Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:05, реферат
Для проведения психологической консультации детей с отклонениями в развитии и их родителей по вопросам обучения и воспитания можно предложить следующую общую схему обследования:
1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;
2) комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;
3) психологическое консультирование всех членов семьи.
Введение.
В последнее время особо остро стала ощущаться потребность в создании службы психологического консультирования семей. Количество семей, обращающихся за специализированной помощью к психологам, постоянно растет. Особый круг вопросов встает перед родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии – не только психически больных и умственно отсталых, но и детей с небольшими нарушениями (задержка развития, невротические реакции и т. д.).
Появление в семье ребенка с какими-то отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Для того чтобы помочь такой семье, прежде всего необходимо дать родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указать положительные и отрицательные качества, его сильные и слабые стороны. Информацию такого рода родителям лучше всего получать у специалистов, регулярно наблюдающих за ребенком. Часто период первичного обращения родителей к специалистам относится к старшему дошкольному возрасту. Старший дошкольный возраст является как бы рубежом между дошкольным детством и началом обучения. Родители начинают более пристально присматриваться к своим детям, пытаясь оценить их способности, трудолюбие, готовность к школе. Требования к детям в этот период обычно резко повышаются. Родители порой неумело пытаются научить детей писать, читать, считать. Столкнувшись с первыми же трудностями, не всегда правильно реагируют и оценивают их.
Нередко в этот период в семьях возникают конфликтные ситуации, вытекающие либо из непонимания одним или обоими родителями возможностей своего ребенка, либо из-за неприятия решения специалистов. Все это побуждает родителей к получению всесторонней консультации и объективной оценки как способностей и возможностей ребенка, так и собственных воспитательных позиций.
В нашей стране существует
большое количество
Другую большую группу родителей, обращающихся за консультацией к психологам, составляют те, чьи дети, начав обучение в массовой школе, не справляются с ее требованиями. Это ученики начальной школы, ставшие по разным причинам неуспевающими. В этих случаях родители и школа также ставят разнообразные вопросы перед специалистами. Основной же вопрос заключается в том, чтобы определить, должен ли данный ребенок оставаться в массовой школе или его необходимо перевести в школу другого типа (вспомогательную, речевую, для слабослышащих, слабовидящих и т. д.).
Заключение об уровне психического развития ребенка и определение типа школы, в которой он должен обучаться, делаются на основании заключений психоневрологов, педагога, психолога, логопеда, а при необходимости – окулиста и отоларинголога. Данные психологического обследования чрезвычайно важны для решения вопросов диагностики, а также для правильного построения беседы с родителями. Психологом при этом учитываются: уровень интеллектуального развития, состояние сенсорных и моторных функций, уровень знаний и навыков, особенности личности и деятельности ребенка. На основании всего этого ставится не только клинический диагноз, но и определяется психологическая структура дефекта, а это необходимо, чтобы дать родителям исчерпывающие рекомендации в плане обучения и воспитания их ребенка.
Для проведения психологической консультации детей с отклонениями в развитии и их родителей по вопросам обучения и воспитания можно предложить следующую общую схему обследования:
1)
анализ жалоб родителей и
2)
комплексное медико-психолого-
3)
психологическое
Анализируя
жалобы, консультант помогает родителям
точнее их сформулировать, а затем соотнести
с возрастом и реальным положением ребенка:
домашний ребенок или посещающий детский
сад, состав семьи, дополнительные занятия
ребенка и др. Важно установить: кто уделяет
ребенку больше внимания, кого в семье
ребенок предпочитает и кому лучше подчиняется,
единодушны ли родители в вопросах воспитания.
1.
Психологическое консультирование
в системе помощи детям
с особыми образовательными
потребностями.
Одним из основных элементов в системе психологической помощи детям с нарушениями в развитии является психологическое консультирование.
Консультация
означает совет специалиста по какому-либо
вопросу. Психологическое
Психологическое консультирование представляет собой один из способов психологической помощи клиенту, имеющий рекомендательную направленность, в то время как психотерапия и психологическая коррекция – это виды психологической помощи, которые носят характер психологического воздействия и имеют корригирующую направленность.
Психологическое консультирование – это сложный динамический процесс, содержание которого зависит от субъекта консультирования (ребенок, взрослый), от поставленной цели консультирования, от теоретической базы, которую использует психолог в своей работе (психодинамическое, поведенческое, когнитивное направление).
Психологическое консультирование представляет собой систему, состоящую из следующих основных блоков:
- гностический блок;
- конструктивный блок;
- организационный блок;
- оценочный блок;
Выделенные блоки тесно связаны между собой и отражают динамику консультативного процесса.
Задачи
гностического блока
- адекватная, когда родитель искренне
заинтересован в решении
- неадекватная, родитель преувеличивает возможности психолога.
2. Потребительская ориентация, когда
родители стремятся переложить
все свои проблемы на
3.игровая ориентация, когда родители
обращаются к психологу с
Важное
значение в эффективности
Для первичного психологического заключения необходимо:
- определить содержание и структуру жалобы;
-выявление явного и скрытого содержания жалобы;
-анализ подтекста жалоб.
Основная
задача первой встрече психолога
с ребёнком и его родителями –
это установление консультативного
контакта и диагностическая
Психологическая диагностика детей в процессе консультирования проводится в следующих направлениях:
- анализ
степени обоснованности жалоб
родителей на поведение и
- оценка
состояния психического
- формулирование дальнейших диагностических целей, а также определение направлений консультативной работы с родителями и психокоррекционной работы с ребёнком.
Основной
задачей конструктивного блока
психологического консультирования является
отбор средств и методов
Основной целью организационного блока психологического консультирования является реализация составленной на предыдущем этапе программы решение выявленных проблем. Это достигается с помощью решения задач:
-активизация
всех участников
-обучение
детей, родителей адекватно
- установление
доверительных взаимоотношений
между всеми участниками
Анализ особенностей психического развития ребёнка в сопоставлении с жалобами родителей позволяет психологу подготовить основание для выводов, рекомендации, формулирования коррекционных программ.
В оценочном блоке психолог предоставляет родителям информацию о ребёнке. Он высказывает свое мнение о ребенке, отвечая на вопросы родителей и осведомляет их о разных аспектах обсуждаемых проблем.
В процессе консультирования детей с проблемами в развитии мы нередко сталкиваемся с искаженным родительским отношением к ребенку, что проявляется в неадекватных стилях семейного воспитания. Перед психологом стоит задача изменения родительского отношения к ребенку. Единичных консультации в этом случае недостаточно, и ребёнок с родителями включается в психокоррекционную работу.
Целью оценочного блока является обобщение достигнутых результатов и обсуждение дальнейших планов работы с ребёнком
Психологическое
консультирование – это первая ступень
в системе психологической
В
процессе консультирования важным фактором
является не только профессиональная
компетенция психолога, но и его позитивные
личностные качества, такие как общительность,
сенситивность, эмоциональная устойчивость,
гармоничная структура личности, искреннее
желание помочь родителям и ребенку справиться
с имеющимися проблемами.
2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.
В качестве субъектов личностной психологической коррекции выступают:
ребенок с отклонениями в развитии; | |
его родители или лица, их замещающие; | |
другие члены семьи. |
Информация о работе Психологическое консультирование детей с ЗПР и их родителей