Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение роли командообразования в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
- рассмотреть понятие и диагностика социально-психологического климата в коллективе;
- охарактеризовать факторы, определяющие состояние социально-психологического климата в коллективе;
- рассмотреть понятие и основные составляющие процесса командообразования;
- описать этапы построения эффективной команды;
- рассмотреть классификацию тренингов командообразования применяемые отечественными предприятиями.
Введение
Глава 1. Сущность социально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие и диагностика социально-психологического климата в коллективе
1.2 Факторы, определяющие состояние социально-психологического климата в коллективе
Глава 2. Особенности построения эффективной команды
2.1 Понятие и основные составляющие процесса командообразования
2.2 Этапы построения эффективной команды
Глава 3. Классификация тренингов командообразования, применяемые отечественными предприятиями
Заключение
Список литературы
Психологическое консультирование работников по вопросам командообразования
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность социально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие и диагностика
социально-психологического
1.2 Факторы, определяющие
состояние социально-
Глава 2. Особенности построения эффективной команды
2.1 Понятие и основные
составляющие процесса
2.2 Этапы построения эффективной команды
Глава 3. Классификация тренингов командообразования, применяемые отечественными предприятиями
Заключение
Список литературы
Введение
Большинство российских организаций
на современном социально-
Сейчас вопросам формирования
и развития команды уделяется
огромное внимание со стороны различных
специалистов по менеджменту, социальной
психологии, управленческому
В настоящее время одной
из актуальных исследовательских задач
является построение социально-психологической
модели развития группы до уровня команды.
Оценивая текущее состояние
Целью данной работы является рассмотрение роли командообразования в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение в работе следующих задач:
- рассмотреть понятие
и диагностика социально-
- охарактеризовать факторы,
определяющие состояние
- рассмотреть понятие
и основные составляющие
- описать этапы построения эффективной команды;
- рассмотреть классификацию тренингов командообразования применяемые отечественными предприятиями.
Объектом данной работы являются тренинги по командообразованию.
Предметом данной работы являются особенности проведения тренингов командообразования, как основа здорового социально-психологического климата в коллективе.
Глава 1. Сущность социально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие и
диагностика социально-
Условия, в которых происходит
взаимодействие членов рабочей группы,
влияют на успешность их совместной деятельности,
на удовлетворенность процессом
и результатами труда. В частности,
к ним относят санитарно-
Социально-психологический
климат это комплексное эмоционально-
По своему происхождению
эти понятия являются во многом метафоричными.
Можно провести аналогию с природно-климатическими
условиями, в которых живет и
развивается растение. В одном
климате оно может расцвести,
в другом - зачахнуть. То же самое
можно сказать и о социально-
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
- совокупность социально-
- преобладающий и устойчивый
психологический настрой
- характер взаимоотношений в коллективе;
- интегральная характеристика состояния коллектива [1, c. 72].
Изучение социально-
При наблюдении и беседе с работниками целесообразно использовать косвенные признаки (показатели) уровня развития социально-психологического климата.
Для благоприятного (зрелого, здорового) СПК свойственны [6, c. 123]:
· преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;
· чувство групповой сплоченности и товарищества;
· высокий уровень
· хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;
· равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;
· своевременность и
· справедливость и гласность
в оценке деятельности членов коллектива,
а также распределения
· нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;
· использование возможностей
неформального лидерства для
решения служебных и
· критика и самокритика;
· коллективное обсуждение
вариантов важнейших
· охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.
Для неблагоприятного (незрелого) СПК свойственны:
· частые опоздания и длительное отсутствие на работе;
· обсуждение указаний руководителей в "кулуарах";
· длительные перекуры во время работы;
· неточное выполнение решений и приказов руководства;
· распространение слухов друг о друге;
· скрытая критика условий труда;
· пустая трата рабочего времени;
· отказ от работы в сверхурочное время;
· частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;
· частые нарушения дисциплины;
· высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;
· низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов; - отсутствие критики и самокритики.
К основным объективным показателям уровня развития СПК относят: эффективность профессиональной деятельности, состояние служебной дисциплины и характер движения кадров. Среди субъективных /психологических/ показателей часто называют степень удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности, особенности восприятия и понимания других людей, удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями, доминирующие психические состояния работников, эффективную трудовую мотивацию и др.
Обычно при диагностике социально-психологического климата применяется комплекс методических процедур: специально сконструированные анкеты, шкалы показателей групповых взаимоотношений, шкалы внутригрупповой приемлемости, шкалы-опросники, социометрические опросники и др.
После того, как автором
было рассмотрено понятие и
1.2 Факторы, определяющие
состояние социально-
Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе. Попробуем их перечислить [5, c. 147].
Глобальная макросреда: обстановка
в обществе, совокупность экономических,
культурных, политических и др. условий.
Стабильность в экономической, политической
жизни общества обеспечивают социальное
и психологическое благополучие
его членов и косвенно влияют на
социально-психологический
Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.
Физический микроклимат,
санитарно-гигиенические
Удовлетворенность работой.
Большое значение для формирования
благоприятного СПК имеет то, насколько
работа является для человека интересной,
разнообразной, творческой, соответствует
ли она его профессиональному
уровню, позволяет ли реализовать
творческий потенциал, профессионально
расти. Привлекательность работы повышают
удовлетворенность условиями
- в хороших условиях
труда и достойном
- в общении и дружеских межличностных отношениях;
- успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
- творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.
Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. -- все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.
Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
Психологическая совместимость
является важным фактором, влияющим на
СПК. Под психологической