Психологическое построение профконсультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

Выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. В контексте жизненных задач, на перекрёстке индивидуальных особенностей и профессиональных требований и должна осуществляться встреча вступающего во взрослую жизнь человека с миром профессий и выбор возможных вариантов продолжения образовательного маршрута с учётом профессиональных предпочтений, способностей и востребованности выбираемых профессий на рынке труда. В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жёсткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела».

Содержание

Содержание
Введение
Теоретические основы психологического консультирования
Теоретические основы профессионального консультирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Среди особенностей профессионального консультирования выделяют следующие: 
     1) потребность в консультировании по вопросам профессии больше, чем потребность в психотерапии;

    2) профконсультирование охватывает внутренние и внешние аспекты жизни клиента, в то время как другие виды консультирования могут быть направлены только на внутренние события;

    3) профконсультирование может выполнять терапевтические функции [14]. 
     Основные принципы работы профконсультанта:

    1. Принцип ответственности. Консультант  несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

    2. Принцип компетентности. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности. При выборе методов работы следует исходить из их адекватности задачам конкретной ситуации консультирования, а средства психологической диагностики применять только в тех случаях, когда это действительно необходимо для решения профессиональных задач.

    Профконсультант использует в своей работе лишь те методы психодиагностики, которыми хорошо владеет. Применяемые методики должны быть стандартизированы и адаптированы к конкретной целевой группе клиентов, давать надежные результаты (совпадающие с результатами, получаемыми любым другим консультантом при проведении повторного исследования того же клиента по тем же методикам). При использовании компьютерных методов профдиагностики необходимо убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки и интерпретации получаемых результатов.

    3. Принцип добровольности. Клиент  приходит на консультацию, участвует в обследовании только по собственному желанию. Он имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.

    4. Принцип конфиденциальности. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному). Ее передача другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. Консультант собирает и использует только ту информацию, которая требуется для решения проблем конкретного клиента, добровольно сообщается им или официально получена от других специалистов. Все сведения о клиенте регистрируются и хранятся строго конфиденциально. Профконсультант может использовать полученную в ходе консультирования информацию в научных и методических целях или передавать ее третьим лицам только в статистической форме. Присутствие во время консультации третьих лиц возможно лишь с предварительного согласия клиента.

    5. Принцип активности. Консультируемый  самостоятельно принимает решение  по проблеме, с которой обратился  в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента. Он создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

    Профконсультант информирует клиента о целях, возможностях и методах консультирования, с тем, чтобы он мог принять  решение о своем участии в  консультации. У клиента есть возможность  прекратить консультацию или продолжить консультирование у другого профконсультанта.

    6. Принцип позитивного эффекта. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, а не на ограничении их, поддерживает и стимулирует его поисковую активность [20].

    В общении со старшеклассником педагог-профконсультант  должен проявлять доброжелательность, тактичность, уважение к личности человека независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему. Кроме основных принципов консультант в своей работе должен придерживаться следующих правил:

  1. Знать профессиограммы специальностей, характерных для данного района.
  2. Иметь список показаний и противопоказаний к профессиям, различные методики диагностирования.
  3. Во время консультации указывать на сильные и положительные качества личности, помогать в развитии самооценки.
  4. Рекомендации давать в тактичной форме, выстраивать доверительную атмосферу общения. Направлять усилия личности с учётом условий и требований (потребностей)  общества.
  5. Иметь убеждение, что каждый школьник является личностью, обладающей индивидуальными интересами, способностями, особенностями характера, которые необходимо использовать в реализации потенциальных возможностей ученика.
  6. Психолог может задавать вопросы, обобщая и систематизируя ответы на них, давать рекомендации, неся ответственность за их последствия.
  7. Он делает выводы на основе комплексного изучения личности оптанта (данных наблюдения, биографии, истории событий, ответов на вопросы анкет, медицинского диагноза, результатов психодиагностики).
  8. При консультировании необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие.
  9. Консультант должен всесторонне и исчерпывающе проводить необходимые эксперименты, помогать школьнику понять свои ограничения, отрицательные черты характера  и  в доверительной форме указать пути их устранения.
  10. Консультант, воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы    школьника, должен постоянно учитывать его психологическое состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.

      Схема процесса профконсультирования может  быть следующей:

  1. Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе — составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.

    Психолог-консультант  может выдвинуть на основе имеющейся  информации предварительную профконсультационную гипотезу (общее представление о проблеме конкретного оптанта и путях её решения), которая будет проверяться в самой консультации. Проведённая групповая консультация кроме актуализации мотивации подростка на продолжение профориентационной работы через индивидуальную консультацию может также предоставить профконсультанту необходимую информацию о клиенте – особенностях его личности, предпочтениях, способностях, проблем профессионального самоопределения.  

