Психологическое построение профконсультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

Выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. В контексте жизненных задач, на перекрёстке индивидуальных особенностей и профессиональных требований и должна осуществляться встреча вступающего во взрослую жизнь человека с миром профессий и выбор возможных вариантов продолжения образовательного маршрута с учётом профессиональных предпочтений, способностей и востребованности выбираемых профессий на рынке труда. В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жёсткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела».

Содержание

Содержание
Введение
Теоретические основы психологического консультирования
Теоретические основы профессионального консультирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации  
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 
«Самарский государственный университет» 
Психологический факультет

 
Кафедра: педагогики 
Специальность: «Социальная педагогика» 
 
 
 
 
 

 
Реферат

на тему: «Психологическое построение профконсультирования» 
 
                                               
 
 
 
 
 
 
 
 

 
                                              Выполнил: студент  гр. 17401.10

Коновалова  А. 
 
 
 
 
 
 
 

Самара, 2011 

    Содержание

    Введение

    1. Теоретические основы психологического консультирования
    1. Теоретические основы профессионального консультирования

    Заключение 

    Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. В контексте жизненных задач, на перекрёстке индивидуальных особенностей и профессиональных требований и должна осуществляться встреча вступающего во взрослую жизнь человека с миром профессий и выбор возможных вариантов продолжения образовательного маршрута с учётом профессиональных предпочтений, способностей и востребованности выбираемых профессий на рынке труда. В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жёсткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела».

    Выбор профессионального пути – это  длительный, часто многолетний процесс  активного личностного самоопределения. В период профессионального самоопределения у молодого человека может возникнуть потребность в психологической консультации.

    Главной задачей профессионального консультирования молодых людей является помощь в жизненном и профессиональном самоопределении,  развитии способностей и качеств личности, помогающих достичь профессиональной самореализации, а не подбор человеку той или иной специальности или профиля обучения, хотя это и является одним из условий достижении профессиональных целей [20].

    Тем более что нет необходимости  в «определении» человеку одной профессии на всю оставшуюся жизнь, так как на разных этапах жизненного пути для него могут быть актуальны разные виды деятельности. Например, большинство людей творческого склада несколько раз в течение жизни меняют свою профессию. Конкретная профессия часто выступает в качестве промежуточного этапа на пути человеческого становления, т.е. одной из ступенек на карьерной лестнице.

    Кроме того, нередки ситуации, когда в  поисках психологической защиты молодой человек готов возложить на психолога-консультанта ответственность за свою профессиональную судьбу. Он отчаянно просит совета и готов отказаться от самостоятельного выбора, но при этом он отказывается от самого большого сокровища – свободной судьбы.

    В связи с вышеперечисленным можно  утверждать, что консультант-профориентолог должен обладать особыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми компетенциями и самое главное, уметь правильно проводить психологическую консультацию для осуществления эффективной профориентационной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы психологического консультирования

    Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и проф. консультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое другое.

    Психологическое консультирование, как показывает опыт профессиональной деятельности, является одним из самых востребованных видов  работы практического психолога  и активно применяется во всех «психологических школах». Рассматривая историю возникновения консультирования, специалисты связывают его появление с промышленной революцией XIX в. и интенсивным развитием профориентации, а соответственно и профконсультации. Здесь консультант рассматривался как специалист, который помогал клиенту развить необходимые навыки решения проблем и правильно понять себя, используя для этого психологические методы, прежде всего, психологическое тестирование и обоснованную научную информацию. Фактически консультирование рассматривалось как «директивная ориентация», снабжение клиента необходимыми умениями и знаниями. К середине XX в. консультирование уже чаще рассматривается в контексте психотерапевтической практики [2].

       На сегодняшний день психологическое консультирование – это область профессиональной деятельности психолога, которая требует специальной, основательной профессиональной подготовки.

    Психологическое консультирование – особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке [3].

    Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на  информационном   обмене  между  психологом-консультантом   и  теми  людьми,  относительно  которых   используется психологическое консультирование. Один сеанс психологического консультирования проходит в форме личной беседы психолога с клиентом, длящейся в среднем от нескольких десятков минут до полутора, двух и более часов. В ходе этой беседы клиент рассказывает психологу о себе, о своей проблеме. Психолог, в свою очередь, внимательно выслушивает клиента, стараясь вникнуть в суть его проблемы, разобраться в ней, прояснить ее как для себя, так и для самого клиента. Во время консультации оценивается личность клиента, и с учетом его индивидуальных особенностей клиенту даются научно обоснованные, аргументированные рекомендации по поводу того, как лучше всего практически решить его проблему [10].

