Психологический портрет руководителя в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:39, научная работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать психологический портрет руководителя, а так же основные характеристики и качества, составляющие психологический портрет руководителя.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть теоретический подход к изучению личности руководителя;
рассмотреть черты личности руководителя;
исследовать стили руководства;
проанализировать социально-биографические характеристики личности руководителя;

Содержание

Определение………………………………………………………………………...3
Введение…………………………………………………………………………….5
1 Теоретические и методологические аспекты изучения процесса руководства организациями……………………………………………………………………………7
1.1 Взгляды отечественных и зарубежных ученых на руководство организациями…………………………………………………………………………….7
1.2 Методы изучения психологического портрета руководителя ……………11
2 Эмпирическое исследование психологического портрета руководителя в сфере кафе быстрого питания (на примере ООО «Нордфуд»)……………………….17
2.1 Изучение руководителей кафе быстрого питания «Macdollar$»…………17
2.2 Рекомендации руководителю по эффективности управления организацией……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет руководителя в условиях рынка(1).doc

— 337.50 Кб (Скачать)

Несмотря на эти и  некоторые другие трудности, стили руководства являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства.

Определить стиль руководства  можно 2-я способами:

  1. Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля руководства, который использует начальник по отношению к подчиненным.
  2. С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование в процессе достижения целей организации.

Вслед за отечественной  исследовательницей А.А. Русалиновой будем рассматривать стиль руководства как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».

К числу объективных, внешних условий, формирующий стиль  руководства на том или ином конкретном управленческом уровне, можно отнести, как отмечают А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин, характер коллектива (производственный, научно-исследовательский т.д.), специфику стоящих задач (очередные, привычные или срочные, непривычные), условия выполнения этих задач (благоприятные, неблагоприятные или экстремальные), способы и средства деятельности (индивидуальные, парные или групповые). [4, С. 29]

Наряду с указанными особо выделяется такой фактор как  уровень развития коллектива. Индивидуально психологические особенности того или иного руководителя вносят своеобразие в его управленческую деятельность. На основе соответствующей трансформации внешних влияний каждый руководитель проявляет присущий ему индивидуальный стиль руководства. В следующем разделе мы рассмотрим индивидуальные психологические особенности руководителя, влияющие на эффективность его профессиональной деятельности.

 

1.2 Методы изучения психологического портрета руководителя 

Известны различные  подходы к оценке руководителей  и работников, претендующих на руководящие  должности. Хотя во всех случаях непосредственная задача здесь заключается в оценке качества выполняемого труда, само его понимание нередко оказывается различным и даже противоречивым. Распространенный в хозяйственных системах прием определения эффективности работы посредством сопоставления результата и затрат неприемлем для сферы управления, поскольку здесь результаты неоднозначны и далеко не всегда поддаются точному измерению, а затраты времени в силу творческого характера и разнообразия содержания труда руководителей вряд ли уместно использовать как базу для расчета. Сказанное объясняет многообразие подходов и сопряженное с этим известное несовершенство методики и практики оценки качеств руководителей и претендентов. Однако в этом многообразии все же можно достаточно четко вычленить два подхода, суть которых сводится к оценке, во-первых, личных качеств и, во-вторых, результатов деятельности руководителя. Иногда принято обособлять и третий подход, который сводится к оценке собственно управленческой деятельности - вклада руководителя в общий итог работы, зависящий от того, насколько успешно он осуществляет свои служебные функции. Вслед за этим определяют методы и процедуры оценки.

При комплексном подходе выбор  критериев и содержание оценки зависят прежде всего от того, насколько правильно понят объект оценки. Объектами в этом случае являются:

  • психологические качества;
  • результаты деятельности, выражающиеся во вкладе в совершенствование деятельности самого аппарата управления и в общие конечные итоги функционирования руководимой этим аппаратом системы;
  • сам труд (его временные и качественные характеристики). [9, С. 51]

Поскольку в нашей  работе мы рассматриваем непосредственно  психологические качества руководителя, отметим, что в отечественной литературе нет недостатка в описании всевозможных трудностей на этом пути и замечаний по поводу того, что вопрос о методах и критериях оценки кандидатов является одним из самых сложных и малоисследованных.

