Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа
Исследовать психологическое изучение личности осужденных и сущность индивидуально-профилактической работы с ними
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденного…….5
1.1. Психологический портрет личности осужденного………………..9
1.2. Динамика психических состояний осужденных………………….12
1.3. Типологизация личности осужденных……………………………14
Глава 2. Методы профилактической работы с осужденными………………..18
2.1. Индивидуально-профилактическая работа с осужденными……...18
2.2. Групповая профилактическая работа с осужденными……………24
2.3. Личность осужденного к моменту освобождения………………...28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература ………………………………………………………………………34
типологических особенностей
заключенных, исследователи выявляют
степень зависимости
их зависимости от социальных и индивидуально-типологических особенностей.[10, C.235]
Личность осужденного формируется под воздействием условий заключения, процесс формирования по-разному протекает на разных этапах заключения. В течение первого года осужденные находятся в некотором смятении, преобладает состояние замкнутости, тревожности, апатии. На 1-3 году отбывания наказания к осужденному приходит осознание того, что с ним произошло, того, что ему предстоит пробыть в колонии много лет. Наступает состояние депрессии, преобладает чувство страха, что вся жизнь пройдет «за решеткой». На 3-5 году пребывания в исправительном учреждении происходит определенный спад напряжения, актуальным
становится стремление к самостоятельности, независимости. Осужденные учатся жить в условиях колонии, стремятся занять определенное положение в тюремной иерархии. На 5-10 году отбывания наказания вновь актуализируются кризисные состояния, чувство страха, тревоги, внутренняя дисгармония, чувство неудовлетворенности.
У всех осужденных наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, возможностях, необоснованному терзанию чувством собственной неполноценности, повышенная чувствительность к угрозе, склонность быстро реагировать на опасность. В некоторых ситуациях они могут проявлять самоуверенность, суровость и черствость по отношению к окружающим, подчиняя чувства рассудку. Для всех осужденных характерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность. Они относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны, держатся обособленно. Им присущи практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов. Они заняты удовлетворением своих интересов, им свойственна некоторая ограниченность, внимательность к мелочам. Стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, хотя, на самом деле, им приходится
постоянно скрывать свои мысли, чувства.[16, C.398]
Анализ литературы позволяет выделить влияние условий нахождения в колонии на личностные характеристики осужденных, позволяя увидеть некоторые общие особенности присущие всем осужденным, а
так же особенности, присущие отдельным статусным группам, возникающим внутри колонии.
В России было проведено исследование, которое проводилось на базе ФБУ ИК-5 ГУФСИН РФ по РТ, в исследовании приняли участие 34 осужденных мужского пола, склонных к нарушению режима. Целью этого исследования было составление социально-психологического портрета, для этого была использована диагностическая процедура с помощью методик: диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей); диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); проективный тест «Несуществующее животное». По методике враждебности ( по шкале Кука – Медлей) исследованием выявлено преобладание у осужденных цинизма, средние показатели выраженности враждебности и агрессивности оказались значительно ниже. Высокий уровень цинизма объясняет противоправное поведение осужденных, являющихся социально опасными для общества и
отбывающими уже не первый срок в колонии строго режима.
Дополнительным методом
измерения агрессивности у
факт агрессивности у 33,3% осужденных, тем самым, подтверждая результаты предыдущей диагностики.
Обработка результатов проектной методики показала: большой процент осужденных, имеющих высокую самооценку (43,3%), склонность к аморальным поступкам обнаружена у (33,3%) осужденных, наличие
проблемы ограничение свободы отразилось в отсутствии в рисунках туловища, несущей части тела и т.д. (11,76% ). Диагностика коммуникативной толерантности позволила выявить некоторые отличия уровня коммуникативной толерантности осужденных от правопослушных граждан. Итак для осужденных, как социальной группы, характерны следующие особенности: ограничение личной свободы, свободы
перемещений, свободы выбора; ограниченность контактов, отсутствие даже простейших интимных сторон жизни; строгая регламентация режима дня; наличие определенной иерархии, связанной в первую очередь с
количеством судимостей, видом преступления.[18, C.98]
1.2. Динамика психических состояний осужденных
Исследование динамики психических состояний человека, лишенного свободы, приводит к выводу о наличии определенных закономерностей и нескольких адаптационных периодов.
Лишение свободы - это всегда крушение жизненных планов человека, резкая смена образа жизни. Возникающие у него в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления протекают на фоне необходимости адаптации к условиям конкретного учреждения, исполняющего наказание.
Наиболее острые отрицательные психические состояния осужденные испытывают в фазе первоначальной адаптации к условиям отбывания наказания (первые 3-6 месяцев). Так, для тех, кто впервые лишился свободы характерны состояния фрустрации, депрессии, тоски.
Внешне острые негативные психические состояния, как правило, проявляются в апатичности, отрешенности или повышенной раздражительности, агрессивности в отношении к окружающим или к самому себе. Подобные проявления обусловлены ломкой сложившихся стереотипов, затруднениями в общей ориентировке и утверждении в среде осужденных. При этом в зависимости от уровня криминализации личности и субъектов «адаптационной поддержки» осужденные могут избрать различные тактики поведения и вхождения в коллектив исправительного учреждения:
1) поддержка актива и администрации;
2) борьба за лидерство;
3) выжидание;
4) поиск покровителя;
5) нейтралитет;
6) полная неадаптированность.[3, C.126]
Сотрудникам исправительного учреждения необходимо строить индивидуальную работу с осужденными, учитывая возможные проявления указанных тактик. При этом внимательное изучение внешней активности и характера переживаний осужденных позволяет предупреждать межличностные и личностно-групповые конфликты, предотвращать суицидальные попытки, оказывать поддержку в адаптации к конкретным условиям и ситуациям отбывания наказания.
