Психологический портрет руководителя в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:39, научная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать психологический портрет руководителя, а так же основные характеристики и качества, составляющие психологический портрет руководителя.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть теоретический подход к изучению личности руководителя;
рассмотреть черты личности руководителя;
исследовать стили руководства;
проанализировать социально-биографические характеристики личности руководителя;

Содержание

Определение………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………….5
1 Теоретические и методологические аспекты изучения процесса руководства организациями……………………………………………………………………………7
1.1 Взгляды отечественных и зарубежных ученых на руководство организациями…………………………………………………………………………….7
1.2 Методы изучения психологического портрета руководителя ……………11
2 Эмпирическое исследование психологического портрета руководителя в сфере кафе быстрого питания (на примере ООО «Нордфуд»)……………………….17
2.1 Изучение руководителей кафе быстрого питания «Macdollar$»…………17
2.2 Рекомендации руководителю по эффективности управления организацией……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет руководителя в условиях рынка(1).doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Поскольку в психологическом  портрете  руководителя нами были выделены такие черты, как высокая эмпатийность, коммуникативная компетентность, интернальный локус контроля, были разработаны следующие рекомендации. Кроме того, нами учтена повешенная стрессогенность в работе руководителя и даны соответствующие рекомендации.

Итак, без умения принимать  точку зрения другого человека и  разделять ее для достижения согласия с ним, или его воодушевления, нет эффективного  руководителя. Это умение мы называем эмпатией. «Принимать точку зрения» на смысловом уровне восприятия означает «представить себя на месте другого человека», увидеть мир под его «углом». Представить себя на месте другого человека – не что иное, как стать им не время, временно настроившись на него, как на самого себя. Наше сознание может настраиваться, что дает нам возможность временно представить себя другим человеком, с другим жизненным опытом.

Известно, что эффективность коммуникаций в организации зависит от множества факторов. Один из самых значимых среди них - установление благоприятных отношений руководителя с подчиненными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. И хотя любое отношение - феномен, конечно, двусторонний, но от руководителя в данном случае зависит и соответственно требуется много больше, чем от подчиненного.

Для повседневного общения  с персоналом руководителю вполне достаточно следовать некоторым общим принципам взаимоотношений с подчиненными:

  • старайтесь управлять людьми по их «положительным отклонениям». Замечайте любые позитивные детали и приветствуйте их публично;
  • создавайте атмосферу доверия, показывайте подчиненным, что вы верите в их способности и возможности;
  • оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которые угодил подчиненный, а не его личность;
  • больше просите, чем приказывайте;
  • будьте терпимы к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчиненных;
  • не пренебрегайте компромиссами, уступками и т.п.;
  • не забывайте о приемах оптимизации коммуникативного общения, работая с подчиненными.

Приведем конкретный пример: рекомендации руководителю по тактике разговора с подчиненным, когда требуется вслух оценить его деловые качества.

1.   Сначала разговаривайте  с подчиненным о его работе  и только потом о нем самом.

2.   Прежде чем  сообщить работнику свою оценку, подведите его вопросами к тому, чтобы он сам себя оценил. Если самооценка человека выше вашей собственной оценки его, выясните причину расхождения.

3.   Упоминая о  недостатках в работе подчиненного, учитывайте, какова она в целом. Не давайте общую отрицательную оценку деятельности и личности подчиненного (чаще всего такая оценка несправедлива и оскорбительна для человека). Вы добьетесь большего, если вначале отметите достоинства (например, компетентность, опыт, добросовестность подчиненного), а затем четко укажете на конкретные ошибки, недостатки. Работнику, деятельность которого вас не удовлетворяет, ясно скажите, какова ваша оценка его труда. Подчеркните, что верите в него и поэтому не освобождаете его от работы.

4.   Хорошему работнику  дайте понять, что цените его  заслуги. Помните, что важнее развитие достоинств, чем исправление ошибок работников. Не скупитесь на уважительное и благодарственное слово, если работа выполнена хорошо, покажите, что вы довольны ею.

5.   Если недостатки  в работе возникли по вашей  вине, признайте это.

6.   Не говорите  с оцениваемым о других работниках.

7.   Не проводите  повторного разговора вскоре после того, как вы наказали и отчитали подчиненного.

Способность справиться с напряжением в течение нескольких минут или даже секунд – основное условие эмоционального выживания  и физического здоровья руководителя. Этому можно обучиться.

 Предстартовые состояния предшествуют событию, способному вызвать стресс. Переход в предстартовый период психически сильного, натренированного и опытного человека - это сигнал на мобилизацию резервов и их подготовку к действию. У незакаленного психически человека значительно повышается уровень тревожности (страха), который проявляется в несвойственной ему в обычном состоянии суетливости, разбросанности, многократных непродуктивных проигрываниях в уме предстоящих событий (на что, естественно, уходит время), в анализе событий с неблагоприятным итогом и размышлениях о негативных последствиях такого исхода. Появляется напряженность в отношениях с людьми, нарушается сон, нередко начинают давать о себе знать ранее перенесенные болезни.

Методы нейтрализации предстартовых состояний следующие:

1. Многократное осмысление события  с такой степенью детализации,  которая создает ощущение привычности  будущей ситуации и действий  в будущих условиях.

2. Практическое проигрывание своих  ролей участниками будущих событий. Чем больше таких репетиций, чем тщательнее они проведены, тем больше уверенность в успехе дела и тем большая вероятность снятия мешающих делу зажимов психики и уменьшения предстартовой апатии или предстартовой лихорадки.

