Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические аспекты взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность педагогического взаимодействия воспитателя с дошкольниками.
2. Выявить лидерские качества у детей дошкольного возраста.
3. Изучить условия, создаваемые воспитателем для развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Взаимодействие воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств
1.1. Психологический портрет лидера……………………………………………………4
1.2 . Проявление лидерских качеств у
детей дошкольного возраста ………………………………………………………….6
1.3. Условия развития лидерских качеств………………………………………………11
Глава 2. Выявление лидеров в группе детского сада и развитие лидерских качеств
2.1. Выявление лидерских качеств у детей дошкольного возраста…..16
2.2. Результаты изучения взаимодействия воспитателя
с дошкольниками по развитию лидерских качеств ……………………..22
2.3. Методы развития лидерских качеств у
детей дошкольного возраста………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………..............28
Приложение……………………………………………………………………………………………29
Особые
проблемы, связанные с регулированием
межличностных отношений
Я проводила исследование в разновозрастной группе и мне было очень интересно наблюдать за детьми. У некоторых детей из-за разницы в возрасте не получалось вместе играть, но если игра и начиналась, то была недолгой. На занятиях тоже были проблемы. Старшие дети знали больше, чем младшие. Поэтому, если воспитатель не будет контролировать взаимоотношения в разновозрастной группе, то отношения между детьми могут быть антигуманными. Старшие дети занимают позицию ведущего, демонстрируя ему свою силу. Младшие дети чувствуют себя подавленными, у них низкая самооценка. У старших детей формируется эгоистичная направленность.
Поэтому воспитателю необходимо сделать взаимоотношения между детьми гармоничными, т.е. так, чтобы в группе был благоприятный микроклимат для общения между детьми независимо от возраста.
Нужно
вызвать заинтересованность в совместной
деятельности, учить сотрудничать.
Для этого воспитатель
- включение младших детей в игры старших;
-
приобщение детей к играм с
большим количеством
-
стимулирование к
-
включение детей разных
-
включение детей разных
- помощь старших детей младшим в повседневной жизни (помочь одеться на прогулку, помочь при выполнении какого-либо поручения и т.д.).
Благодаря выполнению этих методов в разновозрастной группе складывается благоприятный микроклимат. Межличностные взаимоотношения и укрепление психологического здоровья воспитанников будут более успешны тогда, когда работа осуществляется комплексно, с применением игры, других значимых для ребёнка видов деятельности.
Заключение
Дошкольный возраст – время, когда у ребёнка формируется самооценка, произвольность поведения, усваиваются нормы и правила поведения. Воспитатель – значимый для ребёнка человек в детском саду, он входит в его микросреду. Дошкольник стремится во всём подражать педагогу: его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его поведению в целом. Важно, чтобы ребёнок видел перед собой достойный образец для подражания.
Феномен
лидерства является одним из самых
изучаемых и практически
Сегодня лидер – это не злой гений, который стремится подавить окружающих, подчинить их своей воле, и не статуя на высоком, недосягаемом, отстраненном от людей пьедестале.
Лидер – это человек, который может повести за собой других, это создатель новых, передовых идей. Его главными качествами должны являться надежность, готовность прийти на помощь в трудную минуту, целеустремленность, энтузиазм, чувство юмора. Он должен обладать организаторскими способностями, верить в свои силы, быть убедительным в речи. Настоящий лидер должен иметь доброе сердце, думать о других людях, считаться с их интересами.
Воспитание ребенка в коллективе – важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств. Лидер – дошкольник – это, прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.
Для изучения личных взаимоотношений, существующих в группе детского сада, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в системе взаимоотношений, я использовала социометрическую методику, для того, чтобы выявить лидера в группе детского сада «Фантазеры».
По результатам исследования, с помощью социометрической матрицы, я выявила лидера в разновозрастной группе «Фантазеры».
Лидером стал Рыбенок Павел (6 лет).
Больше всего отклонений получила Агажельская Даша (5 лет)
Также в этой группе есть двое детей, которых не выбрал никто. Это мальчик – Терпимов Дима, и девочка – Лебедева Алеся.
Через некоторое время я провела другое исследование, изучила взаимоотношения между детьми в этой же разновозрастной группе «Фантазёры».
Получилось,
что статусное положение
II «принятые» - 12 детей;
III «непринятые» - 5 детей.
I, II статусные категории не выявились.
Результат показал: УБВ в группе – средний.
Важным фактором психического развития дошкольников является его общение со сверстниками.
Поэтому,
для того, чтобы в группе было
как можно меньше «непринятых» детей,
отвергнутых, чтобы дети все себя
чувствовали лидерами в определённом
виде деятельности, я, как будущий
воспитатель, начала проводить с
детьми разнообразные коррекционные
работы: подвижные игры, игры – драматизации,
сюжетно-ролевые игры, беседы, конкурсы.
Пыталась сделать так, чтобы дети
проявляли свои творческие способности,
проявляли инициативу.
Список литературы
Приложение
1
Социограмма
– мишень группы, состоящей из 17
человек: квадрат – мальчики, круг
– девочки, синяя стрелка –
выборы, красная стрелка – отклонения.