Психологическое изучение и коррекция личности осужденного

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Исследовать психологическое изучение личности осужденных и сущность индивидуально-профилактической работы с ними

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденного…….5
1.1. Психологический портрет личности осужденного………………..9
1.2. Динамика психических состояний осужденных………………….12
1.3. Типологизация личности осужденных……………………………14
Глава 2. Методы профилактической работы с осужденными………………..18
2.1. Индивидуально-профилактическая работа с осужденными……...18
2.2. Групповая профилактическая работа с осужденными……………24
2.3. Личность осужденного к моменту освобождения………………...28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература ………………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая начало.docx

— 68.14 Кб (Скачать)

            К третьему типу относится рассудочный тип. В этом случае у осужденных эмоциональная сторона поведения не является доминирующей при совершении указанных преступлений. Здесь умышленное убийство либо умышленное тяжкое телесное повреждение – не цель реализации эмоционального мотива (обида, месть), а способ реализации какого-либо материального мотива. Жертва при этом эмоционально как бы не существует для субъекта рассматриваемых действий. Однако она оборачивается для него неодолимой преградой в удовлетворении той или иной жизненно важной потребности. Сюда же следует отнести и случаи, когда для субъекта умышленного убийства либо умышленного тяжкого телесного повреждения вообще безразлично, кто будет жертвой. Сам факт совершения преступления для него является средством достижения определенной цели. Поэтому доминирующими психологическими свойствами осужденных этого типа являются высокий уровень притязаний, завышенная самооценка, а также отсутствие способности к сопереживанию.[12, C.275]

            Осужденные данной категории совершают убийства и причиняют вред здоровью не только в силу сложившихся обстоятельств, но и вопреки

этим обстоятельствам. В  отличие от эмоционального и эмоционально-рассудочного типов, они сами создают преступную ситуацию или активно ищут ее. Таков  далеко не полный перечень признаков, характеризующих представителей данной категории осужденных с точки  зрения пенитенциарной психологии.

 

Глава 2. Методы профилактической работы с осужденными

2.1. Индивидуально-профилактическая работа с осужденными

           Повышение эффективности воспитательно-профилактических воздействий требует индивидуализации и конкретизации применительно к различным категориям и типам осужденных. В связи этим типологический подход в изучении и «объяснении» личности осужденного является крайне необходимым. Прежде всего, он позволяет выявить характерные особенности отдельных групп осужденных, показать их специфические черты и предложить меры по дифференциации и индивидуализации карательно-воспитательного и профилактического воздействия на них.

           Выше уже были рассмотрены три основных типа поведения осужденных (эмоциональный, эмоционально-рассудочный и рассудочный), которые приводят к совершению умышленных убийств или причинению тяжкого вреда здоровью. Наличие этих трех типов поведения предопределяет три основные направления индивидуально-профилактического воздействия, каждое из которых имеет свой набор мероприятий и способов их осуществления.

            1. Профилактика преступлений первой категории осужденных состоит в создании таких условий их жизнедеятельности, при которых существенно затруднено проявление эмоционального типа поведения. Первоочередной задачей этого направления служит организация производственной, учебной и других видов деятельности профилактируемых, а также их досуга таким образом, чтобы создать условия, исключающие возможность возникновения конфликтов при общении их с другими осужденными. С этой целью необходимо определить для осужденных выделенной группы соответствующее размещение в жилой секции, столовой, подобрать место работы, ее характер, осуществлять действенный контроль за количеством и качеством их труда. Не следует назначать осужденных, склонных к совершению тяжких преступлений против личности, на работы, в ходе выполнения которых им приходится общаться со значительным количеством лиц. Лучше, если их работа будет связана со сдельной оплатой труда, что позволит осуществлять ежедневный контроль за выполнением плана работ, а также повысит заинтересованность осужденных в результатах своего труда. В данном случае соображения экономической целесообразности, стремление к удовлетворению потребности в рабочей силе должны быть подчинены интересам индивидуально-профилактической работы. В ходе контроля за их трудовой деятельностью следует чаще обращаться к методу убеждения, нежели принуждения.

