Психологическое консультирование детей с ЗПР и их родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Для проведения психологической консультации детей с отклонениями в развитии и их родителей по вопросам обучения и воспитания можно предложить следующую общую схему обследования:
1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;
2) комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;
3) психологическое консультирование всех членов семьи.

Работа содержит 1 файл

пр 17 психологическое консультирование.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     Предметом психологической коррекции в межличностных взаимодействиях являются отношения между:

матерью и ребенком с отклонениями в развитии;
отцом и ребенком с отклонениями в развитии;
матерью и отцом  ребенка с отклонениями в развитии;
матерью и родственниками отца ребенка с отклонениями в развитии;
матерью ребенка  с отклонениями в развитии и ее родственниками;
ребенком с  отклонениями в развитии и его здоровыми братьями и сестрами.

   Система коррекционной помощи конкретной семье выстраивается на основе выявленной в процессе комплексного обследования специфики личностных и межличностных нарушений. Методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с недостатками в развитии, создавалась нами в рамках интегративного подхода, включающего использование психокоррекционных техник различных направлений. В соответствии с качественно-количественными характеристиками субъектов психокоррекционного воздействия в методике выделяются следующие направления работы:

  • коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии;
  • коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.

   Основными целями психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям являются:

  • формирование эмоционально-теплых отношений детей к их родителям и другим близким лицам;
  • развитие у детей адекватной установки на доброжелательное восприятие окружающего социального мира;
  • формирование нравственных установок и адекватных поведенческих навыков.

   Длительность  занятий зависит от возраста и  выраженности нарушений ребенка. Она  варьируется от 15 до 35 минут. Частота  занятий — один-два раза в неделю. Индивидуальные и групповые занятия имеют следующую структуру:

установочный  этап; 
коррекционный этап; 
релаксационный этап; 
завершающий этап.

 1. Установочный этап. На этом этапе дети знакомятся с темой занятия, у них формируется положительная установка на проведение занятия, активизируется внимание. Психолог проверяет выполнение детьми домашнего задания, расспрашивает об их эмоциональном состоянии. С помощью специальных упражнений психолог формирует у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками (упражнения «Здравствуй, я хороший», «Пожмем друг другу ручки» и др.).

 2. Коррекционный этап. Задачи этого этапа включают преодоление основных проблем, существующих в эмоционально-волевой, поведенческой, личностной и коммуникативной сферах детей. На этом этапе решаются проблемы реконструкции эмоциональных состояний детей (тревожности, отгороженности, агрессии), формирования позитивного эмоционального настроения (как индивидуально у каждого ребенка, так и в группе), расширения сферы социального взаимодействия детей и формирования навыков адекватного межличностного сотрудничества (с родителями, другими взрослыми, сверстниками).

 Детям предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх, специально подготовленных для этих целей.

 3. Релаксационный этап. На этапе релаксации у детей формируются навыки расслабления и саморегуляции. Проводится психомышечная тренировка. У детей и их родителей в процессе частичного использования метода холдинг-терапии формируются навыки тактильно-телесного контакта.

 4. Завершающий этап. На этом этапе подводятся итоги занятия. Работа всех детей оценивается положительно. У детей формируется желание и интерес к продолжению психокоррекционных занятий.

    Занятия не проводятся с детьми, у которых  имеются какие-либо противопоказания. Противопоказаниями к проведению психокоррекционных занятий являются тяжелые прогредиентные психические заболевания (острое течение заболевания при эписиндроме, ранней детской шизофрении, глубокая степень умственной отсталости). В некоторых случаях возможна организация занятий с отдельными детьми, страдающими тяжелыми психофизическими недостатками, но только в индивидуальной форме.

    Содержание психокоррекционной работы на каждом этапе определяется психофизическими возможностями детей, их возрастом, степенью выраженности эмоционально-личностных нарушений (К. Фопель, 1998; М. И. Чистякова, 1995).

3. Коррекция нарушений  в личностной и межличностной сферах родителей

      Психолого-педагогическая коррекция      Коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей в соответствии с разработанной нами методикой (В. В. Ткачева, 1999) может осуществляться в двух направлениях: психолого-педагогическом и психокоррекционном.

     Первое  направление ставит своей целью  перecmpуктурирование иерархии жизненных ценностей матери ребенка-инвалида. Оно направлено на оптимизацию ее самосознания и позволяет сформировать адекватные способы взаимодействия с ребенком, имеющим проблемы в развитии. Этот процесс становится возможным в случае нейтрализации или снижения степени выраженности фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, в котором находится мать ребенка.

     Для матери ребенка с  отклонениями в развитии такой деятельностью, нейтрализующей тяжелый пролонгированный стресс, может стать коррекционный образовательный npoцecc, в который включен ее ребенок.

     Приобщение  матери ребенка к  такой форме деятельности направлено на переключение, а затем и вытеснение из ее сознания тяжелых  негативных переживаний, что способствует нейтрализации аффективных  реакций и неконструктивных форм поведения.

     Мать  ребенка с отклонениями в развитии обучается определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Обучение матери и ребенка проводится под руководством психолога с помощью психологических средств. Одновременно педагогический процесс, реализуемый по отношению к ребенку как образовательный, в отношении его матери трансформируется в психокоррекционный.

