Психологическое изучение и коррекция личности осужденного

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Исследовать психологическое изучение личности осужденных и сущность индивидуально-профилактической работы с ними

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденного…….5
1.1. Психологический портрет личности осужденного………………..9
1.2. Динамика психических состояний осужденных………………….12
1.3. Типологизация личности осужденных……………………………14
Глава 2. Методы профилактической работы с осужденными………………..18
2.1. Индивидуально-профилактическая работа с осужденными……...18
2.2. Групповая профилактическая работа с осужденными……………24
2.3. Личность осужденного к моменту освобождения………………...28
Заключение………………………………………………………………………32
Литература ………………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсовая начало.docx

— 68.14 Кб (Скачать)

Забайкальский государственный  гуманитарно-педагогический университет  им. Н.Г. Чернышевского

 

Факультет психологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа по юридической психологии на тему:

 

Психологическое изучение и коррекция личности осужденного

 

 

 

 

 

 

Проверила: Пяткова О.А.

Выполнила: Резникова Ю.А.,

студентка 2 курса ОЗО (4,5)

 

 

 

 

 

Чита, 2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические предпосылки  изучения личности осужденного…….5

            1.1. Психологический портрет личности  осужденного………………..9

            1.2. Динамика психических состояний  осужденных………………….12

            1.3. Типологизация личности осужденных……………………………14

Глава 2. Методы профилактической работы с осужденными………………..18

           2.1. Индивидуально-профилактическая  работа с осужденными……...18

           2.2. Групповая профилактическая работа с осужденными……………24

           2.3. Личность осужденного к моменту  освобождения………………...28

Заключение………………………………………………………………………32

Литература ………………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Изучение особенностей личности преступников началось еще в конце Х1Х века. Психологические особенности личности заключенного (осужденного)  всегда интересовали и писателей, и ученых  (И.П.Башкатов, Ф.М.Достоевский,  В.Пикуль, Н.А.Стручков,   Г.Ф.Хохряков,  Н.М.Ядринцев,

П.Ф.Якубович и др.). Новый импульс криминологические исследования в нашей стране получили в 60-е годы прошлого столетия.  Но в тоже время углубленного изучения личности именно осужденных не проводилось,  что явилось следствием недопустимо медленного проникновения в науки пенитенциарного профиля и в пенитенциарную практику современных психологических методов.

           В первой половине 70-х годов проблемы психологии личности и

социальной среды осужденных начинают активно изучаться. В отечественной  пенитенциарной практике изучением  личности преступника занимались А.Д.Глоточкин,  М.Г.Дебольский,  В.Г.Деев,  А.Г.Ковалев, А.С.Михлин,  В.Ф.Пирожков,  В.М.Поздняков,  А.Р.Ратинов,  В.А.Семенов,  Ю.В.Славинская,  А.И.Ушатиков,  В.В.Яковлев,  и др. Имеются отдельные аспекты изучения личности осужденных (особенности направленности личности, ценностные ориентации, жизненные планы, самооценка, эмоционально-волевая сфера, влияние установок на поведение и др.), но комплексных исследований нет. На современной этапе развития отечественной психологии в пенитенциарной практике представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира  личности осужденного. Поэтому личность осужденного и по сей день активно изучается и эта тема достаточно актуальна.

            Лишение свободы и помещение в исправительное учреждение - это всегда крах жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающие в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которые в литературе часто называют «тюремным синдромом», протекают на фоне необходимости адаптации осужденных к условиям конкретного пенитенциарного учреждения. Обследования осужденных свидетельствуют, что наиболее острые негативные психические состояния осужденные испытывают в фазе первоначальной адаптации к условиям отбывания наказания (первые 3-5 месяцев). Так, для впервые лишившихся свободы типичны состояния фрустрации, депрессии, тоски. Внешне это может проявляться в апатии, отрешенности или в повышенной раздражительности по мелочам, агрессивности в отношении к окружающим (в том числе к сотрудникам учреждения) или к самому себе. Подобные проявления обусловлены как ломкой сложившихся стереотипов, так и затруднениями в общей ориентировке и утверждении в среде осужденных.

           Объектом курсовой работы является  личностная сфера осужденных.

           Предмет курсовой работы - психологическое изучение личности осужденных, находящихся в исправительном учреждении и методов профилактической работы с осужденными.

           Целью курсовой работы является исследовать психологическое изучение личности осужденных и сущность индивидуально-профилактической работы  с ними.

            Исходя из поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

  • изучить психологические особенности личности осужденного;
  • проследить динамику психических состояний осужденных в литературе;
  • изучить типологизацию осужденных;
  • изучить методы профилактической работы с осужденными;
  • и изучить личность осужденного к моменту освобождения.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические предпосылки изучения личности осужденного

         Личность осужденного находится  в центре внимания уголовно-исполнительного  законодательства. Сама идея ценности  человека, его прав и свобод  находит свое выражение уже  в первых статьях Уголовно-исполнительного  кодекса РФ. Так, согласно ст.1 УИК «уголовно-исполнительное законодательство  РФ имеет своими целями исправление  осужденных и предупреждение  совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами». Внимание к личности осужденных законодатель проявил и при определении задач уголовно-исполнительного законодательства, среди которых важное место занимает «охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации»(ч.2 ст.1 УИК РФ).

          С учетом интересов личности  осужденных в УИК РФ определяются  основные принципы исполнения  наказаний: законности, гуманизма,  демократизма, равенства осужденных  перед законом, дифференциации  и индивидуализации исполнения  наказаний, рационального применения  мер принуждения и средств  исправления, стимулирования правопослушного  поведения, соединения наказания  с исправительным воздействием. (ст.8 УИК РФ).

