Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:05, реферат
Для проведения психологической консультации детей с отклонениями в развитии и их родителей по вопросам обучения и воспитания можно предложить следующую общую схему обследования:
1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;
2) комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;
3) психологическое консультирование всех членов семьи.
В результате
проведения серии занятий (количество
которых устанавливается
Коррекционно-воспитательное воздействие осуществляется прежде всего для адаптации ребенка в социуме и его обучения правилам и нормам принятого в социуме поведения. Трудности этого характера касаются всех детей, имеющих отклонения в развитии. В первую очередь подобные проблемы возникают у детей, относимых к категории возбудимых, а также у детей с синдромом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или у детей с так называемым «полевым» поведением. Одновременно воспитание решает проблему обучения ребенка доброму отношению, любви к матери, а также к другим близким людям.
У детей,
имеющих грубые недостатки в развитии,
кроме нарушенных высших психических
функций страдает вся личность в целом.
В силу известных причин личность аномального
ребенка оказывается несформированной
и нуждается в специальном педагогическом
воздействии. Воспитание, так же как и
обучение таких детей, ориентировано на
усвоение ими эталонов культуры, созданной
человечеством за время его существования.
Культура в этом смысле понимается не только
как усвоение определенного уровня знаний,
но и как формирование определенного уровня
поведения. Сущность развития ребенка,
согласно Л. C. Выготскому, заключается в постепенном
его вхождении в человеческую культуру
через овладение особыми средствами, «орудиями
ума» (словами, понятиями, в целом речью),
а также через развитие возможности видеть
мир и взаимодействовать с ним с помощью
существующих в культуре способов. Правила
поведения в обществе и являются одним
из таких способов.
Часто дети с органическим поражением
центральной нервной системы имеют тенденцию
проявлять нежелание к обучающему процессу
даже в виде игровой деятельности. Подобное
нежелание, естественно, связано с несформированностью
у них способов общения и интеллектуальных
процессов. Любое новое действие может
вызывать у них негативную реакцию или
отказ. Так, например, умственно отсталые
дети любят осуществлять процессуальные
действия с предметами или игрушками,
не наполняя их смыслом сюжетной игры.
Они настойчиво показывают взрослому
то, что умеют и поэтому хотят делать, но
не выполняют то, что предлагает им он.
В этой ситуации психологу следует продемонстрировать
матери, как он обучает ее ребенка более
продуктивным формам деятельности. В случае
если ребенок не владеет даже предметными
действиями, следует использовать совместные
действия и показать прием предметного
действия с игрушкой или предметом (ложкой,
карандашом, фломастером). При этом ребенка
нужно постоянно подбадривать и внушать
ему надежду на успех. В случае если ребенок
пытается оказать сопротивление, лучше
на некоторое время удержать его в нужной
вам позиции, может быть, даже и не добившись
результата, а потом отпустить. Затем вновь
все повторить. Следует показать ребенку
на чувственном уровне, практически, что
именно вы хотите, чтобы он сделал.
7.
Психологическое консультирование
семей
Консультирование семей с проблемными детьми может осуществляться в следующих направлениях:
Психолого-
Психолого-педагогическое и семейное консультирование
Психолого-педагогическое
консультирование и семейное консультирование
чаще осуществляются в рамках единой консультативной
процедуры. Практическая работа с семьями
воспитанников в специальных коррекционных
образовательных учреждениях позволила
нам выделить следующую организационную
форму консультирования семьи.
Первый этап: знакомство, установление
контакта, необходимого уровня доверия
и взаимопонимания.
Второй этап: определение проблем
семьи со слов родителей или лиц, их замещающих.
Третий этап: психолого-педагогическое
изучение психофизических особенностей
ребенка.
Четвертый этап:
определение модели воспитания, используемой
родителями, и диагностика их личностных
свойств.
Пятый
этап: формулирование психологом реальных
проблем, существующих в семье.
Шестой этап: определение способов,
с помощью которых проблемы могут быть
решены.
Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование,
закрепление понимания проблем в формулировке
психолога.
Профориентированное консультирование
Особое значение в профессиональном становлении молодого человека играет семья, ее позиция по отношению к ребенку-инвалиду, понимание перспектив его профессионального будущего.
В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают:
Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, включает не только советы и рекомендации психолога, но и процедуру ее психологического изучения. Далее мы раскрываем содержание каждого этапа консультативного процесса.