Однако представляется, что истинное положение в этой области несколько драматизируется. Инструментарий, с помощью которого можно определить качества руководителя и даже его перспективные возможности, существует. Но для получения максимально исчерпывающих сведений изучать личность следует как органическое целое, как единство множества взаимодействующих качеств. Ведь поведение человека, логика его помыслов и действий обусловлены не теми или иными отдельными качествами, а их сложным сочетанием. Различные подходы к оценке руководителя взаимосвязаны и дополняют друг друга. [10, С. 73]

Методы изучения психологического портрета руководителя призваны установить, есть ли у претендента качества, включаемые в содержание его психологического портрета, измерить и отобразить степень их развитости в соответствующей совокупности показателей. Конкретные методы выбирают с учетом того, какие измеряются качества: 

  • общие (необходимые каждому руководителю) или специфические (присущие отдельным категориям руководителей);
  • медленно изменяющиеся или обладающие высоким динамизмом;
  • имеющие приоритетное значение (вплоть до введения коэффициента важности различных качеств для конкретных должностей) или вторичные.

Различаются следующие  методы изучения психологического портрета руководителя:

  • количественные, используемые для получения определенных числовых значений измеряемых качеств (в баллах или коэффициентах);
  • качественные (описательные), основанные на изучении документов и других письменных источников (материалов бесед, опросов, наблюдений, приказов, тестирования, публикаций в печати и др.) с целью выявления характера взаимоотношений с подчиненными, коллегами и общественными организациями, меры самостоятельности действий, умения вести в коллективе воспитательную работу и др.;
  • комбинированные, сочетающие в себе достоинства методов, первых двух групп, позволяющие на базе исходных описательных характеристик получать числовую оценку качеств руководителя (претендента).

При прочих равных условиях предпочтительнее количественные измерители, описательные большей частью применяются для характеристики творческой (мыслительной) деятельности, не поддающейся количественной оценке. Большинство используемых сегодня методов изучения психологического портрета руководителя являются описательными. Это дает возможность установить наличие или отсутствие у руководителя (претендента) тех или иных качеств, но не гарантирует точность оценок.

Для оценки качеств широко применяются также методы, основанные на моделировании обстановки (имитации условий), в которой претенденту предстоит работать. Они позволяют выявлять не только личные достоинства, но в известной мере и результаты руководящей деятельности. Чем точнее моделирование, тем выше обоснованность оценки качеств руководителя (претендента) и прогнозирования его служебного продвижения. [3, С. 108]

Вместе с тем признается целесообразным использование прогностических и практических методов изучения требуемых качеств. Прогностические методы базируются на информации, собираемой для построения модели-гипотезы будущей деятельности претендента в данной должности. Источниками информации служат анкетные сведения, характеристики, материалы аттестаций, психологических тестов и бесед, отзывы руководителей, подчиненных и равных по статуту коллег. Практические методы, применяемые для проверки способности кандидата к выполнению заданных управленческих функций с целью подтвердить или опровергнуть модель-гипотезу, реализуются в формах временного назначения на должность работника, осуществляющего такие же или аналогичные функции, периодической стажировки на руководящих должностях и др. Меру сложности и длительность программы испытаний определяют в зависимости от уровня и места данной должности в иерархии управления.

При наличии достаточной  информации уже на этапе построения модели-гипотезы может выясниться непригодность кандидата к данной должности ввиду явного преимущества остальных кандидатов. В этом случае отпадает необходимость в практической проверке. Но когда такая потребность возникает, программу проверки надлежит разрабатывать самым тщательным образом. Проверку качеств предполагаемых руководителей следует осуществлять в обстановке, максимально приближенной к условиям их будущей работы.

Существует мнение, что все качества руководителя (претендента) могут быть обнаружены через его поведение в процессе должным образом организованных испытаний. Главное здесь сводится к тому, чтобы найти ответ на вопросы: по каким меркам следует определять пригодность специалиста к роли руководителя; исходя из каких критериев смогут работники кадровых служб и вышестоящие руководители выделить конкретного человека из среды равных по положению кандидатов на руководящую должность? Видимо, упор следует делать не на расширение и без того большого перечня обязательных качеств, а на усовершенствование порядка оценки руководителей по некоторой ограниченной, но обоснованной совокупности требований, которым обязан удовлетворять претендент на руководящую должность.