Через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации – «вхождение в роль». Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются и они все больше в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним поведенческим проявлениям (походка, жесты, позы, жаргон, обращение к персоналу и т.д.) на «сиделых» осужденных. Это свидетельствует об усвоении стереотипов «тюремного ролевого поведения». Но наряду с этим наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в отношениях с «близкими по духу» осужденными («земляками», «сверстниками» и т.п.).
Третья фаза – «завершение адаптации» - наступает, как правило, к концу первого года отбытия наказания и характеризуется тем, что осужденные начинают жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. Главная задача сотрудников исправительного учреждения в этот период состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр. Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными сотрудники исправительного учреждения должны воздействовать на него и через позитивные ритуалы, обычаи, традиции и т.д., имеющие место в первичных общностях, коллективах учреждения.[3,C.283]
1.3. Типологизация личности осужденных
Не менее важным представляется решение проблемы дальнейшей дифференциации исправления осужденных с учетом результатов психологических исследований. Речь идет об их типологии, а не классификации, поскольку именно типология дает возможность зафиксировать наиболее существенные черты, имеющие криминогенное значение.
Отметим, что под психологическим типом личности понимается особенное в личности, выделенное по определенному психологическому критерию, позволяющему разделить все личности на необходимое и достаточное число их психологических условных групп. Применительно к человеку типология отличается от классификации прежде всего тем, что в ней речь идет не о любом признаке, а о таком, в котором отражается сущность, наиболее важные объяснительные характеристики той или иной группы людей. Причем такое понятие, как единое основание для конкретной типологии, не следует трактовать буквально, понимая под этим единственный параметр, изменяющий какое-либо свойство.
Основанием типологии должны быть признаки явлений одного уровня познания (например, в психологии – характерологические свойства или темперамент, направленность личности, ценностные ориентации, мотивы и т.п.). Из сказанного следует, что типология в большей мере, чем классификация, позволяет понять причины преступного поведения, обеспечивает научное объяснение различных явлений.[2,C.254]
Для исследования по пенитенциарной психологии знание типичного в осужденном дает возможность вносить предложения по совершенствованию системы режимных мер, социального контроля, повышению эффективности предупредительных мер, улучшению профилактической и воспитательной работы. При этом следует выяснить механизмы возникновения типичного для тех или иных категорий осужденных и на этой основе находить способы активного воздействия на те особенности их личности, которые в известной мере стали причиной преступного поведения или нарушений в период отбывания наказания.
Перспективной для разработки мер воспитательного воздействия является типологизация осужденных, где типы выделены на основе акцентуированных (существенно выделяющихся) свойств характера. Установлено, что акцентуация свойственна в основном осужденным, совершающим правонарушения в местах лишения свободы. Среди акцентуированных типов чаще всего встречаются:
Рассмотрим также в качестве примера психологическую типологию осужденных, склонных к совершению умышленных убийств и причинению тяжкого вреда здоровью в исправительном учреждении, которая основана на различии внешне регистрируемых психологических механизмов, лежащих в основе типов поведения, связанных с мотивационной стороной человеческой деятельности. Это различие, естественно, предопределяет выбор мероприятий, тактики осуществления индивидуально-профилактических воздействий.
Первый можно условно рассматривать как аффективный (эмоциональный) тип поведения. Сосредоточение в местах лишении свободы значительного числа лиц, характеризующихся повышенной социально-нравственной запущенностью, приводит к созданию специфического для этих мест социально-психологического климата, который обусловливает соответствующую мотивацию поведения осужденных.
В условиях мест лишения свободы, когда действуют жесткие неформальные традиции и правила поведения осужденных, возможность аффективного поведения существенно возрастает. Поэтому совершение преступления против личности во многом предопределяется таким психологическим свойством личности, как неуравновешенность эмоциональной сферы сознания.
Известно, что использование в разговоре определенных оскорбительных кличек одним осужденным в отношении другого, а также оскорбительных выражений или действий, даже однократно допущенных, чрезвычайно значимо для их среды, так как для «оскорбленного» такое обращение может повлечь за собой продолжительные негативные последствия. Поэтому эмоциональная сила такого общения часто приводит оскорбленную сторону в состояние аффекта и к противодействию в форме убийства обидчика или нанесения ему тяжких телесных повреждений прямо на месте конфликта. Вероятность такого поведения повышается у лиц с неустойчивой психикой, а также с психическими отклонениями от нормы. Сюда же следует отнести осужденных, употребляющих наркотики и спиртные напитки.
Ко второму рассматриваемому типу поведения осужденных можно отнести эмоционально-рассудочный тип. В данном случае умышленное убийство или умышленное тяжкое телесное повреждение является также результатом конфликтных отношений осужденных на основе следования требованиям неформальных традиций и правил поведения, действующих в среде осужденных. Однако здесь конфликтные отношения между осужденными не завершаются аффектом у оскорбленного.
Его противодействие, выраженное в умышленном убийстве обидчика или нанесения ему тяжких телесных повреждений, является вполне осознанным актом, соответствующим принятым традициям и правилам, существующим в среде осужденных. В связи с этим совершение насильственных действий может быть отсрочено до более удобного момента с целью сокрытия следов преступления либо подготовки орудий преступления и т.п. В данном случае к эмоциональной стороне противодействия добавляется рассудочный, тактический его компонент. Поэтому для данного типа действий главным является такое психологическое свойство личности осужденных, как неразвитость механизма абстрактного мышления.
Информация о работе Психологическое изучение и коррекция личности осужденного