Психологический портрет руководителя в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:39, научная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать психологический портрет руководителя, а так же основные характеристики и качества, составляющие психологический портрет руководителя.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть теоретический подход к изучению личности руководителя;
рассмотреть черты личности руководителя;
исследовать стили руководства;
проанализировать социально-биографические характеристики личности руководителя;

Содержание

Определение………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………….5
1 Теоретические и методологические аспекты изучения процесса руководства организациями……………………………………………………………………………7
1.1 Взгляды отечественных и зарубежных ученых на руководство организациями…………………………………………………………………………….7
1.2 Методы изучения психологического портрета руководителя ……………11
2 Эмпирическое исследование психологического портрета руководителя в сфере кафе быстрого питания (на примере ООО «Нордфуд»)……………………….17
2.1 Изучение руководителей кафе быстрого питания «Macdollar$»…………17
2.2 Рекомендации руководителю по эффективности управления организацией……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет руководителя в условиях рынка(1).doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

 

Вид работы

Отчет по НИРМ

Название дисциплины

 

№ семестра, соответствующий  учебному плану

 

Тема

Психологический портрет  руководителя в условиях рынка

Фамилия магистранта

 

Имя магистранта

 

Отчество магистранта

 

№ контракта

 

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

 

Содержание

 

Определение………………………………………………………………………...3

Введение…………………………………………………………………………….5

1 Теоретические и методологические аспекты изучения процесса руководства организациями……………………………………………………………………………7

1.1 Взгляды отечественных  и зарубежных ученых на руководство  организациями…………………………………………………………………………….7

1.2 Методы изучения психологического портрета руководителя ……………11

2  Эмпирическое исследование  психологического портрета руководителя в сфере кафе быстрого питания (на примере ООО «Нордфуд»)……………………….17

2.1 Изучение руководителей кафе быстрого питания «Macdollar$»…………17

2.2 Рекомендации руководителю по эффективности управления организацией……………………………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………...28

Список использованных источников…………………………………………….30

Приложение………………………………………………………………………..31

Приложение………………………………………………………………………..32

Приложение………………………………………………………………………..37

Приложение………………………………………………………………………..38

Приложение ……………………………………………………………………….39

 

Определения

Понятие

Определение

1

Гибкость 

 способность реально  оценивать обстоятельства, адаптироваться  к ним, не меняя, при этом  принципиальных позиций.

2

Дисциплинированность 

 подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе.

3

Инициативность 

 умение действовать  энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.

4

Менеджмент 

 означает разработку (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально

5

Моделирование

 исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т. п.).

6

Настойчивость

 волевое свойство  личности, проявляющееся в упорном  стремлении достичь сознательно  поставленной цели.

7

Работоспособность

 способность длительно  выполнять работу с высокой  эффективностью.

8

Руководитель

 лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности.

9

Руководство

 это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя.

10

Самостоятельность

 способность осуществлять  деятельность, опираясь на собственные  возможности без чужой помощи.

11

Стиль руководства 

это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными.

12

Целеустремленность 

 умение поставить  четкую и ясную и стремится к ее достижению.


 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Реализация задач современной организации немыслима без руководителей-профессионалов, действующих в содружестве с должным образом подготовленными к работе в условиях рынка специалистами и привлекающих к управлению непосредственных участников производства. Популярнейшая формула 30-х гг. «кадры решают все» и в наше время не утратила актуальности, ведь возникшее на рубеже 70-80-х гг. застойные явления в общественном производстве напрямую были связаны с изъянами в управлении и прежде всего в работе с кадрами.

Современный руководитель является профессионалом в организации дел и управления. Решающим фактором в достижении цивилизованного предпринимательства и менеджмента выступает не только владение приемами их осуществления, но и наличие особых личностных качеств, составляющих так называемый психологический портрет руководителя.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема, сформулированы цели, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.

Гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что качества, являющиеся составляющими психологического портрета руководителя, в совокупности составляющие коммуникативную компетентность, являющуюся решающим фактором для эффективного взаимодействия руководителя и персонала, в частности, такие, как: эмпатия, локус контроля, общий уровень коммуникативной компетентности, - формируют стиль общения руководителя и оказывают непосредственное влияние на эффективность его взаимодействия с персоналом.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методики:

  • Для исследования стиля общения менеджера мы воспользовались методикой, предложенной А.В. Морозовым - «Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения».
  • Для исследования уровня эмпатии (т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей)  мы использовали методику Бойко В.В.
  • Для диагностики парциальных шкал локуса контроля мы использовали методику «Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности» (Е.Ф. Бажин. Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд).

Объектом исследования является руководитель. Предмет исследования – психологический портрет руководителя в условиях рынка.

Цель курсовой работы – проанализировать психологический портрет руководителя, а так же основные характеристики и качества, составляющие психологический портрет руководителя.