            Непременным условием для исключения проявления эмоционального типа поведения является изолированное содержание осужденных выделенной группы, находящихся в конфликтных отношениях, друг от друга, а также от других конфликтующих с ними осужденных. Немаловажное значение имеет незамедлительная изоляция осужденных этой категории, находящихся в нетрезвом состоянии либо употребивших наркотические вещества, а также принятие мер по локализации и пресечению конфликтных ситуаций среди профилактируемых.

             В повседневной жизни осужденных рассматриваемой категории необходим строгий контроль за их свободным времяпрепровождением, за посещением школы, обязательным посещением мероприятий воспитательного характера и т.д. Организация наблюдения за данным типом профилактируемого со стороны работника исправительного учреждения обеспечит своевременное выявление конфликтных ситуаций с участием профилактируемого и повысит эффективность постоянного контроля за его поведением.

             2. следующее направление включает создание таких условий жизнедеятельности осужденных, при которых существенно затруднено проявление эмоционально-рассудочного типа поведения.

          Как ранее отмечалось, этот тип поведения отличается от эмоционального типа тем, что здесь конфликтные отношения между осужденными не завершаются аффектом у оскорбленного. Однако и в этом случае оскорбленный часто не может найти иную форму решения конфликтной ситуации, помимо умышленного убийства обидчика или причинения тяжкого вреда его здоровью. Поэтому индивидуально-профилактические мероприятия, проводимые в отношении лиц с эмоциональным типом поведения, необходимы и в отношении лиц с эмоционально-рассудочным типом поведения. Однако наличие в этом типе поведения рассудочного компонента при подготовке и совершении преступлений требует проведения дополнительных мероприятий индивидуально-воспитательного характера.[17, C.256]

Основными приемами, используемыми  для убеждения, следует считать  разъяснение соответствующих положений  и опровержение ложности других. Разъяснение  необходимо использовать в беседах  с теми профилактируемыми, у которых  наблюдается нравственно-педагогическая запущенность, неразвитость интеллекта, сознательное противопоставление себя обществу. В этих случаях следует  разъяснить:

  • значение повышения общеобразовательного уровня, так как хороших результатов профилактической работы при прочих равных условиях легче достичь в работе с лицами, имеющими высокий уровень знаний;
  • бессмысленность насилия как средства разрешения конфликтных или иных вопросов жизни;
  • неотвратимость наказания за любой проступок;
  • уголовный закон и ответственность за умышленное убийство либо тяжкое телесное повреждение с приведением конкретных примеров;
  • негативные последствия совершения нового преступления, раскрывая при этом в первую очередь его правовые последствия.

В беседах с профилактируемыми  важно использовать факты и события, имевшие место в конкретном исправительном учреждении либо хорошо знакомые им, разъяснять положительные и негативные их стороны, давать им правильную педагогическую оценку.

           В тех случаях, когда требуется доказывание ложности, несостоятельности чего-либо, необходимо применять такой прием, как опровержение. В ходе его применения требуются веские аргументы для убедительности высказываемых положений, так как происходит пересмотр привычных взглядов и отношений профилактируемого. Следует уделять внимание раскрытию антиобщественной сущности традиций, обычаев, сложившихся в преступной среде и поддерживаемых в настоящее время отрицательной частью осужденных, используя для этого конкретные факты исправления и перевоспитания кого-либо из них.

          Метод убеждения требует серьезной подготовки профилактирующего систематического контроля за поведением осужденного с целью оценки результатов его применения, выяснения реакции самого профилактируемого на то, что было предметом обсуждения. В противном случае все предпринимаемые усилия могут быть сведены на нет действием отрицательных факторов, оставшихся незамеченными.

           Помимо применения метода убеждения в индивидуально-профилактической работе с осужденными эмоционально-рассудочного типа поведения необходимо устранять условия, отрицательно влияющие на профилактируемого: подстрекательство к совершению преступления, вовлечение в пьянство, употребление наркотиков, азартные игры, уклонение от общественного полезного труда и т.п. В этом случае пресечение отрицательных влияний необходимо осуществлять как методом убеждения, так и методом правового принуждения, т.е. путем применения мер дисциплинарной ответственности в отношении правонарушителя.

