Психологическое консультирование детей с ЗПР и их родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Для проведения психологической консультации детей с отклонениями в развитии и их родителей по вопросам обучения и воспитания можно предложить следующую общую схему обследования:
1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;
2) комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;
3) психологическое консультирование всех членов семьи.

Работа содержит 1 файл

пр 17 психологическое консультирование.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

В каждом из этих отдельных случаев психолог выбирает тактику «малых шагов» и, используя  в качестве доказательства своей позиции результаты психологического изучения ребенка, полученные в ходе диагностики, постепенно изменяет взгляд родителей на постановку проблемы. Это самая сложная для психолога и энергоемкая часть консультирования. Переубедить родителя и изменить его позицию не всегда удается сразу, а иногда и совсем не удается во время первичной консультации. Поэтому чаще выбирается компромиссное решение и родителям дается возможность оценить предлагаемый психологом способ решения проблемы не сразу, а обдумывая его в течение определенного времени.

Шестой  этап. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
 

      Основные проблемы семей, воспитывающих детей с  отклонениями в развитии, решаются в результате осуществления следующих мер:

правильного выбора для ребенка программы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения;
организации коррекционной  работы с ребенком в домашних условиях;
выбора адекватной модели воспитания и обучения практическим навыкам воспитания родителей ребенка;
формирования  у ребенка адекватных отношений  со всеми членами семьи и другими  лицами (родственниками, учителями);
изменения мнения родителей о «бесперспективности» развития их ребенка;
установления  адекватных взаимоотношений между  всеми членами семьи и формирования на этой основе благоприятного психологического климата.
 

      Одновременно  психолог осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основных проблем.      

Психолог  дает подробные разъяснения по поводу того, что необходимо делать и как  осуществлять работу с ребенком по каждому из перечисленных выше направлений. Психолог предупреждает родителей о возможности существования отсроченного решения проблем, т. е. отдаленного результата предлагаемых к реализации мер. Одновременно психолог убеждает родителей в том, что, если не следовать предложенному пути, ситуация может еще более ухудшиться. Кропотливый и тяжелый труд родителей будет обязательно увенчан успехом, и их дети смогут быть адаптированы к самостоятельной жизни полностью или частично, а также будут полезными, нужными и любимыми в своей семье. Если же родители не демонстрируют согласия с позицией психолога или же сомневаются в том, что способны осуществить намеченный план, им предлагается посещение коррекционных обучающих занятий с ребенком.

Седьмой этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
 

      Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию  существующих трудностей и указывает  способы их разрешения. При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда. У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.

8.Тактика  психолога в процессе  консультирования      

При проведении психологического исследования семьи  и ее консультирования важную роль играет тактика психолога. Как совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели, тактика психолога во время общения с родителями определяется тремя взаимосвязанными задачами:

  • установлением контакта на уровне «обратной связи»;
  • коррекцией понимания родителями проблем ребенка;

коррекцией межличностных (родитель — ребенок и ребенок — родитель) и внутрисемейных (мать ребенка — отец ребенка) отношений.

     Коррекция понимания родителем  проблем ребенка      Процесс адекватного понимания родителями проблем ребенка (его дефекта, адаптации, будущего трудоустройства и личной жизни) становится возможным лишь в случае нейтрализации и снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находятся родители с момента определения у ребенка нарушений развития. Адекватное понимание проблем возникает лишь тогда, когда родительское восприятие проблем переводится с эмоционального уровня на рациональный. Особенно значимое, фрустрирующее воздействие эмоциональный стресс оказывает на мать ребенка. Снижение напряженности переживаний у матери больного ребенка оказывается возможным лишь при ее переключении с предмета переживаний («У меня родился больной ребенок», «Мой ребенок не такой, как все») на деятельность, направленную на преодоление данной проблемы.       

     Для родителей проблемного ребенка такой деятельностью становится коррекционный образовательный процесс, направленный на развитие их ребенка. Приобщение родителей к коррекционно-развивающей работе со своим ребенком дает им возможность личного участия в формировании его будущего и позволяет проявить свой духовный потенциал. Творческая реализация родителями педагогической деятельности служит повышению их самооценки и одновременно способствует снижению эмоционального напряжения.      

     С другой стороны, педагогический процесс является той формой взаимодействия, в рамках которой формируется общение между родителями и ребенком, психологом и ребенком, психологом и родителями ребенка. Конструктивное общение является универсальным механизмом коррекционного воздействия, которое оказывает психолог на родителей проблемного ребенка.      

