Психологическое изучение и коррекция личности осужденного

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Исследовать психологическое изучение личности осужденных и сущность индивидуально-профилактической работы с ними

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденного…….5
1.1. Психологический портрет личности осужденного………………..9
1.2. Динамика психических состояний осужденных………………….12
1.3. Типологизация личности осужденных……………………………14
Глава 2. Методы профилактической работы с осужденными………………..18
2.1. Индивидуально-профилактическая работа с осужденными……...18
2.2. Групповая профилактическая работа с осужденными……………24
2.3. Личность осужденного к моменту освобождения………………...28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература ………………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая начало.docx

— 68.14 Кб (Скачать)

а) развитие и коррекция  представлений осужденного о  себе;

б) познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению  к другим людям;

в) расширение сферы осознаваемого  в понимании мотивов противоправного  поведения;

г) коррекция психологических  защит;

д) развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;

е) прояснение и формирование жизненных планов осужденных, коррекция  ценностных ориентаций и др.[10, C.67]

         Основными методами проведения социально-психологического тренинга являются:

а) групповая дискуссия;

б) анализ конкретных ситуаций;

в) ролевая игра;

г) психодрама (социодрама);

д) психостенические упражнения.

            В практике используется и социально-психологический тренинг, разработанный А.С. Новоселовой в 1987г. Тренинг проводится по трем группам конфликтных жизненных ситуаций:

1) установочные – ситуации  правильного поведения в первое  время после выхода на свободу;

2) провокационные – ситуации  конфликта в семье и проверка  «на прочность» в предкриминальных ситуациях;

3) перспективные.[13, C.135]

            В пенитенциарных учреждениях зарубежных стран программы подготовки заключенных к жизни на свободе нацелены на обучение решению возникающих в первое время проблем: куда обращаться в поисках работы, как заполнить анкету или оформиться на работу, как перемещаться в пределах иногда довольно значительных расстояний, что не следует делать, как строить бюджет, расходы, жизнь в семье, как занять свободное время и др. Программы подготовки освобождаемого к жизни на свободе разрабатываются с учетом того, что он должен в короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков, которыми не располагал, находясь в исправительном учреждении. Поэтому заключенных активно знакомят с учреждениями, которые могут оказать им помощь, - отделом трудового воспитания, тюремным обществом, Армией спасения, бюро найма рабочих и служащих, местным отделом социального обеспечения, бесплатными клиниками т.д.

           Согласно точке зрения В.Л. Васильева, успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов.

К первой группе факторов относится  личность самого освобожденного –  его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т.д., ко второй – условия внешней среды  освобожденного (наличие жилья и прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею, отношения с членами малых групп, в которые освобожденный входит по месту работы, месту жительства и т.п.).

            Третья группа факторов включает  условия, в которых находился освобожденный в исправительном учреждении и которые проявляются в его поведении в первые месяцы на свободе. К ним относятся: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительном учреждении, учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, в которые входил осужденный.

Итак, сложный процесс  ресоциализации, перевоплощения и возвращения  в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального  существования в гражданском  обществе. [6, C.225]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Личность осужденного - ключевая область пенитенциарно-психологических исследований.

        Одним из основных вопросов, который встает при исследовании - чем отличается личность преступника (осужденного) от других граждан, в чем специфика его поведения, что побуждает конкретного человека совершать преступление.

         Исходя из имеющегося опыта исследований, нельзя утверждать, что преступное поведение является результатом только лишь негативного влияния среды, окружающего мира, а сам человек ни при чем. То есть, внешние условия не напрямую порождают преступное поведение.

         Развиваясь, личность рано или поздно становится самостоятельным и активным фактором, который может избирательно реагировать на воздействия среды. То есть человек начинает выбирать или усваивать только те стимулы, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Человек как личность - это продукт не только средовых воздействий, но и результат собственного развития. Так, два человека, будучи воспитанными в одинаковых условиях, в одной социальной среде могут проявлять себя в общении, поведении, способностях совершенно по-разному.

         Таким образом, успешное предупреждение преступлений возможно лишь при комплексном подходе к личности осужденного. С одной стороны, именно личность является носителем причин совершения преступления, основным звеном всего механизма преступного поведения, с другой стороны, необходимо учитывать условия в которых эта личность развивалась, влияние конкретной ситуации.