          Статья 109 УИК РФ определяет, что  воспитательная работа проводится  с учетом индивидуальных особенностей  личности и характера осужденных  и обстоятельств совершенных  ими преступлений. Поскольку воспитательная  работа по своему содержанию  носит психолого-педагогический  характер, уголовно-исполнительное  законодательство определяет лишь  основные ее формы и методы, в связи с чем администрации исправительного учреждения предоставляется возможность творчески применять наиболее эффективные средства, приемы и методы воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного.

           Анализ этих норм приводит  к выводу о том, что деятельность  исправительных учреждений направлена  в первую очередь на решение  психолого-педагогических задач, которому должно предшествовать всестороннее психологическое изучение личности различных категорий осужденных. Еще Ю.Ю. Бехтерев, подчеркивая важность изучения личности осужденного, отмечал:

           Исследование осужденного должно проникать во все подразделения учреждения, обеспечивая решение следующих задач: правильной классификации заключенных в пределах одного исправительного учреждения; установления соответствующего режима для каждой категории заключенных; разумной организации трудовых процессов; целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; правильного учета результатов пенитенциарного воздействия; повышения педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений.

           Личность каждого осужденного есть одна из разновидностей личности преступника, которая, в свою очередь, представляет собой некую абстрактную модель – совокупность социальных и психологических признаков, характеризующих преступников как некий социальный и психологический тип, отличный от других типов. В своей основе личность осужденного во многом повторяет личность преступника.[15,C.245]

Действительно, лица, отбывающие наказание, не могут измениться полностью. Однако под воздействием новой среды, других преступников, собственных переживаний, факта изоляции, особенно, если он длителен, меняются их установки и жизненные  цели, нравственные ценности и ориентиры, а следовательно, и мотивы, которые представляют собой смысл соответствующих поступков. Таким образом, меняется все поведение в период отбывания наказания и после освобождения.

            В общем виде можно сказать,  что преступник, находящийся в  местах лишения свободы, - это  отчужденная и  в то же  время психически зависимая от  внешних факторов личность. Его  личностные параметры следует  рассматривать в качестве объектов  индивидуального предупредительного  воздействия, каким, в сущности, и является исправление осужденных.

Исполнение наказания  в виде лишения свободы, как известно, может способствовать еще более  глубокому отчуждению от позитивной среды и ее ценностей, отрыву от семьи, друзей, трудового коллектива. Поэтому  необходимо предпринять меры, в том  числе и психологические, которые  позволили бы в максимально возможной  степени «снять» указанные негативные последствия отбывания наказания  в виде лишения свободы. Это должно реализовываться в двух основных направлениях:

1) необходимо всемерно  способствовать тому, чтобы тем  осужденным, личность которых дезадаптирована,  отчуждена, в период исполнения  наказания была обеспечена успешная  социализация, преодоление социально-психологической  изоляции, приобщение к социально-полезным  ценностям, включение в сферу  социально одобряемого общения;

2) в отношениях тех  осужденных, которые не отличаются  отчужденностью, нужно принимать,  наряду с воспитанием у них  уважения к законам и солидарности  с ними, меры для сохранения  связей с семьей, трудовыми коллективами  и т.д., «причастности» к жизни  в самом широком понимании.

В этих целях вся воспитательная работа в исправительных учреждениях  должна быть еще более гуманизирована, причем соответствующие меры следует  принимать не только к «благополучным» осужденным, а ко всем. Эти меры более настойчиво и концентрированно должны осуществляться в отношении тех, кто больше других запущен в нравственно-педагогическом плане, многократно совершал преступления, упорно сопротивляется воспитательным усилиям, нарушает режим отбывания наказания и т.п.

        Источником  получения информации о личности  осужденного могут быть:

  • беседы с ним и контакты, наблюдение за его поведением;
  • материалы личного дела, приговор и иные материалы уголовного дела, в особенности акты судебно-психологической, судебно-психиатрической или комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы;
  • переписка осужденного;
  • результаты оперативно-розыскной деятельности;
  • беседы с родными и близкими осужденного.

          Огромное значение в изучении  личности осужденного может иметь  применение психологических тестов. Использование специальных психологических  методик позволяет дать наиболее  полную психологическую характеристику  личности, вскрыть мотивы того  или иного поведения, решить  задачу профессиональной пригодности  и выбрать наиболее оптимальные  методы коррекции поведения.

           Наиболее широкое применение  для этих целей нашли прежде всего анкетные (методика многостороннего исследования личности (ММИЛ), 16-факторный вопросник Кеттела) и прожективные методы (методика  «Незаконченных предложений»; цветовой тест Люшера; тест Маховер «Рисунок человека»; тематический апперцептивный тест (ТАТ); тест Роршаха). Однако такое тестирование должны проводить специально подготовленные сотрудники.[14, C.35]

           Основные функции изучения личности  осужденного:

  • психодиагностическая – направлена на полное изучение индивидуальных и групповых характеристик осужденных;
  • прогностическая – дает оценку вероятного индивидуального и группового противоправного поведения осужденных;
  • профилактическая – направлена на реализацию способов целенаправленного воздействия на поведение осужденного;
  • профориентационная – связана с оценкой психической пригодности осужденного к определенным видам деятельности в условиях исправительного учреждения;
  • консультационная – ориентирована на оказание индивидуальной психологической помощи осужденным.

 

1.1.  Психологический портрет личности осужденного

         Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, связанное с ним выполнение социальных ролей и функций, отличных от тех, которые он выполнял,

находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических,

уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или  косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного.

          Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное количество преступников обладают однородными психологическими свойствами, среди которых ведущими

являются: импульсивность, агрессивность, гиперчувствительность в межличностных  взаимоотношениях, отчужденность и плохая социальная приспособленность. Направлением исследования становится выявление

Информация о работе Психологическое изучение и коррекция личности осужденного