Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:59, реферат
Выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. В контексте жизненных задач, на перекрёстке индивидуальных особенностей и профессиональных требований и должна осуществляться встреча вступающего во взрослую жизнь человека с миром профессий и выбор возможных вариантов продолжения образовательного маршрута с учётом профессиональных предпочтений, способностей и востребованности выбираемых профессий на рынке труда. В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жёсткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела».
Содержание
Введение
Теоретические основы психологического консультирования
Теоретические основы профессионального консультирования
Заключение
Список использованной литературы
Существуют основные принципы психологического консультирования:
Этапы процесса консультирования. Перед началом работы, когда клиент (взрослый, ребенок) предъявляет свою проблему, важно определить, относится ли она к области профессиональной компетентности психолога. Прежде всего - отделить медицинский аспект от личностного. Возможно, что проблема, которую испытывает ребенок или взрослый, зависит от состояния его здоровья. Решая вопрос о соответствии проблемы области своей профессиональной компетентности, психолог может рекомендовать клиенту обратиться к другому консультанту, имеющему необходимый опыт в этой области.
Сам процесс консультирования состоит из этапов с определенными функциями:
1.
Прояснение проблемы. Назначение
этапа - достигнуть правильной
формулировки проблемы из
2. Формулирование цели работы. Формулировка проблемы, как правило, носит негативный характер (например, я не умею..., я не способен..., у меня плохие оценки..., я не знаю, как мне решать проблему... и т.п.). Формулирование цели работы, принятие ее клиентом - важный этап в работе, т.к. он определяет, чем именно будет заполнено освобожденное психологическое пространство (например. вместо того, чтобы курить, я буду устанавливать близкие отношения с друзьями). Отрицательные формулировки цели не работают.
3. Центральная часть работы. Это непосредственно то, что делает психолог - консультант, для того, чтобы помочь клиенту решить проблему. По содержанию, по характеру используемых техник она может быть различна, в зависимости от того, какого психологического направления придерживается психолог, например, трансактного анализа, психоанализа, гештальт-терапии и т.п.
4. Подведение итогов работы и получение обратной связи. Смысл этапа получить то, что в гештальт-психологии называется "завершением образа". Содержательно он включает:
-
проследить, что работа и сама
ситуация встречи с психологом
завершена для клиента (то
- усилить, закрепить результат работы, через формулирование клиентом результатов,
-
наметить цели на будущее,
-
консультанту получить
- не дать клиенту возможности игнорировать свою успешность в психологической работе (“назови хотя бы три момента, которые были для тебя сегодня положительными...”).
Сбор информации как функция может присутствовать на всех этапах работы [10].
Техники консультирования. Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.
Важной техникой консультирования является постановка вопроса, используется с двумя целями: получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу.
Как известно, вопросы разделяются на открытые и закрытые. закрытые вопросы используются для получения конкретной информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном - двух словах, подтверждение или отрицание. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.
Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задается.
Для создания и укрепления консультативного контракта очень важны приемы одобрения и успокоения. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Одобрением выражается поддержка. Успокоение, вместе с одобрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения.
Для отображения содержания признаний клиента используются техники перефразирования и обобщения (резюмирования) его высказываний. Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Это также помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках.
Познание и отражение чувств клиента представляются одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом чувств - разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств - на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, тем самым ориентируясь и на чувства, высказанные клиентом в признании.
Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях - один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контракта, тем не менее она бывает глубоко осмысленной. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным.
Цели консультирования достигаются посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.
В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Решая эту задачу, консультант может использовать технику интерпретации. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями.
Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контракте.
Структурирование
означает организацию отношений консультанта
с клиентом, выделение отдельных этапов
консультирования и оценку их результатов,
а также предоставление клиенту информации
о процессе консультирования. Закончив
один этап, консультант вместе с клиентом
обсуждают результаты, формируют выводы
[8].
II.
Теоретические основы профессионального
консультирования
Ориентирующее
в профессии (профориентацио́нное)
консультирование, в качестве отдельного
вида психологического консультирования,
представляет собой психологические
консультации, направленные на работу
с проблематикой
На
протяжении всей своей истории этот
вид консультирования называли по-разному,
например:
• профессиональная ориентация;
• консультирование в сфере занятости;
• профессиональное консультирование
[9].
Профориентационное консультирование, связано с решением следующих основных вопросов:
Таким образом, профориентационное консультирование является специальной психологической деятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессионального развития. Традиционно, смысл и значение профориентационной консультационной психологической помощи видится, прежде всего, в специализированных рекомендациях профессионально самоопределяющемуся человеку (например, старшекласснику) по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности, а так же в постепенном формировании у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив своего развития в выбранной профессии [12].
Информация о работе Психологическое построение профконсультирования