         Знание психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для достижения целей их исправления. Знание психологии личности помогает определить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому осужденному.

        Изучение личности осужденного способствует профилактике нарушений со стороны отрицательно настроенных осужденных, формированию положительной психологической атмосферы в коллективе осужденных, повышению эффективности деятельности самодеятельных организаций.

Зная прошлое и настоящее  осужденных, анализируя их отношение  к совершенному преступлению, к наказанию, режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, к окружающим людям, психолог прогнозирует поведение осужденного как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

         В настоящее время исследования в области пенитенциарной психологии идут в направлении типологизации и изучения отдельных категорий осужденных. В исправительных учреждениях представляет особый интерес изучение вновь прибывших в исправительное учреждение, освобождающихся условно-досрочно, имеющих право передвижения без конвоя, состоящих на профилактическом учете, перемещаемых на строгие или улучшенные условия содержания и др. Каждая из перечисленных групп требует особого внимания и дифференцированного подхода.

          Таким образом, если основная цель изучения личности осужденного - подбор индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, то основная миссия пенитенциарных психологов - изменить криминальную направленность осужденных, прервать порочный круг преступлений, не допустить повторных правонарушений или, по крайней мере, снизить уровень отрицательного влияния криминальной среды на конкретного человека.

 

 

 

Литература

 

1.  Аминов И.И. Юридическая психология: учебное пособие для студентов вузов. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 415

2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И. Психология преступления и наказания. – М., Проспект, 2000. – С 356.

3. Антонян Ю.М. Проблемы индивидуальной профилактики преступлений/ Пути совершенствования мер по профилактики преступлений. -  М., 1999.  – С. 354.

4. Бандурка А.М., Бочарова С.П. Юридическая психология: учебник. – Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2005. – С 596.

5. Баранов П.Г. Правосознание и правовое воспитание/ Общая теория права: Курс лекций/ Под общ. ред. д.ю.н., прф. В.К. Бабаева. Н.Новгород. 1993. – С.357.

6.   Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., Питер, 2008. – С. 338.

7. Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Психологические основы режима: Лекция. - Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2

8. Гойса В.С. Практика работы администраций исправительных учреждений по обеспечению личной безопасности при исполнении наказаний. Журнал «Российская юстиция», 2000. - №7

9. Дановский С. Л., Петухов Е. В., Хохряков Г. Ф. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования/ Под ред. Ю. Е. Виноградова и Г. Ф. Хохрякова. М., 2003. - 267 с.

10.   Дебольский М.Г. Социально-психологический тренинг для осужденных «Мои жизненные планы». – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С 285.

11.   Еникеев М.И. Юридическая психология. – М., Проспект, 2010. – С 336.

12. Михлин А. С. Осужденные. Кто они?: Общая характеристика осужденных (по материалам контрольной переписи осужденных 1994 г.)/ Под ред. П. Г. Мищенкова. М., 2003. - 401 с.

13. Новоселова А.С. Педагогический аутотренинг в системе средств нравственного перевоспитания осужденных женщин, содержащихся в ИТК. Ч.1. Пермь. 1985. – С 384.

14. Осипов С.В. Предупреждение преступного рецидива: отечественный и зарубежный опыт / Бюллетень Минюста РФ. 2002. - №5

15. Поздняков В.М. Личность преступника и исправление осужденных (историко-психологический очерк): Учеб. пособие. – М., Юристъ, 1999. – С 378.

16.   Романов В.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М., 2004. – С 488.

17.   Ситковская О.Д. Аффект. Криминально-психологическое исследование. – М., 2001. – С. 487.

18. Сысоев А. Психологические и организационные аспекты предупреждения аутоагрессивного поведения осужденных. Журнал «Ведомости уголовно-исправительной системы». 2002. - №3

19. Усс А.В. Конфликты между осужденными, сопровождающиеся насильственными посягательствами. Красноярск. 1984. – С 275.

20. Ушатиков А.И. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. – Рязань, 2004. – С 367.

21. Чуфаровский. Юридическая психология. М., Юриспруденция, 2006. - С 455.

22. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник. – Издательство: Зерцало, 2006. – С 272.

 

 

 


Информация о работе Психологическое изучение и коррекция личности осужденного