     Организуя занятия с ребенком и его матерью, психолог ставит перед собой два типа целей. С одной стороны, осуществив психолого-педагогическое изучение ребенка, психолог определяет образовательные цели и образовательный маршрут ребенка с отклонениями в развитии. В рамках этого направления психолог обучает мать специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях, и специальным воспитательным приемам, требуемым для коррекции личности аномального ребенка. 
      С другой стороны, установив эмоциональный контакт с матерью ребенка с отклонениями в развитии на индивидуальных занятиях, психолог осуществляет коррекцию ее внутреннего психологического состояния и коррекцию взаимоотношений между нею и ребенком. 
      Ориентируясь на эти цели, психолог решает и соответствующие им задачи. В рамках формирования адекватных способов взаимодействия матерей с детьми психолог осуществляет:

коррекцию неконструктивных форм поведения матери (агрессия, необъективная  оценка собственного поведения и  поведения ребенка, эскапизм, примитивизация поведения и др.);
формирование  продуктивных форм контакта в социуме (с ребенком, членами семьи, родственниками, специалистами коррекционного учреждения, другими лицами);
обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение, возникающие в ответ на неумелость или психофизическую недостаточность ребенка;
коррекцию понимания  матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенную нейтрализацию отрицания наличия проблем, когда мать ребенка из позиции защиты и позиции противопоставления себя социуму («Он у меня такой, как и все») переходит в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»);
постепенное исключение гиперболизации проблем ребенка, бесперспективности его развития («Из него никогда ничего не получится»);
постепенное исключение ожидания чуда, которое внезапно сделало  бы ребенка совершенно здоровым, переориентировку матери с позиции бездействия на позицию деятельности с ребенком;
коррекцию взаимоотношений  с ребенком (из взаимоотношений, характеризуемых  как гиперопека или гипоопека, к  оптимальным взаимоотношениям, проявляющимся  в уважении личности ребенка и предоставляющим ребенку достаточную его возможностям самостоятельность);
расширение  сферы творческого взаимодействия с ребенком.
 

      В рамках переструктурирования иерархии жизненных ценностей матери больного ребенка психолог:

  • осуществляет коррекцию внутреннего психологического состояния матери (состояние неуспеха, связанное с недостаточностью ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей ребенка, в радость от «маленьких успехов» ребенка);
  • формирует у матери установку на ценность существования ребенка независимо от его психофизических недостатков и ценность духовного общения с ним (ценно то, что он любит мать, а мать любит его);
  • оказывает помощь личностному росту матери в процессе взаимодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и воспитания;
  • содействует трансформации установки матери из позиции переживания за своего ребенка по поводу его недуга в позицию творческого поиска реализации возможностей ребенка;
  • способствует повышению личностной самооценки матери на основе результатов ее титанического труда, наблюдаемых в успехах ребенка;
  • трансформирует образовательно-воспитательный процесс, реализуемый матерью по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к ней;

руководит деятельностью матери, помогает ей самой, оптимизируя ее самосознание и излечивая от негативного воздействия  психотравмирующей ситуации.

Методы  работы      

Холдинг-терапия, сказко-, библио- и музыкотерапия могут использоваться одновременно, когда мать привлекает ребенка к себе на колени или сажает, прижав к себе, рядом (телесный контакт обязателен). Мать рассказывает или читает ребенку сказку, поет с ним песенку. Важно, чтобы в этот момент у ребенка и его матери рождались добрые чувства, потребность друг в друге.      

Вокалотерапия (совместное пение) обладает колоссальным коррекционным эффектом. Вокалотерапия показана при нарушениях темпоритмической структуры речи, звукопроизношения, заикании у детей. В процессе совместного пения (вокалотерапии) устанавливаются доверительные отношения между ребенком и его матерью.       

Хореотерапия  (совместный танец) не только формирует у ребенка правильные движения под музыку, но и с помощью активизации двигательной сферы снимает агрессивные или депрессивные состояния. Хореотерапия дает возможность устанавливать невербальный контакт между ребенком и его матерью, чувствовать удовлетворение от совместного осуществления танцевальных движений.      

Эстетотерапия реализуется в процессе знакомства ребенка с миром прекрасного, наследием человеческой культуры. Посещение музеев, театров, художественных и других выставок позволяет не только сформировать у ребенка определенные представления в этой области, но и развить чувство прекрасного, сформировать потребность в познании этой области человеческой культуры. Одновременно у ребенка формируется адекватный поведенческий навык, модели взаимодействия в соответствующих ситуациях в социуме.      

Арттерапия в виде совместного рисования, лепки, вышивания, бисеро- и кружевоплетения, шитья направлена на установление адекватного взаимодействия между матерью и ребенком в процессе совместного творчества.      

Туротерапия — это терапия с помощью экскурсий, походов, поездок к морю, в санаторий, на базу отдыха и др. У детей в процессе этого вида коррекционной работы формируется двигательная активность и умелость, развивается чувство общности с другими людьми, формируются новые контакты и связи, расширяются знания об окружающем мире. 
      Трудотерапия позволяет сформировать у ребенка потребность к выполнению посильных его возможностям заданий дома (уборка помещения, приготовление пищи, стирка, покупка продуктов и др.). Мальчики в рамках трудотерапии с помощью отцов могут овладеть элементарными навыками столярного и слесарного дела, а девочки под руководством матерей — навыками ведения домашнего хозяйства.      

Информация о работе Психологическое консультирование детей с ЗПР и их родителей