Психологическое консультирование детей с ЗПР и их родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Для проведения психологической консультации детей с отклонениями в развитии и их родителей по вопросам обучения и воспитания можно предложить следующую общую схему обследования:
1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;
2) комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;
3) психологическое консультирование всех членов семьи.

Работа содержит 1 файл

пр 17 психологическое консультирование.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

Введение.

     В последнее время особо остро  стала ощущаться потребность  в создании службы психологического консультирования семей. Количество семей, обращающихся за специализированной помощью  к психологам, постоянно растет. Особый круг вопросов встает перед  родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии – не только психически больных и умственно отсталых, но и детей с небольшими нарушениями (задержка развития, невротические реакции и т. д.).

     Появление в семье ребенка с какими-то отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Для того чтобы помочь такой семье, прежде всего необходимо дать родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указать положительные и отрицательные качества, его сильные и слабые стороны. Информацию такого рода родителям лучше всего получать у специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком. Часто период первичного обращения родителей к специалистам относится к старшему дошкольному возрасту. Старший дошкольный возраст является как бы рубежом между дошкольным детством и началом обучения. Родители начинают более пристально присматриваться к своим детям, пытаясь оценить их способности, трудолюбие, готовность к школе. Требования к детям в этот период обычно резко повышаются. Родители порой неумело пытаются научить детей писать, читать, считать. Столкнувшись с первыми же трудностями, не всегда правильно реагируют и оценивают их.

     Нередко в этот период в семьях возникают  конфликтные ситуации, вытекающие либо из непонимания одним или обоими родителями возможностей своего ребенка, либо из-за неприятия решения специалистов. Все это побуждает родителей к получению всесторонней консультации и объективной оценки как способностей и возможностей ребенка, так и собственных воспитательных позиций.

       В нашей стране существует  большое количество специализированных  детских садов: логопедические, детские  сады для детей с органическим  поражением ЦНС, детские сады  для детей с задержкой психического  развития, для слабослышащих, глухих  детей и т. д. Помещение ребенка в специальный детский сад не означает, что он в обязательном порядке будет обучаться и в школе того же профиля. Дошкольная работа обычно позволяет значительно продвинуть ребенка в развитии. Поэтому родители вправе заново оценить возможности ребенка и решить вопрос о профиле школы. Особенно это касается детей, которые посещали детские сады для детей с задержкой психического развития, органическим поражением ЦНС и логопедические.

     Другую  большую группу родителей, обращающихся за консультацией к психологам, составляют те, чьи дети, начав обучение в массовой школе, не справляются с ее требованиями. Это ученики начальной школы, ставшие по разным причинам неуспевающими. В этих случаях родители и школа также ставят разнообразные вопросы перед специалистами. Основной же вопрос заключается в том, чтобы определить, должен ли данный ребенок оставаться в массовой школе или его необходимо перевести в школу другого типа (вспомогательную, речевую, для слабослышащих, слабовидящих и т. д.).

     Заключение об уровне психического развития ребенка и определение типа школы, в которой он должен обучаться, делаются на основании заключений психоневрологов, педагога, психолога, логопеда, а при необходимости – окулиста и отоларинголога. Данные психологического обследования чрезвычайно важны для решения вопросов диагностики, а также для правильного построения беседы с родителями. Психологом при этом учитываются: уровень интеллектуального развития, состояние сенсорных и моторных функций, уровень знаний и навыков, особенности личности и деятельности ребенка. На основании всего этого ставится не только клинический диагноз, но и определяется психологическая структура дефекта, а это необходимо, чтобы дать родителям исчерпывающие рекомендации в плане обучения и воспитания их ребенка.

     Для проведения психологической консультации детей с отклонениями в развитии и их родителей по вопросам обучения и воспитания можно предложить следующую  общую схему обследования:

1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной  ситуации;

2) комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;

3) психологическое консультирование  всех членов семьи.

     Анализируя  жалобы, консультант помогает родителям  точнее их сформулировать, а затем соотнести с возрастом и реальным положением ребенка: домашний ребенок или посещающий детский сад, состав семьи, дополнительные занятия ребенка и др. Важно установить: кто уделяет ребенку больше внимания, кого в семье ребенок предпочитает и кому лучше подчиняется, единодушны ли родители в вопросах воспитания. 

1. Психологическое консультирование в системе помощи детям с особыми образовательными потребностями. 

     Одним из основных элементов в системе  психологической помощи детям с  нарушениями в развитии является психологическое консультирование.

     Консультация  означает совет специалиста по какому-либо вопросу. Психологическое консультирование – это один из видов профессиональной деятельности, направленной на оказание психологической помощи человеку.

