Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение роли командообразования в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
- рассмотреть понятие и диагностика социально-психологического климата в коллективе;
- охарактеризовать факторы, определяющие состояние социально-психологического климата в коллективе;
- рассмотреть понятие и основные составляющие процесса командообразования;
- описать этапы построения эффективной команды;
- рассмотреть классификацию тренингов командообразования применяемые отечественными предприятиями.
Введение
Глава 1. Сущность социально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие и диагностика социально-психологического климата в коллективе
1.2 Факторы, определяющие состояние социально-психологического климата в коллективе
Глава 2. Особенности построения эффективной команды
2.1 Понятие и основные составляющие процесса командообразования
2.2 Этапы построения эффективной команды
Глава 3. Классификация тренингов командообразования, применяемые отечественными предприятиями
Заключение
Список литературы
- Групповое единомыслие
- это тенденция подавления
- Конфликтность. Различие
во мнениях обычно приводит
к более эффективной работе
группы. Однако оно также повышает
вероятность конфликта. Хотя
- Статус членов группы.
Статус той или иной личности
в организации или группе
- Роли членов группы. Критическим фактором, определяющим эффективность работы группы, является поведение каждого из ее членов. У индивидуальных участников команды есть две роли: функциональная и командная.
Функциональные роли непосредственно относятся к нашим должностным обязанностям и охватывают: навыки и умения, технические знания и опыт и т.п.
Командные роли отражают способ,
каким мы выполняем свою работу,
и охватывают вклад в работу команды
и взаимоотношения между
Охарактеризуем составляющие процесса командообразование [3, c. 137]:
1. Формирование и развитие навыков командной работы (team skills), которые являются основой системы внедрения командного менеджмента. Сюда можно отнести следующие навыки:
- гармонизация общей цели с целями персональными;
- принятие ответственности за результат команды;
- ситуационное лидерство
(лидерство под задачу) и гибкое
изменения стиля в
- конструктивное взаимодействие и самоуправление;
- принятие единого командного решения и его согласование с членами команды
2. Формирование командного духа (в англоязычной литературе - team spirit), то есть совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации. Развитие командного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на:
- усиление чувства сплоченности,
формирование устойчивого
- развитие доверия между
сотрудниками, понимание и принятие
индивидуальных особенностей
- создание мотивация на совместную деятельность;
- создание опыта
- повышение неформального авторитета руководителей;
- развитие лояльности
участников программы по
3. Формирование команды (teambuilding - создание команды) - механические действия, по подбору, оптимизации структуры команды и функционально-ролевого распределения:
- эффективное использование
сильных сторон состава
- распределение ролей в команде для оптимального достижения результатов;
- формирование новой структуры при слиянии, поглощении, реструктуризации предприятия;
- создание рабочей обстановки
при формировании проектных
- налаживание горизонтальных связей внутри коллектива, региональных подразделений.
В сфере управления персоналом под этим термином понимают короткое (от 2 часов до 3 дней) мероприятие по улучшению работы в команде: корпоративные программы, верёвочный курс, корпоративные праздники. Косвенно под категорию мероприятий, которые приводят к эффекту командообразования относятся также празднование дня рождения сотрудников, дня рождения компании, Нового Года. Одним из эффектов таких мероприятий становится общая сплоченность коллектива, что является составляющей работы с командным духом.
Не менее важным для создания дружной рабочей команды является достижение долгосрочного эффекта, при котором полученный в ходе программ по «team building» опыт соотносится с ежедневной деятельностью сотрудников. И все же зачастую в коллективе возникают проблемы. Например, недопонимание, конфликты между коллегами, ссоры, склоки, скандалы - все те неприятности, в результате которых может быть потеряно присутствие командного духа, а успешная деятельность компании поставлена под угрозу. Разрешение конфликтных ситуаций может быть достигнуто путем организации программ по «team building» или же с помощью праздников, совместного досуга сотрудников без каких бы то ни было «комнадообразующих» мероприятий. По мнению экспертов, психологов и компетентных тренеров, затянувшиеся конфликты достаточно сложно решить одними только разговорами. «Давно известна истина, что с товарищем (а, следовательно, - и с коллегами) нужно пройти огонь, воду и медные труды, прежде чем научиться чувствовать и понимать друг друга. Именно поэтому для решения задач по сплочению коллектива и вовлечению в оный новых сотрудников необходимо проводить «командообразующие» мероприятия».
«Team building»-мероприятия, в большинстве своем, преследуют следующие цели [8, c. 169]:
- помочь участникам «
- вовлечь рабочий коллектив в процесс командообразования;
- добиться сплоченности коллектива;
- донести основные ценности коллектива;
- дать возможность каждому сотруднику внести свой вклад в решение задач.
В данном параграфе автором было раскрыто понятие и основные составляющие процесса командообразования, теперь же необходимо охарактеризовать этапы построения эффективной команды.