  1. Первый этап консультации предполагает общую оценку ситуации консультирования по следующим позициям:
  • Как сам оптант видит свою профессиональную проблему; как он относится к консультации и психологу; какого общее состояние подростка в данный момент.
  • Насколько условия консультирования (организационно-территориальные, временные, информационно-справочная и методическая оснащённость) позволяют решать те или иные проблемы.
  • Насколько сам профконсультант готов помочь данному оптанту.

      На  первом этапе желательно больше слушать (понимать) оптанта, используя лишь несложные методики и задания. Особенно важно проявлять доброжелательность и эмоциональное участие в проблемах подростка. 

      Основная  задача консультанта — помочь клиенту  сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации.

    С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной  атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной  культуры профконсультанта, которая  предполагает контроль за собственным  невербальным поведением, диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру. При этом следует следить за визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством.

      Можно говорить о некоторых возможных проблемах молодого человека, обратившегося за профконсультацией: дефицит информации о конкретных профессиях, возможностях их получения; неадекватная оценка своих способностей и возможностей; затруднение в выборе из-за разбросанности и неустойчивости интересов; незнание путей подготовки к профессии; сомнения в своих способностях при выраженной профессиональной направленности (иногда клиент старается скрыть свой выбор, чтобы узнать “независимое” заключение консультанта). Внутренним мотивом обращения к консультанту может быть стремление получить психологическую консультацию по личностным проблемам. В таких ситуациях, если консультант не имеет необходимой квалификации, ему следует порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту. Проблемы, могут быть связаны также с поиском места работы или альтернативных форм обучения, что характерно для одарённых подростков или подростков со сложной судьбой (трудные подростки, выпускники спецшколы, воспитанники детских домов) а также выбором профиля обучения.

  1. Второй этап. На втором этапе психолог, по возможности пытаясь привести в соответствие с проблемой оптанта условия и свою готовность к консультированию, определяет пути дальнейшей работы. Также уточняется профессиональная предварительная гипотеза или выдвигается новая.

      Основная  задача этапа — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста  и уточнение либо изменение предварительной  гипотезы, определение пути совместного  решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом психолог может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.

  1. Третий этап особенно важен потому, что здесь начинается конструктивное сотрудничество с молодым человеком. Если на первом этапе консультант пытался увидеть профориентационную проблему глазами самого подростка, на втором этапе – глазами специалиста (выдвижение или уточнение профконсультационной гипотезы), то на третьем этапе важно найти общий язык и прийти к совместному определению проблемы оптанта и наметить план дальнейшей работы.

      Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации. Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста.

  1. Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).

      Диагностико-корректирующая цель традиционно достигается путем  использования различных методик (тестов). Однако многие специалисты считают, что не следует переоценивать роли психодиагностики и построенных на ее основе профконсультационных рекомендаций. Ценность использования таких методик нередко состоит в том, что у оптанта повышается интерес к своим ПВК (профессионально-важным качествам) и он более осознанно может строить индивидуальную программу саморазвития и подготовки к конкретному профессиональному труду, т.е. совместными с психологом усилиями корректировать свое развитие. Не принижая значение тестов, стоит отметить, что опытные специалисты могут получить не менее ценную диагностическую информацию о подростке из умело организованного наблюдения или беседы, не разрушая пространства общения и установившегося эмоционального контакта.

      Для достижения формирующей цели эффективно использование метода разбора профориентационных задач и профориентационных игр. Более  качественно такая работа проходит в индивидуальных и групповых карточных процедурах. Однако достижение формирующей цели возможно лишь при одновременном решении других целей, что может занять немало времени и потребует систематической работы с конкретным оптантом. 

      Эмоциональная поддержка клиента основывается на владении психологом невербальными средствами общения, его способности укреплять в себе положительное отношение к каждому консультируемому подростку, вселять в него уверенность в собственных силах. Такая поддержка необходима, когда подростку не хватает уверенности в собственных силах и возможностях, что часто является результатом «выученной беспомощности» возникшей из-за ряда неудач в различных видах деятельности и закрепившейся установки «зачем это делать – всё равно ничего не получиться». Здесь задача психолога – помочь клиенту изменить установку «я – не могу» на позицию «у меня всё получится».

    Выбор средств зависит от конкретной проблемы, но для достижения устойчивого результата преимущественно используются активизирующие средства. Например, для достижения информационной цели, — активизирующие вопросы типа: "Что Вы об этом думаете?", "Подскажите, как это называется". Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, знание определённых типологий и умение правильно с помощью направляющих вопросов выявить тип личности клиента. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же через проведение профориентационных игр.

Информация о работе Психологическое построение профконсультирования