Показатели, в которых  выражаются результаты оценки, оправдывают себя только в том случае, если отображают и с достаточной полнотой раскрывают содержание качеств, которым обязан удовлетворять руководитель. В каждом конкретном случае вопрос должен решаться с учетом обстоятельств, а не некоего универсального набора показателей, тем более что отдельные показатели имеют различную, значимость для конкретных целей оценки работников различных уровней и различных систем. Все это свидетельствует в пользу того, что базовый набор показателей оценки следует модифицировать применительно к изменяющимся обстоятельствам.

Процедура исследования определяет порядок выполнения операции по оценке качеств работников в соответствии с принятыми критериями, регламентирует процесс непосредственно самого исследования и, наконец, порядок принятия решения по результатам оценки.

Важно определить, кто  производит исследование. Субъектами исследования могут быть:

  • непосредственный руководитель;
  • вышестоящий руководитель;
  • коллеги по работе;
  • подчиненные;
  • служба кадров;
  • другие функциональные службы (труда и зарплаты, материально-технического обеспечения и т.д.);
  • специально сформированные комиссии;
  • сам работник (самооценка). [7, С. 33]

В их числе особенно высоко котируется непосредственный руководитель испытуемого, поскольку он, во-первых, лучше, чем кто-либо, знаком с личностью и результатами деятельности претендента, а во-вторых, заинтересован в его хорошей работе, а значит, беспристрастен в оценке (хотя, разумеется, возможны и исключения из этого правила).

Вслед за этим рекомендуется выбрать место, где производится исследование:

  • в подразделении, в котором трудится претендент;
  • в другом подразделении той же хозяйственной системы (в отделе кадров, в специально созданной комиссии и пр.);
  • вне этой системы.

Место исследования выбирают с учетом ее целей (подбор, продвижение в должности, повышение оплаты труда и др.) и необходимости обеспечения квалифицированной оценки. Если, к примеру, решается вопрос о подборе или перемещении работника, то оценка производится, как правило, на том уровне, которому предоставлены полномочия по подбору и расстановке руководителей данной категории.

Исследование рекомендуется  производить в обстановке, в которой  претендент чувствует себя раскованно и проявляет готовность достоверно характеризовать свои качества. При этом в первую очередь необходимо выявить его способность решать общие, а не частные задачи управленческой деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что исследование ни при каких  обстоятельствах не может рассматриваться в качестве способа выявления недостатков в личностей деятельности работника, для его дискредитации. Каждый претендент должен быть убежден, что исследование проводится в интересах не только системы, но и его самого, и помогает точнее определить ту сферу приложения его способностей, в которой он с наибольшей результативностью сможет реализовать свой потенциал и получить сравнительно большую возможность продвижения по служебной лестнице. Такое восприятие функций исследования обладает и тем преимуществом, что снижает вероятность приукрашивания претендентом своих достоинств.

2  Эмпирическое исследование  психологического портрета руководителя  в сфере кафе быстрого питания  (на примере ООО "Нордфуд")

 

2.1 Изучение руководителей кафе быстрого питания «Macdollar$»

Кафе быстрого питания  «Macdollar$» - это предприятие общественного питания, открыто от организации ООО "Нордфуд", город Норильск.

Полное наименование организации – Общество с ограниченной ответственностью «Нордфуд». Сокращенное наименование ООО «Нордфуд».

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием на русском и иностранном языках, и символикой установленного образца, угловой штамп, эмблему и товарный знак, фирменные бланки, расчетный, валютный и иные счета в банках, как по месту нахождения, так и по месту реализации продукции и услуг, обладает обособленным имуществом, основанными и оборотными средствами.

Общество вправе заниматься любой хозяйственной, производственной, внедренческой, коммерческой, предпринимательской, посреднической и/или любой иной деятельностью, за исключением той, которая запрещена законодательством Российской Федерации, а также государств, на территории которых действует Общество.

Общество вправе от своего имени заключать договоры, контакты, сделки, соглашения, приобретать земельные, имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

Целью деятельности ООО «Нордфуд» является получение прибыли, а также выполнение профессиональных работ и услуг.

Информация о работе Психологический портрет руководителя в условиях рынка