Психологическое консультирование представляет собой один из способов психологической помощи клиенту, имеющий рекомендательную направленность, в то время как психотерапия и психологическая коррекция – это виды психологической помощи, которые носят характер психологического воздействия и имеют корригирующую направленность.

     Психологическое консультирование – это сложный  динамический процесс, содержание которого зависит от субъекта консультирования (ребенок, взрослый), от поставленной цели консультирования, от теоретической базы, которую использует психолог в своей работе (психодинамическое, поведенческое, когнитивное направление).

     Психологическое консультирование представляет собой  систему, состоящую из следующих  основных блоков:

- гностический  блок;

- конструктивный блок;

- организационный  блок;

- оценочный  блок;

   Выделенные  блоки тесно связаны между  собой и отражают динамику консультативного процесса.

   Задачи  гностического блока консультирования детей с особыми образовательными потребностями многогранны и  зависят от проблем консультируемых. Знакомство с родителями и ребенком в рамках консультирования начинается с первой встрече. Во время встречи психолог выслушивает жалобы родителей, а также составляет первое впечатление. На первых этапах консультирования психолог обращает внимание на мотивацию обращения родителей к консультанту

  1. деловая ориентация, которая существует в двух формах:

     - адекватная, когда родитель искренне  заинтересован в решении проблемы, доверяет психологу;

      - неадекватная, родитель преувеличивает возможности психолога.

     2. Потребительская ориентация, когда  родители стремятся переложить  все свои проблемы на психолога  и ориентированы на быстрое  их решение.

      3.игровая ориентация, когда родители  обращаются к психологу с целью  установления определенных отношений с консультантом, желая проверить его компетентность

     Важное  значение в эффективности консультативного процесса играет психологический анализ жалоб родителей. Родительские жалобы можно разделить на две категории: частично необоснованные жалобы, обусловлены психологической безграмотностью родителей; необоснованные жалобы, связаны со своеобразной проекцией личностных проблем родителей на ребенка.

     Для первичного психологического заключения необходимо:

- определить  содержание и структуру жалобы;

-выявление  явного и скрытого содержания  жалобы;

-анализ  подтекста жалоб.

     Основная  задача первой встрече психолога  с ребёнком и его родителями –  это установление консультативного контакта и диагностическая ориентировка.

     Психологическая диагностика детей в процессе консультирования проводится в следующих направлениях:

- анализ  степени обоснованности жалоб  родителей на поведение и развитие  ребенка;

- оценка  состояния психического развития  ребенка, выявление и классификация  дефекта развития;

- формулирование дальнейших диагностических целей, а также определение направлений консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребёнком.

     Основной  задачей конструктивного блока  психологического консультирования является отбор средств и методов консультирования с учетом интеллектуального и психического потенциала ребёнка. В связи с этим психолог может прервать консультативный процесс и провести с ребёнком специальную психодиагностику.

     Основной  целью организационного блока психологического консультирования является реализация составленной на предыдущем этапе программы решение выявленных проблем. Это достигается с помощью решения задач:

-активизация  всех участников консультативного  процесса;

-обучение  детей, родителей адекватно осознавать  имеющиеся психологические проблемы и принимать альтернативные решения в достижении поставленной цели;

- установление  доверительных взаимоотношений  между всеми участниками консультативного  процесса.

     Анализ  особенностей психического развития ребёнка  в сопоставлении с жалобами родителей позволяет психологу подготовить основание для выводов, рекомендации, формулирования коррекционных программ.

     В оценочном блоке психолог предоставляет  родителям информацию о ребёнке. Он высказывает свое мнение о ребенке, отвечая на вопросы родителей и осведомляет их о разных аспектах обсуждаемых проблем.

     В процессе консультирования детей с  проблемами в развитии мы нередко  сталкиваемся с искаженным родительским отношением к ребенку, что проявляется  в неадекватных стилях семейного  воспитания. Перед психологом стоит задача изменения родительского отношения к ребенку. Единичных консультации в этом случае недостаточно, и ребёнок с родителями включается в психокоррекционную работу.

     Целью оценочного блока является обобщение  достигнутых результатов и обсуждение дальнейших планов работы с ребёнком

     Психологическое консультирование – это первая ступень  в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии.

     В процессе консультирования важным фактором является не только профессиональная компетенция психолога, но и его позитивные личностные качества, такие как общительность, сенситивность, эмоциональная устойчивость, гармоничная структура личности, искреннее желание помочь родителям и ребенку справиться с имеющимися проблемами. 

2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с  отклонениями в развитии

     Адекватная  интеграция семей, воспитывающих детей  с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.

     В качестве субъектов личностной психологической  коррекции выступают:

ребенок с отклонениями в развитии;
его родители или  лица, их замещающие;
другие члены  семьи.

Информация о работе Психологическое консультирование детей с ЗПР и их родителей