Данная цель реализуется  в работе на основе решения следующих  задач:

  • раскрыть теоретический подход к изучению личности руководителя;
  • рассмотреть черты личности руководителя;
  • исследовать стили руководства;
  • проанализировать социально-биографические характеристики личности руководителя;

Проблемы профессионализма и профессионала, выявление условий, при которых обеспечивается профессиональный рост, разрабатываются в плане  исследования продуктивного личностно-профессионального роста, профессионализма личности, субъективных условий и факторов развития профессионала. Большой вклад в разработку теоретических положений внесли В.С. Агапов, Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.П. Зазыкин, А.С. Карпенко, Б.Ф. Ломов, А.К. Маркова, В.Г. Михайловский, А.А. Реан, М.Ф. Секач, В.А. Сластенин, И.Н. Семенов, Л.А. Степнова, В.Д. Шадриков, и мн. др.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования расширенных знаний и результатов проведенного анализа в будущей профессиональной деятельности.

Основная часть

1 Теоретические и методологические аспекты изучения процесса руководства организациями

 

1.1 Взгляды отечественных и зарубежных  ученых на руководство организациями

Процесс лидерства может  быть достаточно противоречивым: мера «притязаний» лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера - значит в том числе выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других обстоятельствах, напротив, снижаться.

Важно отметить, что при рассмотрении проблемы лидерства в зарубежной психологии отождествляются понятия «лидер» и «руководитель» (хотя в немецком языке, в отличие от английского, существуют оба понятия). Подчеркнем, что для отечественных исследователей характерно выделять руководство и лидерство как два различных явления, присущих организованным общностям.

В рамках работы требует  отдельного рассмотрения проблема соотношения двух понятий - «управление» и «руководство». Управление выступает более широким понятием, означающим направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств. Понятие «управление» относится как к техническим («машина - машина»), социотехническим («человек - машина»), так и к социальным («человек - человек») системам. Руководство же есть частный случай управления. Его основные отличия в том, что руководство

  • ограничивается воздействием на людей и их общности;
  • предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;
  • призвано вызвать чью-то деятельность соответственно намерениям руководителя.

Понятия «менеджер» и  «лидер» не идентичны. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется в весьма туманных очертаниях или не видится вовсе. Основное же качество менеджера-управляющего - с наименьшими потерями реализовать увиденную цель.[1, С. 86]

Следовательно, руководство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управление есть руководство.

Основные различия между  лидерством и руководством сводятся к следующему:

  • содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе «по вертикали», то есть с точки зрения отношений доминирования и подчинения;
  • возникновение: руководство есть закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; соответственно этому руководитель обычно либо назначается официально, либо избирается, а лидер выдвигается стихийно.

Изложенные различия подводят нас к следующим определениям понятий «руководство» и «лидерство». Руководство есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается). [2, С. 69]

Руководство в большей  степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководство основано на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики.

В свою очередь, лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения.

Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. В идеале эти две роли выполняет один и тот же человек, но так, к сожалению, бывает не всегда. [5, С. 146]

Следует сказать несколько  слов и о стиле руководства. В отечественной литературе существует много определений понятия «стиль руководства», сходных между собой в своих основных чертах. Его можно рассматривать как комплекс систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействуя на подчиненных и общения с ними. «Чтобы раскрыть сущность стиля руководства, - считает Р.Х. Шакуров, - необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос о его функциях и структуре». общая функция стиля заключается, по его мнению, в адаптации деятельности руководителя к специфике условий ее существования. Эта функция рассматривается как единство двух частных функций – адаптации деятельности к особенностям:

  • объективных, внешних условий;
  • самого субъекта деятельности. [8, С. 43]

Первую из них Р. Х. Шакуров называет социальной, вторую – психологической функцией стиля.

Стиль руководства – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными.

Иными словами, это способ, которым начальник управляет  подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения.

Стиль руководства характеризует  не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем. Постоянно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использование оптимальных стилей руководства призваны способствовать повышению достижений и удовлетворенности работников.

Концепция стилей руководства  получили интенсивное развитие после второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с рядом не решенных проблем. Главные из проблем:

  • Трудности при определении эффективности стиля руководства. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей.
  • Сложность установления причинно-следственных связей между стилем руководства и эффективностью его использования. Обычно стиль руководства рассматривается как причина достижения определенного следствия – производительности сотрудников. Однако такое причинно-следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля. [6, С. 43]
  • Изменчивость ситуации, прежде всего внутри самой организации. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условия, но эти условия не остаются неизменными. С течением времени и руководитель, и сотрудники могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль не эффективным, а оценку его использования – недостоверной.

Информация о работе Психологический портрет руководителя в условиях рынка