Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа
Исследовать психологическое изучение личности осужденных и сущность индивидуально-профилактической работы с ними
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденного…….5
1.1. Психологический портрет личности осужденного………………..9
1.2. Динамика психических состояний осужденных………………….12
1.3. Типологизация личности осужденных……………………………14
Глава 2. Методы профилактической работы с осужденными………………..18
2.1. Индивидуально-профилактическая работа с осужденными……...18
2.2. Групповая профилактическая работа с осужденными……………24
2.3. Личность осужденного к моменту освобождения………………...28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература ………………………………………………………………………34
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Факультет психологии
Курсовая работа по юридической психологии на тему:
Психологическое изучение и коррекция личности осужденного
Проверила: Пяткова О.А.
Выполнила: Резникова Ю.А.,
студентка 2 курса ОЗО (4,5)
Чита, 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденного…….5
1.1. Психологический портрет
1.2. Динамика психических
1.3. Типологизация личности
Глава 2. Методы профилактической работы с осужденными………………..18
2.1. Индивидуально-
2.2. Групповая профилактическая работа с осужденными……………24
2.3. Личность осужденного к
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Введение
Изучение особенностей личности преступников началось еще в конце Х1Х века. Психологические особенности личности заключенного (осужденного) всегда интересовали и писателей, и ученых (И.П.Башкатов, Ф.М.Достоевский, В.Пикуль, Н.А.Стручков, Г.Ф.Хохряков, Н.М.Ядринцев,
П.Ф.Якубович и др.). Новый импульс криминологические исследования в нашей стране получили в 60-е годы прошлого столетия. Но в тоже время углубленного изучения личности именно осужденных не проводилось, что явилось следствием недопустимо медленного проникновения в науки пенитенциарного профиля и в пенитенциарную практику современных психологических методов.
В первой половине 70-х годов проблемы психологии личности и
социальной среды осужденных начинают активно изучаться. В отечественной пенитенциарной практике изучением личности преступника занимались А.Д.Глоточкин, М.Г.Дебольский, В.Г.Деев, А.Г.Ковалев, А.С.Михлин, В.Ф.Пирожков, В.М.Поздняков, А.Р.Ратинов, В.А.Семенов, Ю.В.Славинская, А.И.Ушатиков, В.В.Яковлев, и др. Имеются отдельные аспекты изучения личности осужденных (особенности направленности личности, ценностные ориентации, жизненные планы, самооценка, эмоционально-волевая сфера, влияние установок на поведение и др.), но комплексных исследований нет. На современной этапе развития отечественной психологии в пенитенциарной практике представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира личности осужденного. Поэтому личность осужденного и по сей день активно изучается и эта тема достаточно актуальна.
Лишение свободы и помещение в исправительное учреждение - это всегда крах жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающие в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которые в литературе часто называют «тюремным синдромом», протекают на фоне необходимости адаптации осужденных к условиям конкретного пенитенциарного учреждения. Обследования осужденных свидетельствуют, что наиболее острые негативные психические состояния осужденные испытывают в фазе первоначальной адаптации к условиям отбывания наказания (первые 3-5 месяцев). Так, для впервые лишившихся свободы типичны состояния фрустрации, депрессии, тоски. Внешне это может проявляться в апатии, отрешенности или в повышенной раздражительности по мелочам, агрессивности в отношении к окружающим (в том числе к сотрудникам учреждения) или к самому себе. Подобные проявления обусловлены как ломкой сложившихся стереотипов, так и затруднениями в общей ориентировке и утверждении в среде осужденных.
Объектом курсовой работы
Предмет курсовой работы - психологическое изучение личности осужденных, находящихся в исправительном учреждении и методов профилактической работы с осужденными.
Целью курсовой работы является исследовать психологическое изучение личности осужденных и сущность индивидуально-профилактической работы с ними.
Исходя из поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденного
Личность осужденного
С учетом интересов личности
осужденных в УИК РФ
Статья 109 УИК РФ определяет, что
воспитательная работа
Анализ этих норм приводит
к выводу о том, что
Исследование осужденного должно проникать во все подразделения учреждения, обеспечивая решение следующих задач: правильной классификации заключенных в пределах одного исправительного учреждения; установления соответствующего режима для каждой категории заключенных; разумной организации трудовых процессов; целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; правильного учета результатов пенитенциарного воздействия; повышения педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений.
Личность каждого осужденного есть одна из разновидностей личности преступника, которая, в свою очередь, представляет собой некую абстрактную модель – совокупность социальных и психологических признаков, характеризующих преступников как некий социальный и психологический тип, отличный от других типов. В своей основе личность осужденного во многом повторяет личность преступника.[15,C.245]
Действительно, лица, отбывающие наказание, не могут измениться полностью. Однако под воздействием новой среды, других преступников, собственных переживаний, факта изоляции, особенно, если он длителен, меняются их установки и жизненные цели, нравственные ценности и ориентиры, а следовательно, и мотивы, которые представляют собой смысл соответствующих поступков. Таким образом, меняется все поведение в период отбывания наказания и после освобождения.
В общем виде можно сказать,
что преступник, находящийся в
местах лишения свободы, - это
отчужденная и в то же
время психически зависимая от
внешних факторов личность. Его
личностные параметры следует
рассматривать в качестве
Исполнение наказания
в виде лишения свободы, как известно,
может способствовать еще более
глубокому отчуждению от позитивной
среды и ее ценностей, отрыву от семьи,
друзей, трудового коллектива. Поэтому
необходимо предпринять меры, в том
числе и психологические, которые
позволили бы в максимально возможной
степени «снять» указанные
1) необходимо всемерно
способствовать тому, чтобы тем
осужденным, личность которых
2) в отношениях тех
осужденных, которые не отличаются
отчужденностью, нужно принимать,
наряду с воспитанием у них
уважения к законам и
В этих целях вся воспитательная работа в исправительных учреждениях должна быть еще более гуманизирована, причем соответствующие меры следует принимать не только к «благополучным» осужденным, а ко всем. Эти меры более настойчиво и концентрированно должны осуществляться в отношении тех, кто больше других запущен в нравственно-педагогическом плане, многократно совершал преступления, упорно сопротивляется воспитательным усилиям, нарушает режим отбывания наказания и т.п.
Источником
получения информации о
Огромное значение в изучении
личности осужденного может
Наиболее широкое применение для этих целей нашли прежде всего анкетные (методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), 16-факторный вопросник Кеттела) и прожективные методы (методика «Незаконченных предложений»; цветовой тест Люшера; тест Маховер «Рисунок человека»; тематический апперцептивный тест (ТАТ); тест Роршаха). Однако такое тестирование должны проводить специально подготовленные сотрудники.[14, C.35]
Основные функции изучения
1.1. Психологический портрет личности осужденного
Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, связанное с ним выполнение социальных ролей и функций, отличных от тех, которые он выполнял,
находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических,
уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное количество преступников обладают однородными психологическими свойствами, среди которых ведущими
являются: импульсивность, агрессивность,
гиперчувствительность в
Информация о работе Психологическое изучение и коррекция личности осужденного