     Только  в атмосфере позитивного эмоционального контакта психолог может ожидать от родителей взаимопонимания и выполнения его советов. С целью укрепления этого контакта и для решения задач, направленных на коррекцию дефекта ребенка, родителям или только матери предлагается посетить несколько индивидуальных коррекционных занятий с ребенком. Это позволяет не только решать проблемы социальной реабилитации ребенка, но и оказывать действенную психокоррекционную помощь семье в лице его родителей.      

     Организация пролонгированного консультирования, в рамках которого проводятся подобные индивидуальные коррекционные занятия, осуществляется в первую очередь для родителей тех детей, которые испытывают особые трудности в социальной адаптации и в обучающем процессе.      

     Одновременно  коррекция понимания родителем  проблемы ребенка проводится с учетом материнской и отцовской позиций  родителей ребенка.

     9. Особенности консультирования  отцов     

     Как показывает практика, у отцов детей  с отклонениями в развитии чаще проявляется следующая позиция: стремление скрыть существование больного ребенка, желание «не видеть» и не замечать наличие отклонений в его развитии, в некоторых случаях даже отсутствие желания обсуждать эту проблему. Следует отметить, что до настоящего времени, к сожалению, не проводилось сравнительное изучение родительских позиций отцов и матерей по отношению к ребенку с проблемами в развитии. Однако опыт подсказывает, что, в отличие от материнской, отцовская позиция характеризуется большей закрытостью и отсутствием желания идентифицировать себя с больным ребенком. Эта проблема, видимо, связана с ролью отца в патриархальном типе семьи. Отец — глава семьи и вершитель судеб ее членов. Он осуществляет взаимосвязь между различными поколениями и эпохами. В случае если рождается больной ребенок, для отца эта связь нарушается.      

     Переживания отца, вызванные проблемами ребенка, направляются чаще на сокрытие тяжести  проблемы. Затем этот процесс у  некоторых отцов трансформируется в отчуждение от переживаемого, далее в отчуждение от проблемы и может завершиться полным отчуждением от самого ребенка. Такие отцы чаще стремятся исправить свою личную, жизненную ситуацию с помощью рождения другого ребенка или другого брака, а о том, что случилось, забыть.      

     Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами «дефектного» ребенка, процесс консультирования направляется на:

поддержку и  развитие у отца ребенка потребности  к сохранению семьи или, если развод неизбежен, на формирование ответственности  за содержание и материальное обеспечение  ребенка и его матери;
щадящее отношение  к переживаниям отцов о будущем  ребенка, снижение уровня травмированности по поводу психической и физической «дефектности» ребенка;
развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию психологической поддержки;
привлечение отца к общению с ребенком (воскресные прогулки, возложение на него ответственности за физическое развитие ребенка, совместный отдых, семейные праздники и др.).
 

      Чрезвычайно актуальная для отцов проблема наследования решается через ознакомление с международными юридическими нормативными актами в отношении прав детей-инвалидов.  
 

 

Министерство  науки и образования, молодёжи и  спорта Украины

Донбасский  государственный педагогический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

"Психологическое  консультирование детей с ЗПР и их родителей" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Отделения "Практическая

психология"

Шевченко  Ирина 
 
 
 
 
 
 
 

Славянск, 2011

                                            Список литературы.

1.Мамайчук  И.И. Психологическая помощь детям.СПб.,2002.С  56

2. Психокоррекция: теория и практика. Под/ред Шевченко Ю.С. М., 2003.

3.Семья  в всихологическом консультировании. Под/ред Бодалева А.А. М., 1990.

4.Семаго  Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической  и коррекционной работы психолога.  М., 2000.

5. В.  Б. Никишина Практическая психология в работе с детьми задержкой психического развития. М.: Владос, 2004.

6. Л.  М. Шипицина Комплексное сопровождение  детей дошкольного возраста. Спб.: Речь, 2003.

7. М.  В. Ермолаева Психология развивающей  и коррекционной работы с дошкольниками.  М. -Воронеж Модек,1998.

8. Е.  Л. Шепко Психодиагностика нарушений  развития у детей. Иркутск, 2000.

9. Е.  Л Шепко Нарушения психического  развития у детей. Иркутск, 2004.

10. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений. — СПб., 1999.

11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общей редакцией М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.

12. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития / Сост. В.М. Астапов. — М., 1995. 

Информация о работе Психологическое консультирование детей с ЗПР и их родителей