           3. Последнее направление сводится к созданию таких условий

жизнедеятельности осужденных, при которых существенно затруднено проявление рассудочного типа поведения. Эффективность индивидуально-профилактических мероприятий в данном случае находится в прямой зависимости от своевременности и полноты выявления обстоятельств, могущих побудить  осужденных к совершению противоправных деяний, направленных против жизни и здоровья.

            Эта категория лиц требует всестороннего контроля со стороны оперативных аппаратов, поскольку обстоятельства, способствующие возникновению и формированию замысла на совершение умышленного убийства или тяжкого телесного повреждения, как правило, не лежат в сфере их эмоционального общения с окружающими. Убийство или тяжкое телесное повреждение для этой категории осужденных являются целью реализации не эмоционального (обида, месть и т.п.), а материального мотива. Сам факт совершения преступления является для них средством достижения определенной цели (поднятие своего «престижа», занятие определенной должности и т.п.).

             Профилактическое воздействие на лиц данного типа может осуществляться в разных формах, к основным их которых относятся: специальные беседы; вовлечение его в группу положительно характеризующихся осужденных; привлечение к интересному делу (спорт, изобретательство, художественная самодеятельность и т.п.); оказание содействия в разрешении возникших сложностей личного, семейного или производственного характера, которые могут быть побудительным мотивом к совершению преступления против жизни и здоровья.

              Проведение сотрудником исправительного учреждения бесед с профилактируемым должно преследовать в первую очередь следующие цели: породить у профилактируемого сомнение в целесообразности разрешения конфликтных ситуаций либо достижения какой-либо цели путем совершения умышленного убийства или тяжкого телесного повреждения; вызвать у него стремление критически задуматься над своим будущим в случае совершения таких тяжких преступлений; подтолкнуть к выбору правильной, позитивной линии поведения.

               Следует отметить, что тематика бесед и тактика их проведения не должны основываться на интуиции сотрудника исправительного учреждения, а в деталях прорабатываться предварительно оперативным работником и негласным сотрудником и в основных чертах находить свое отражение в задании.

            Тактику профилактической беседы и ее тематику желательно определять таким образом, чтобы инициатором ее являлся как бы сам профилактируемый, а не сотрудник исправительного учреждения. Предлогом для завязывания беседы и дальнейшего ее развития могут быть: вызовы профилактируемого в оперативный аппарат; недовольства, высказанные в адрес профилактируемого другими осужденными, и т.д.[17, C.267]

             Вовлекая профилактируемого в группу положительно характеризующихся осужденных, сотрудник исправительного учреждения раскрывает преимущества их образа жизни, наличие у них авторитета в лучшем понимании этого слова в сравнение с основной массой осужденных, перспектив на досрочное освобождение и т.п.,  а также знакомит профилактируемого с этими осужденными, оказывает поддержку в налаживании взаимоотношений с ними на первых порах знакомства и привлекает этих осужденных к осуществлению воспитательного воздействия на профилактируемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Групповая профилактическая  работа с осужденными