    Советы  и рекомендации, предлагаемые клиенту  психологом-консультантом, в большинстве  случаев рассчитаны на то, чтобы, самостоятельно воспользовавшись ими, клиент смог полностью справиться со своей проблемой без помощи со стороны психолога-консультанта. Психологическое консультирование – это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами. Клиент, однако, далеко не всегда определенно и точно знает заранее, в чем состоит суть его проблемы и как ее лучше всего решать, опираясь на собственные силы и возможности. В этом ему и должен оказать помощь профессионально подготовленный психолог-консультант.

    Цель   психологического  консультирования  определяется  как оказание  психологической   помощи, то  есть  разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Цель психологического консультирования по Р. Кочюнасу:

    - способствовать   изменению   поведения   клиента   или   изменению   отношения   на   ситуацию,   помочь   клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно;

    - развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;

    - развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;

    - облегчить реализацию и повышение потенциала личности [6]. 

    Основные задачи психологического консультирования:

    1. Уточнение (прояснение) проблемы, с  которой столкнулся клиент. Внимательно выслушав клиента, некоторое время понаблюдав за ним, психолог-консультант приходит к определенному выводу относительного того, в чем на самом деле состоит проблема клиента. Иногда его вывод в целом совпадает с мнением клиента, а иногда расходится с ним. В последнем случае психолог-консультант объясняет клиенту, почему он – консультант – пришел именно к данному выводу, отличающемуся от того, о чем первоначально думал сам клиент.

    2. Информирование клиента о сути, возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности (проблемное информирование клиента). Проводя такое информирование, психолог-консультант не только аргументировано объясняет клиенту, в чем состоит его проблема, но также поясняет, почему данная проблема возникла и как ее в принципе можно практически решить.

    3. Изучение психологом-консультантом  личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой. Без такого изучения трудно, во-первых, рассчитывать на полное, глубокое понимание клиентом своей проблемы, во-вторых – на активное личное участие клиента в ее решении. Сделав этот необходимый при консультировании шаг, психолог получает возможность объяснить клиенту его проблему, максимально учитывая при этом индивидуальность клиента.

    4. Четкое формулирование советов  и рекомендаций клиенту по  поводу того, как наилучшим образом решить его проблему. Такие рекомендации должны быть краткими, простыми и понятными клиенту, а также практически выполнимыми в реальных условиях жизни клиента с должным сознательным контролем с его стороны.

    5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы. Далеко не всегда клиент сразу же и с расчетом на успех может приступить к реализации советов и рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Нередко из-за собственной неопытности или неумения он совершает ошибки и нуждается в получении оперативной текущей помощи со стороны психолога-консультанта. Тот же, в свою очередь, не должен думать, что он полностью исполнил свой профессиональный долг, если выслушал клиента, прояснил для себя и для него суть проблемы и предложил рекомендации по ее правильному решению. Задача психолога-консультанта состоит также в том, чтобы обеспечить по возможности безошибочное выполнение клиентом полученных им советов и рекомендаций.

    6. Обучение клиента тому, как лучше  всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем. Многие проблемы психологического характера, с которыми люди сталкиваются в жизни, таковы, что могут возникать повторно, и одноактное их решение не всегда является полной гарантией того, что они еще раз не возникнут в будущем. Поэтому, проводя консультационную работу с клиентом, важно добиваться того, чтобы повторное возникновение аналогичной проблемы в будущем было сведено к минимуму. В этом, в частности, и заключается одна из задач психопрофилактики. Решая ее, психолог-консультант добивается того, чтобы сам клиент своими собственными действиями мог предупредить и избежать повторного возникновения в его жизни подобной проблемы в будущем.

    7. Передача психологом - консультантом  клиенту элементарных, жизненно  необходимых психологических знаний  и умений, освоение и правильное  употребление которых возможно  самим клиентом без специальной психологической подготовки (психолого-просветительское информирование клиента) [10].

Информация о работе Психологическое построение профконсультирования