3. Метод позитивного избирательного  вспоминания заключается в анализе своего личного опыта удачно закончившихся сложных жизненных ситуаций. Мысленное повторение всех уже разрешенных проблем - база для здорового состояния. Чем больше таких ситуаций со «счастливым» концом проанализировано (психика заполняется позитивным опытом), чем сложнее были эти удачно окончившиеся события, тем лучше. Вывод: «Я решал сложные проблемы, решу и эту».

4. Метод предельного усиления  возможной неудачи. Психологический  настрой человека на неудачный  результат снимает с него излишнее напряжение (ведь неудача все равно неизбежна) и позволяет в ответственный момент быть собранным и достаточно спокойным.

5. Метод - «Зеркало». Человек  знает, как меняется его лицо  в зависимости от внутреннего состояния; в известных пределах он может придавать лицу требуемое ситуацией выражение. Стоит в обычной обстановке посмотреть на себя в зеркало не торопясь и внимательно, а затем волевым путем придать ему выражение человека в уравновешенном состоянии, как по схеме обратной связи может сработать механизм стабилизации психики. Точно так же можно поступить с речью, уравновешенный эталон которой заранее записан на ленте магнитофона. В таком же ключе можно отрабатывать жестикуляцию, походку.

 

Заключение

 

Подводя итог теоретического обзора, сделаны следующие выводы.

1. Управление является  древнейшей областью человеческой  деятельности Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.

Процессы управления имеют место там, где осуществляется скоординированная деятельность людей для достижения определенных результатов.

2. Руководство и управление  – термины, имеющие различные  значения. Руководство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть руководство.

3. В работе проведено  разграничение понятий лидерства  и руководства. Если под руководством  мы понимаем процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой, то лидерство – это  процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга.

4. Говоря о психологическом  портрете руководителя и его  влияние на эффективность профессиональной деятельности, стоит отметить, что наиболее эффективным взаимодействием с персоналом будет характеризоваться руководитель, обладающий определенными личностными качествами, определяющими стиль его общения с персоналом, такими, как:

  • высокий уровень эмпатии;
  • высокий уровень коммуникативных способностей
  • интернальный локус контроля (в межличностном общении).

Исследованию того, каким  образом данные характеристики влияют на стиль общения руководителя с  персоналом и его эффективность посвящено практическое исследование.

С целью изучения влияние  стиля общения менеджера на эффективность его взаимодействия с персоналом нами было проведено исследование, в котором приняли участие 25 руководителей кафе быстрого питания «Macdollar$».

Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что качества, в совокупности, составляющие коммуникативную компетентность, являющуюся решающим фактором для эффективного взаимодействия менеджера и персонала, в частности, такие, как: эмпатия, локус контроля, общий уровень коммуникативной компетентности, - формируют стиль общения менеджера и оказывают непосредственное влияние на эффективность его взаимодействия с персоналом.

Руководители кафе быстрого питания «Macdollar$», имеющие высшее образование и проработавшие в сфере управления не менее трех лет, обладают различными стилями профессионально-деятельностного общения. Большую часть составляют руководители со стилем общения, ориентированным на людей (44%), что отчасти объясняет выбор ими профессии «человек-человек».

Руководители, имеющие  экстернальный локус контроля, в  большинстве демонстрируют невысокий уровень эмпатии и коммуникативных способностей.

Локус контроля руководителей, уровень эмпатии и уровень  коммуникативных способностей влияют на эффективность  общения руководителей с персоналом – так, наиболее высокие показатели по перечисленным позициям наблюдались у руководителей, продемонстрировавших стиль общения, ориентированный на людей.

Таким образом, нами выявлена взаимосвязь между стилем общения и такими профессионально значимыми личностными качествами руководителя, являющиеся одними из составляющих психологический портрет руководителя, как коммуникативная компетентность, эмпатия и локус контроля.

 

Список использованных источников

1

Анищенко, А.В. Искусство управлять общением [Текст] / А.В. Анищенко - Издательство: Налог ИНФО Статус- КВО,2009г., 376с . – ISBN 9-17-3285-39.

2

Вещунова, Н.Л. Влияние  личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек – человек» [Текст] / Н.Л. Вещунова- М.: 2010.- 178с. – ISBN 5-17-021679-3.

3

Захарьин, В.Р. Бизнес - коммуникации [Текст] / В.Р. Захарьин. -М.: ИНФРА-М, 2009.- 146с. – ISBN 5-09-013248-8

4

Козлова, Е.П. Маркетинговые  коммуникации [Текст] /  Е.П. Козлова. -М.: 2010.- 312с. – ISBN 5-09-015008-7.

5

Кондраков, Н.П. Как развивать навыки делового общения [Текст] / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 185с. – ISBN 5-717-2725-3.

6

Краснова, Л.П. Неформальная политическая коммуникация [Текст] / Л.П. Краснова-М.: «Юрист», 2009. -194с. – ISBN 5-7107-3360-1.

7

Лаврушина, О.И. Маркетинговые коммуникации [Текст] / О.И. Лаврушина - М.: 2009. - 186с.- ISBN 978-5-486-01319-5.

8

Ладутько, Н.И. Бизнес - коммуникации [Текст] / Н.И. Ладунько–  Мн.: «ФУАинформ», 2010. - 832с. -ISBN 5-85647-057-5.

9

Ладутько, Н.И. Психология и этика делового общения [Текст] / Н.И. Ладутько – Мн.: Книжный Дом, 2009. – 688с. -ISBN 5-08-004071-8.

10

Ефремова, К.А. Психология межличностного и делового общения [Текст] / К.А.Ефремова - 2009г.-с. 99, – ISBN 5-86-15235-21


Приложения

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение





Информация о работе Психологический портрет руководителя в условиях рынка