания" или рекомендации для самостоятельной подготовки оптанта к будущей профессии. Желательно, чтобы подросток сначала сам высказал свое мнение об итогах консультации. Иногда помочь в этом могут некоторые схемы анализа личного профессионального плана, которые школьник осваивает предварительно, в ходе решения профориентационных задач, а также повторные использования карточных игровых методик, которые покажут, насколько закрепилось в сознании оптанта то, что было предметом совместного рассмотрения на предыдущих встречах. Конечно, подлинные результаты совместной работы могут проявиться и быть осознанными много позже, но такая "обратная связь" полезна и оптанту, для лучшего осмысления проделанной в ходе консультации совместной работы, и психологу, для совершенствования себя как профессионала. Если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку.

      При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее молодого человека.

  1. Шестой этап. Этот этап выделяется формально и заключается в протоколировании. Протокол ориентировочно содержит следующие сведения:
    • анкетные данные
    • общие выводы по предварительным данным
    • первоначальное понимание клиентом своей проблемы
    • профконсультационная гипотеза консультанта
    • совместно определённая цель
    • шаги, предпринятые дли достижения цели
    • итог консультации, сформулированный клиентом, и итог, сформулированный консультантом
    • примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта).

      Протоколировать беседу с клиентом желательно не в  ее процессе, а во время перерывов  либо тогда, когда консультируемый  работает с методиками. К протокольным материалам относятся также заполненные бланки методик и письменные работы, выполненные в ходе консультации.

      Данная  схема носит самый общий характер. В зависимости от ситуации отдельным  этапам консультации может уделяться  разное внимание. Детализация общей схемы зависит от особенностей ситуации и профконсультанта, выбора конкретных методических приемов и процедур [20]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

   Выбор профессии – сложный, многоуровневый, долгосрочный процесс. Молодые люди не всегда готовы принять решение  в данной области самостоятельно. Основная сложность профессионального выбора заключается в правильном определении баланса склонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, а также в сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для выбираемой профессии. Поэтому помощь оптанту в определении баланса детерминант: хочу – надо – могу, а также наработке качеств необходимых для освоения предпочитаемой профессии является основой деятельности профконсультанта.

   Вместе  с тем, профконсультант, оказывая помощь подростку в решении специфических проблем профессионального самоопределения или в профориентации должен использовать те методы и подходы, которые адекватно отражают реальный запрос клиента.

      Для грамотного построения профконсультационной работы консультант должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлять себе роль природного и приобретённого в профессиональном самоопределении, владеть методиками коррекционной работы, и, конечно в целом, очень грамотно и эффективно строить консультативную беседу.  
 
 
 
 
 

Список использованной литературы 

  1. Бодров  В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
  2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.
  3. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и практика. М., 2002.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  5. Климов Е.А.Введение в психологию труда: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Изд-во МГУ; Академия, 2004.
  6. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
  7. Купер Д., Робертсон А.. Психология в отборе персонала. – СПб, ПИТЕР –2003.
  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  9. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М: ТЦ Сфера, 2006.
  10. Пахальян В., Забродин Ю. М. Психологическое консультирование. – М.: Эксмо, 2009.
  11. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 2000.
  12.   Пряжников Н.С. , Пряжникова Е.Ю. Профориентация. Учебное пособие для вузов, 4-е изд., стер., ВУЗ. –М.: Академия, 2008.
  13. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. Учебное пособие. – М.: Академия, 2007.
  14. Резапкина Г. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. Серия: «Психология для жизни». – М.: "Генезис", 2007.
  15. Резапкина Г. Секреты выбора профессии. Научно-популярное издание. – М.: "Генезис", 2002.
  16. Резапкина Г. Скорая помощь в выборе профессии (Комплект программно-методических материалов). – М.: "Генезис", 2004.
  17. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг
  18. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  19. Собчик Л. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. – М.: Издательство Речь ООО, 2003.
  20. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Владос-Пресс, 2001.
  21. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – М: Феникс, 2006.  

Информация о работе Психологическое построение профконсультирования