Психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 07:24, реферат

Описание работы

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально- психологического климата коллектива. Роль морально – психологического климата в жизнедеятельности личности и коллектива трудно переоценить. Он является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и благополучия человека, в первую очередь – морального, его работоспособности, производительности труда.

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Юмор

     Юмор  ведет к сублимации конфликта. В  результате конфликт не исчезает, но острота  ситуации заметно ослабевает.

     Юмор  представляет собой разновидность разрядки напряженности, которая позволяет «выпустить пар», вызывает чувство удовлетворенности и способствует разрешению проблем. Юмор сплачивает группу, наглядно демонстрируя наличие общих черт у конфликтантов. Завершить конфликт можно с помощью урегулирования или разрешения.

     По  роду своей деятельности менеджеры  нередко оказываются в числе  конфликтующих субъектов. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Конфликт способен иметь разрушительные или конструктивные последствия. Здесь многое зависит от того, как конфликт управляется, и какие используются пути его разрешения. Главная задача любого руководителя заключается в том, чтобы решать возникающие проблемы на ранних стадиях развития противоречий, не допускать эскалации конфликта.

     Стресс  – это напряженное состояние  организма человека, как физическое, так и психическое. Стресс может  быть предвестником конфликта, стресс сопровождается с конфликтной ситуацией, напряженное состояние, при не разрешенном конфликте в большей или меньшей степени остается после него. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.

     Стрессовые  ситуации возникают как дома, так  и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма – стрессовое напряжение, его основные признаки и причины. 
 

     2.1   Природа и причины конфликта 
 

     При анализе межличностных конфликтов можно использовать подход, предложенный В. Линкольном, выделяющим причины конфликтов, которые подразделяются на пять основных видов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные.

Информационные  причины связаны с неприемлемостью информации для одной из сторон. Информационными причинами могут быть:

  • неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;
  • слухи, невольная дезинформация;
  • преждевременная информация и информация, переданная 
    с опозданием;
  • ненадежность источников информации или данных;
  • неточность переводов и сообщений в средствах массовой информации;
  • нежелательное обнародование информации;
  • некорректная интерпретация использованного языка;
  • спорное толкование вопросов законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т.п.

    Поведенческие причины – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон. В межличностных отношениях типичными поведенческими причинами, вызывающими конфликтные ситуации являются:

  • стремление к превосходству;
  • проявление агрессивности;
  • проявление эгоизма;
  • угроза личной безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной);
  • подрыв личной самооценки;
  • неоправдание положительных ожиданий, нарушение обещаний;
  • дискомфортное окружение работника;
  • непредсказуемое поведение.

    Причины отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами. Часто такая неудовлетворенность порождается не только уже сложившимся взаимодействием, но и неприемлемостью для одной из сторон предложений относительно его дальнейшего развития.

    Важнейшими  причинами отношений являются:

  • вклад сторон в отношения, баланс сил в отношениях;
  • важность отношений для каждой из сторон;
  • совместимость ценностей сторон, их поведения, личных или
  • профессиональных целей и личного общения;
  • различия в образовательном уровне, классовые различия;
  • история отношений, их длительность, негативный осадок 
    от прошлых конфликтов, уровень доверия и авторитетности;
  • ценности групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.

Ценностные  причины связаны с принципами, которые провозглашаются или отвергаются, которых придерживаются стороны и которыми пренебрегают, о которых забывают или сознательно и даже намеренно нарушают.

Ценности  могут различаться по силе действия и по важности. Они

  • обычно описываются как:
  • личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения, приоритеты);
  • групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нужды и нормы;
  • способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;
  • религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
  • традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем;
  • способы и методы оценки уместности, эффективности, справедливости, практичности, реалистичности; отношение к прогрессу или переменам, сохранению старого статус-кво.

Зафиксированные причины – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от желаний сторон, которые трудно или даже невозможно изменить. Они требуют для преодоления больших материальных, физических, интеллектуальных и других ресурсов. Это, например, такие причины, как закон, возраст, ранги сторон, фиксированные даты, технологически необходимое время, доходы, доступность техники и других средств.

В реальной жизни «чистые», т.е. обусловленные  только одной группой причин, конфликты, как правило, встречаются крайне редко. 
 

     2.2 Типы конфликтов 
 

     Ниже  приведены четыре основных типа конфликта. Нередко встречаются конфликты  смешанного типа.

     Внутриличностный  конфликт

     Бывает, что человек формирует реально  недостижимые или несовместимые  цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты, понимаемые как борьба между конкурирующими мотивационными тенденциями, одна из которых создает у человека положительное отношение к цели, стремление приблизиться к ней, а другая – отрицательное отношение, стремление ее избежать.

Существуют  следующие типы внутриличностных конфликтов:

-конфликт реакций типа «приближение-приближение», когда субъект, подобно Буриданову ослу, никак не может выбрать один из двух страстно желаемых им предметов;

- конфликт типа «избегание-избегание», когда человек хотел бы избежать и Сциллы, и Харибды;

-конфликт типа «избегание-приближение», когда цель одновременно и притягивает, и отталкивает человека.

     Межличностный конфликт

     Это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.

     Конфликт между  личностью и группой

     Между отдельной личностью и группой  может возникнуть конфликт, если эта  личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

     Межгрупповой конфликт

     Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых  лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Подобно людям, группы могут соперничать не только за деньги и власть, но также за престиж и признание. В результате соперничества в группе может смениться лидер. Обычная реакция руководителя в такой ситуации – усиление формального контроля за групповой деятельностью. Иной руководитель, проанализировав конфликт, может предпочесть сложить с себя полномочия, но большинство «лидеров» не желает мириться с поражением и переходит к более жесткому командному стилю.

     Хотя  теоретически все группы в организации  работают ради одной и той же цели, они, конечно же, имеют разные интересы. К тому же многие группы обычно считают свою нагрузку нереальной, а оценку труда несправедливой. В крайних проявлениях это ведет к полному смещению целей. 
 

     2.3 Методы разрешения конфликтов 
 

     Разъяснение требований к работе

     Это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный  конфликт. Нужно разъяснить, какие  результаты ожидаются от каждого  сотрудника и подразделения. Здесь  должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.

     Координационные и  интеграционные механизмы

     Это ещё один метод управления конфликтной  ситуацией. Один из самых распространённых механизмов – цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.

     Не  менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные  группы, целевые группы, совещания между отделами. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями – отделом сбыта и производственным отделом-то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

     Общеорганизационные комплексные цели

     Эффективное осуществление этих целей требует  совместных усилий двух или более  сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики – направить усилия всех участников на достижение общей цели. Компьютерная компания «Apple» всегда раскрывает содержание комплексных общеорганизационных целей, чтобы добиться большей слаженности в деятельности всего персонала. Не менее яркий пример – компания «McDonalds», имеющая сеть недорогих ресторанов быстрого обслуживания по всему миру. С самого начала строительства этой империи руководство уделяло внимание не только ценам, качеству и доле рынка. Оно считало (и, надо полагать, считает и сейчас), что действительно оказывает услугу людям с ограниченными средствами, и эта «социальная миссия» придала больший вес оперативным целям. Поварам и официантам, работающим под вывеской «McDonalds» легче соблюдать жесткие стандарты в контексте помощи обществу.

Информация о работе Психологический климат в коллективе