2.2 Этапы построения эффективной команды
Формирование команды представляет собой последовательность определенных этапов. На каждом из этапов имеются существенные различия в подходах к организации деятельности. Например, Центр изучения команд Северо-Техасского университета и исследовательский центр Zenger Miller на основании результатов исследований и практики в IBM, TexasInstruments, Hewlett Packard выделяет пять стадий развития рабочей команды [3, c. 132] (см. рис.1, 2 и табл.2):
Рис.1. Этапы формирования команды
психологический климат команда
1. Старт. На этой стадии
менеджеры помогают рабочим
2. Состояние неопределенности.
Начинается процесс
3. Ориентация на лидера. Проводится перепроектирование систем измерений, анализа затрат и ранжирования. Менеджмент передает полномочия, не связанные со стоимостными показателями и человеческими ресурсами. На этой стадии, как правило, менеджеры обучают команды методам принятия решений и другим навыкам и умениям, контролируют и оценивают производительность, поддерживают дисциплину. Формируются определенные системы контактов как внутри, так и вне команды. Формируются первые лидеры команд, хотя на этом этапе они чаще выступают как координаторы, связующие звенья между специалистами различных профилей. Главная опасность этой стадии заключается в появлении членов команды, не готовых к лидерству, но желающих выполнять функции лидера в процессе ротации. Возрастает поддержка со стороны различных уровней менеджмента и различных подразделений организации.
4. Жестко структурированные
команды. Передача полномочий, связанных
с человеческими ресурсами.
5. Самонаправляемые команды. Передача полномочий, связанных со стоимостными показателями, информационных каналов с внешней средой. По мере развития команды до уровня самонаправляемой, основными функциями менеджеров, кроме стратегических, становятся: обучение новых членов команд и контроль над их акклиматизацией в команде; поддержка команды в контактах с внешней средой; поиск новых путей развития команд. Самонаправляемые рабочие команды используются для перспективного планирования. В них создана система удовлетворения образовательных потребностей.
Рис.2. Распределение полномочий между командами и менеджерами на отдельных стадиях развития рабочих команд
Таблица 2
Изменение состояния основных
компонентов организации в
1. Старт |
2. Состояние неопределенности |
3. Ориентация на лидера |
4. Жестко структурированная команда |
5. Самонаправляемая команда |
||
Индивидуум |
Смешанное чувство скептицизма и надежды. Начало образовательного процесса |
Опасения, связанные с возможностью разрушения новых ожиданий |
Зависимость от лидера в выборе направления деятельности |
Лояльность к команде. В процессе ротации занимает позицию лидера |
Обучен решать многогранные задачи команды |
|
Команда |
Никаких обязательств по отношению к группе. Команду воспринимают как очередную причуду |
Новые функции, связанные
с оперативным управлением |
Получение функции оперативного планирования, управления качеством и других, несвязанных со стоимостными показателями и человеческими ресурсами. Понимание, миссии и целей команды. Обучение работе командой |
Получение функций, связанных с человеческими ресурсами. Раскрытие способностей лидера у членов команды |
Получение функций, связанных со стоимостными показателями и стратегическим планированием. Сотрудничество и координация с другими командами. Цели команды - часть организационных целей |
|
Менеджмент |
Определение направлений деятельности. Контроль результатов деятельности и дисциплины |
Передача функций оперативного управления производством. Неудовлетворенность необходимостью поддерживать команды |
Передача функции оперативного планирования, управления качеством и других, несвязанных со стоимостными показателями и человеческими ресурсами. Желание перейти на старые методы |
Передача функций, связанных с человеческими ресурсами. Признание вклада команд. Определение вознаграждения команд |
Передача функций, связанных со стоимостными показателями. Разрешение конфликтов. Тренировка и обучение команд и их членов. Распределение границ полномочия команд |
|
Организация |
Система контроля и управления группами индивидуумов |
Идентифицирована система финансирования команд |
Разработана новая система компенсаций |
Разработана новая система контроля результатов |
Команда - основа системы управления |
|
Для того, чтобы построение команды было эффективным, необходимо выполнить следующие условия [7, c. 164]:
1. Цель деятельности команды
должна быть сформулирована
2. Результаты или планируемые
результаты работы команды
3. Технология решения
проблемы постоянно
4. Члены команды предварительно
подготовлены, знают специфику работы
в команде, представляют
5. Требуются знания из различных областей (маркетинг, технические знания и т.д.). Существует опережающая образовательная программа для каждого члена команды.
6. Встречи и обсуждения
в процессе работы хорошо
7. В команде создан
хороший психологический
8. Определены и выделены команде необходимые ресурсы для выполнения работы.
Среди типичных причин неудач в формировании команд консультанты называют [3, c. 142]:
1. Недостаток доверия между членами команды и у менеджеров к команде.
2. Нечеткость определения границ компетентности рабочей команды.
3. Наличие жестких временных лимитов.
4. Недостаток ресурсов.
5. Отсутствие системы ценностей.
6. Конкурентность внутри рабочей команды и/или между командами.
7. Отсутствие культуры решения проблем.
8. Определение некоторой
задачи или функции как "
9. Эгоцентризм членов
рабочей команды (в команде
собраны преимущественно
10. "Перебор" обязанностей у одного члена команды.
11. Различия в статусе
и полномочиях у членов
12. Заслушивание отчетов членов, а не обсуждение проблем на встречах и собраниях.