         Групповая профилактика преступлений - это направленное самовнушение в специально созданных или в стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации.                      Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и приемы. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в исправительном учреждении должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов в работе с группами и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля. [15, C.294] 
         В исправительном учреждении могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения:  
1)  межличностный или внутригрупповой - работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация; 
2)  межгрупповой как направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями; 
3)  коллективный - это направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы; 
4)  массовый - это сплошное воздействие через полубессознательное на всех осужденных. 
          Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин осуществила А. С. Новоселова (группы по 10 - 15 чел.) в программе педагогического аутотренинга, включающей и массовый вариант. Программа выдержала множество редакций. Она существует более 10 лет. Сейчас в стране по этим программам проводится крупномасштабный эксперимент. Применяется направленное внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание, психогигиена и психопрофилактика. [13,C. 272] 
          При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы - и групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т. п. с использованием различных приемов: психодрама и социодрама, совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т. д. Чем разнообразнее, тем лучше.  
        Разработка новых конкретных методик групповой профилактики преступлений, кроме уже применяющихся у нас в стране и за рубежом, крайне необходима.  
         Поскольку в исправительном учреждении наиболее актуальна конфликтная криминогенная ситуация, рассмотрим разработанные в литературе методы ее выявления, предупреждения, разрешения.  
          Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:  
1) криминолого-психологическое исследование в исправительном учреждении;  
2) оперативные приемы выявления;  
3) выход на место, обход жилых и производственных зон, рейды 
и иные способы.  
       При этом следует обращать особое внимание на: а) ранее враждовавших между собой либо родственников, друзей враждующих; б) склонных к занятию запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и т.п.; в) склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; г) обладающих повышенной агрессивностью, например истерических и возбудимых психопатов; д) презираемых основной массой осужденных, скомпрометировавших себя (пассивные гомосексуалисты, «крысятники», т. е. ворующие у «своих» же и др.); е) лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других, например тормозимых психопатов. [20, C.263] 
           Методы предупреждения конфликтных ситуаций:  
1) формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;  
2)  создание различных советов бригад, бригадиров, профилактики правонарушений и т. д., которые должны умерять пыл от дельных «активистов»;  
3)  контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;  
4)  дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации - агрессивной и корыстной;  
5) изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;  
6)  разложение отрицательных группировок осужденных как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения, а также применение иных приемов. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных «воров в законе», авторитетов, лидеров в одной колонии, едином помещении камерного типа, в тюрьме; постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;  
7)  организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и пр.;  
8)  поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, «семей»;  
9)  создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;  
10) социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; б) «прививка» — введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой не обходимо взаимодействие.  
11) создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию уважительного к ним отношения.  
          Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций в исправительном учреждении путем внедрения в качестве субъекта:  
1)  переориентирование субъектов ситуации путем информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации;  
2)  сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения к обоим;  
3)  разобщение субъектов ситуации - это ограничение или лишение возможности общения путем: а) перевода на отдаленные рабочие и спальные места, другое звено, бригаду, отряд; б) изоляции в штрафной изолятор или помещение камерного типа; в) этапирования в другое исправительное учреждение.[20, C. 275]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Личность осужденного к моменту освобождения

           Изучение личности осужденного к моменту его освобождения из исправительного учреждения имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации освобожденного к условиям нормального существования в нормальной социальной среде на свободе. Поскольку главной целью деятельности исправительного учреждения является формирование социально-здорового человека, которому предстоит освобождение из мест заключения, в этой связи встает проблема доказательства степени исправления человека. Данная проблема представляется такой же актуальной, как и проблема доказательства его виновности.

         Всех лиц, освобождающихся из мест заключения, можно разделить на три категории:

1. Лица, вполне исправившиеся  в период отбывания наказания.  После освобождения они стремятся  активно включиться в честную  трудовую жизнь. Иногда это стремление помогает преодолеть значительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в период адаптации.

2. Лица с дефектами  воспитания. Дефекты воспитания у освобожденных могут быть локализованы в мировоззрении, правосознании, моральных и нравственных программах, а также в области трудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц данной категории после освобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды.

3. Лица, не исправившиеся  в процессе отбывания наказания.  По ряду причин некоторые лица  не избавились от своих преступных  взглядов, наклонностей и установок.  Более того, нередко эти лица  в местах лишения свободы обогащают  свой преступный опыт, развивают  преступные навыки и свое преступное  мировоззрение. Освобождение этими  лицами рассматривается как возможность  продолжения преступной деятельности. Вот почему важна активизация усилий персонала исправительного учреждения по психологической подготовке осужденных к освобождению.[22, C.199]

           В практике отечественных исправительных учреждений психологическая подготовка осужденных к освобождению начинается за шесть месяцев до окончания срока отбывания наказания. Ее проводят начальники отрядов, социальные работники, психологи. Программы направлены на активизацию психической деятельности готовящегося к освобождению, помощь в освоении освобожденными новых социальных ролей, восстановление полезных контактов, устранение и нейтрализацию отрицательных факторов, препятствующих ресоциализации после освобождения. В психологическую подготовку осужденных к освобождению включают специальные программы психокоррекционного воздействия, например «Социально-психологический тренинг подготовки осужденных к жизни на свободе», разработанный М.Г. Дебольским. Его задачами являются:

Информация о работе Психологическое изучение и коррекция личности осужденного