Психологическое построение профконсультирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:59, реферат

Описание работы

Выбор профессии – это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы. В контексте жизненных задач, на перекрёстке индивидуальных особенностей и профессиональных требований и должна осуществляться встреча вступающего во взрослую жизнь человека с миром профессий и выбор возможных вариантов продолжения образовательного маршрута с учётом профессиональных предпочтений, способностей и востребованности выбираемых профессий на рынке труда. В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жёсткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела».

Содержание

Содержание
Введение
Теоретические основы психологического консультирования
Теоретические основы профессионального консультирования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Существуют  основные принципы психологического консультирования:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
  2. Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.
  3. Запрет давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию “гуру”, что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.
  4. Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах.
  5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам [3].

    Этапы процесса консультирования. Перед началом работы, когда клиент (взрослый, ребенок) предъявляет свою проблему, важно определить, относится ли она к области профессиональной компетентности психолога. Прежде всего - отделить медицинский аспект от личностного. Возможно, что проблема, которую испытывает ребенок или взрослый, зависит от состояния его здоровья. Решая вопрос о соответствии проблемы области своей профессиональной компетентности, психолог может рекомендовать клиенту обратиться к другому консультанту, имеющему необходимый опыт в этой области.

    Сам процесс консультирования состоит  из этапов с определенными функциями:

    1. Прояснение проблемы. Назначение  этапа - достигнуть правильной  формулировки проблемы из жалобы  или суммы жалоб, предъявляемых клиентом. "Прояснение проблемы" должно наступить не только у самого консультанта, но и у консультируемого. То есть, цель здесь не только в том, чтобы консультант понял проблему клиента, но и чтобы клиент продвигался в понимании своей проблемы до такой степени, чтобы с ней возможно было работать. Если проблема недостаточно четко сформулирована, работа с ней будет неэффективна.

    2. Формулирование цели работы. Формулировка  проблемы, как правило, носит негативный  характер (например, я не умею..., я не способен..., у меня плохие оценки..., я не знаю, как мне решать проблему... и т.п.). Формулирование цели работы, принятие ее клиентом - важный этап в работе, т.к. он определяет, чем именно будет заполнено освобожденное психологическое пространство (например. вместо того, чтобы курить, я буду устанавливать близкие отношения с друзьями). Отрицательные формулировки цели не работают.

    3.  Центральная часть работы. Это непосредственно то, что делает психолог - консультант, для того, чтобы помочь клиенту решить проблему. По содержанию, по характеру используемых техник она может быть различна, в зависимости от того, какого психологического направления придерживается психолог, например, трансактного анализа, психоанализа, гештальт-терапии и т.п.

    4. Подведение итогов работы и получение обратной связи. Смысл этапа получить то, что в гештальт-психологии называется "завершением образа". Содержательно он включает:

    - проследить, что работа и сама  ситуация встречи с психологом  завершена для клиента (то есть, он получил ощущение психологической завершенности). Если завершенности нет, предпринять действия для ее достижения,

    - усилить, закрепить результат  работы, через формулирование клиентом  результатов,

    - наметить цели на будущее, если  клиент проходит серию консультаций,

    - консультанту получить обратную  связь по поводу своей работы, чтобы иметь материал для ее  улучшения, а также избежать  фантазий, что происходило с клиентом  на сессии,

    - не дать клиенту возможности  игнорировать свою успешность  в психологической работе (“назови хотя бы три момента, которые были для тебя сегодня положительными...”).

    Сбор  информации как функция может  присутствовать на всех этапах работы [10].

    Техники консультирования. Во время консультации психолог обычно применяет специальные приемы и методы работы с клиентом и воздействия на него, рассчитанные на то, чтобы за сравнительно короткий срок (время проведения консультации) найти и точно сформулировать способ практического решения проблемы клиента, причем сделать это таким образом, чтобы данное решение было понятно и доступно для реализации клиенту.

    Важной  техникой консультирования является постановка вопроса, используется с двумя целями: получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу.

    Как известно, вопросы разделяются на открытые и закрытые. закрытые вопросы используются для получения конкретной информации о клиенте и обычно предполагают ответ в одном - двух словах, подтверждение или отрицание. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства.

    Любой вопрос должен быть обоснован - задавая  его, надо знать, с какой целью  он задается.

    Для создания и укрепления консультативного контракта очень важны приемы одобрения и успокоения. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Одобрением выражается поддержка. Успокоение, вместе с одобрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения.

    Для отображения содержания признаний клиента используются техники перефразирования и обобщения (резюмирования) его высказываний. Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Это также помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках.

    Познание  и отражение чувств клиента представляются одной из главнейших техник консультирования. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом чувств - разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств - на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, тем самым ориентируясь и на чувства, высказанные клиентом в признании.

    Умение  молчать и использовать тишину в терапевтических целях - один из важнейших навыков консультирования. Хотя тишина в консультировании иногда означает нарушение консультативного контракта, тем не менее она бывает глубоко осмысленной. Для консультанта, научившегося быть чутким к различным смыслам тишины, вообще к тишине и научившегося сознательно создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным.

    Цели  консультирования достигаются посредством  предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем.

    В консультировании очень важно выявить  большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Решая эту задачу, консультант может использовать технику интерпретации. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями.

    Каждый  консультант время от времени  вынужден в терапевтических целях  вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контракте.

    Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, консультант вместе с клиентом обсуждают результаты, формируют выводы [8]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II. Теоретические основы профессионального консультирования 

    Ориентирующее в профессии (профориентацио́нное) консультирование, в качестве отдельного вида психологического консультирования, представляет собой психологические  консультации, направленные на работу с проблематикой профессионального  становления, профессиональной деятельности, развития личности в профессии. Психолог-консультант, при этом, концентрируется на работе с профессионально-важными качествами личности консультируемого.

    На  протяжении всей своей истории этот вид консультирования называли по-разному, например: 
     • профессиональная ориентация; 
     • консультирование в сфере занятости; 
     • профессиональное консультирование [9].

    Профориентационное  консультирование, связано с решением следующих основных вопросов:

  • выбор человеком профессии (просветительская профориентационная психологическая работа, проводимая консультантом);
  • смена человеком профессии (или смена места работы, или изменение рабочих обязанностей);
  • совершенствование и развитие профессиональных способностей, умений и навыков человека (психологическая профессиональная помощь и поддержка психолога-консультанта);
  • помощь человеку в самоорганизации его труда, повышение (укрепление) его работоспособности, работа, направленная на развитие возможностей социальной адаптации человека (помощь психолога-консультанта в планировании времени, отводимого на профессиональные занятия, формирование и развитие оптимального для человека индивидуального стиля деятельности, раскрытие приспособительных способностей человека).

    Таким образом, профориентационное консультирование является специальной психологической деятельностью, представляющей собою помощь человеку в решении проблем индивидуальной занятости, производимую с учётом его личностных особенностей, анализируемых во взаимосвязи с выбором профессии, с определением профиля профессионального развития. Традиционно, смысл и значение профориентационной консультационной психологической помощи видится, прежде всего, в специализированных рекомендациях профессионально самоопределяющемуся человеку (например, старшекласснику) по выбору личностно подходящей для него профессии и/или сферы деятельности, а так же в постепенном формировании у подростка/юноши внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив своего развития в выбранной профессии [12].      

Информация о работе Психологическое построение профконсультирования