7.1. Этапы консультирования и диагностика семейных проблем
Первый этап. Знакомство. Установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. |
Первое впечатление о психологе оказывает огромное влияние как на дальнейший ход исследования, так и на возможность достижения положительного результата консультации. Тональность первой фразы, выразительность мимики, движений, открытость улыбки — это те невербальные средства, которые используются психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители и ребенок с первой минуты общения могут находиться в некотором напряжении. Об этом свидетельствуют выражения лиц, позы, повышенные или пониженные голоса близких ребенка. Не стоит забывать, что для членов семьи ребенка с отклонениями в развитии это еще одно испытание в череде попыток найти истину, исцеление и покой. Поэтому позитивная тональность беседы, которую ведет психолог, его бодрое приветствие («Добрый день! Как добрались? Долго ли ждали? Как приятно видеть всю семью вместе! Я вас внимательно слушаю...») позволяют снять напряженность и приступить к изучению проблем в этой семье.
Второй этап. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц, их замещающих. |
Вначале психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя проблемы, которые их волнуют. Он внимательно слушает родителей ребенка и лишь изредка ставит вопросы для уточнения деталей. Затем беседа продолжается отдельно (без ребенка) с каждым взрослым, сопровождающим ребенка, по его желанию. Но беседа с матерью и отцом проводится обязательно. Ниже приводится перечень проблем, с которыми родители детей с отклонениями в развитии чаще всего обращаются к психологу:
В индивидуальной
беседе с родителями психолог собирает
информацию о семье. Он знакомится с историей
жизни семьи, уточняет ее состав, выясняет
анамнестические данные о ребенке, историю
его рождения и развития, изучает документацию,
принесенную родителями на консультацию
(результаты клинических и психолого-педагогических
исследований, характеристики из образовательных
учреждений), анализирует творческие и
контрольные работы ребенка.
На этом этапе у психолога формируется
первичное обобщенное
представление о проблемах
ребенка и его семьи.
Третий этап. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка. |
На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребенок. С этого момента осуществляется диагностика интеллектуальных и личностных особенностей ребенка, прогнозируюся его возможности к обучению по определенной программе. В случае если у ребенка оказываются резко сниженными познавательные способности и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, диагностика может осуществляться в присутствии кого-нибудь из близких (чаще всего матери или бабушки).
В начале исследования содержание вопросов и заданий определяется той интуитивно-эмпирической оценкой, которую дает ребенку психолог при первичном наблюдении, а также на основе анализа представленной документации. Затем содержание диагностических заданий может изменяться и конкретизироваться.
В процессе
диагностики психолог изучает как
уровень сформированности высших психических
процессов у ребенка в
Следует отметить, что если родители консультируются у специалиста учреждения, в котором уже обучается их ребенок, то они могут быть ознакомлены с результатами психологического изучения ребенка, основная часть которого была проведена заранее в рамках коррекционно-диагностических мероприятий учреждения.
Четвертый этап. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных свойств. |
Необходимым и
важным этапом консультирования и изучения
семьи является определение характера
межличностных взаимоотношений
родителей с ребенком и модели его воспитания.
Особенности этих взаимоотношений во
многом определяются личностными характеристиками
самих родителей (психологическим типом).
Предложение психолога о проведении обследования
самих родителей вызывает у отдельных
родителей негативную реакцию. Психолог
объясняет, что, безусловно, участие родителей
в психологическом обследовании является
добровольной процедурой и родители имеют
полное право от нее отказаться. Однако
в таком случае вряд ли удастся определить
причины внутрисемейных проблем и затем
их разрешить. Психолог доказывает родителям
важность психологического изучения атмосферы,
в которой ребенок живет дома. Он мягко,
но настойчиво убеждает родителей в необходимости
их участия в диагностическом обследовании.
Одновременно родителям сообщается, что
вся информация, которую они доверяют
психологу, строго конфиденциальна и никогда
не будет использована во вред ребенку
или его семье, что предписано этическим
кодексом психолога.
В начале обследования с целью снятия
опасений и лишних сомнений родителям
предлагаются самые элементарные тесты:
методика М. Люшера, методика «Моя семья»,
а затем уже опросники, включающие значительное
число вопросов, — СМОЛ (СМИЛ) — ММРI, ACB
и др. Чтобы родители не волновались по
поводу правильности их ответов, психолог
напоминает им о том, что отвечать на вопросы
нужно сразу, долго не раздумывая, а правильность
выбора всегда относительна. В качестве
домашнего задания родителям предлагают
методику «История жизни с проблемным
ребенком», подробно объяснив инструкцию
к ее выполнению.
Обследование
родителей при первичном
Пятый этап. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье. |
Этот этап продолжает
процедуру диагностики и
Информация о работе Психологическое консультирование детей с ЗПР и их родителей