Психологический аспект взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические аспекты взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность педагогического взаимодействия воспитателя с дошкольниками.
2. Выявить лидерские качества у детей дошкольного возраста.
3. Изучить условия, создаваемые воспитателем для развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Взаимодействие воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств
1.1. Психологический портрет лидера……………………………………………………4
1.2 . Проявление лидерских качеств у
детей дошкольного возраста ………………………………………………………….6
1.3. Условия развития лидерских качеств………………………………………………11
Глава 2. Выявление лидеров в группе детского сада и развитие лидерских качеств
2.1. Выявление лидерских качеств у детей дошкольного возраста…..16
2.2. Результаты изучения взаимодействия воспитателя
с дошкольниками по развитию лидерских качеств ……………………..22
2.3. Методы развития лидерских качеств у
детей дошкольного возраста………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………..............28
Приложение……………………………………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 111.26 Кб (Скачать)

       Особые  проблемы, связанные с регулированием межличностных отношений возникают  в разновозрастной группе. Такие  детские объединения имеют ряд  преимуществ перед одновозрастной группой.

       Я проводила исследование в разновозрастной  группе и мне было очень интересно  наблюдать за детьми. У некоторых  детей из-за разницы в возрасте не получалось вместе играть, но если игра и начиналась, то была недолгой. На занятиях тоже были проблемы. Старшие дети знали  больше, чем младшие. Поэтому, если воспитатель  не будет контролировать взаимоотношения  в разновозрастной группе, то отношения между детьми могут быть антигуманными. Старшие дети занимают позицию ведущего, демонстрируя ему свою силу. Младшие дети чувствуют себя подавленными, у них низкая самооценка. У старших детей формируется эгоистичная направленность.

       Поэтому воспитателю необходимо сделать  взаимоотношения между детьми гармоничными, т.е. так, чтобы в группе был благоприятный  микроклимат для общения между  детьми независимо от возраста.

       Нужно вызвать заинтересованность в совместной деятельности, учить сотрудничать. Для этого воспитатель применяет  различные методы. Так как ведущий  вид деятельности – это игра, то нужно в разновозрастной группе, чтобы игровая деятельность была совместной:

       - включение младших детей в  игры старших;

       - приобщение детей к играм с  большим количеством участников, где имеются роли одинаковые  по назначению и содержанию  игровых действий, но выполнение  игровых действий одним участником  относительно независимо от других (например, библиотека);

       - стимулирование к использованию  в игре старшими и младшими  детьми взаимозависимых ролей  с разным содержанием игровых  действий, когда при выходе из  игры одного из участников  игра расстраивается, разрушается;

       - включение детей разных возрастов  в игра-шутки, игры-забавы, праздники, развлечения, игры-эстафеты;

       - включение детей разных возрастов  в театральную деятельность: игры-драматизации, показ старшими детьми сценки  для младших детей;

       - помощь старших детей младшим  в повседневной жизни (помочь  одеться на прогулку, помочь при выполнении какого-либо поручения и т.д.).

       Благодаря выполнению этих методов в разновозрастной  группе складывается благоприятный  микроклимат. Межличностные взаимоотношения  и укрепление психологического здоровья воспитанников будут более успешны тогда, когда работа осуществляется комплексно, с применением игры, других значимых для ребёнка видов деятельности.

       Заключение

       Дошкольный  возраст – время, когда у ребёнка  формируется самооценка, произвольность поведения, усваиваются нормы и  правила поведения. Воспитатель  – значимый для ребёнка человек  в детском саду, он входит в его  микросреду. Дошкольник стремится во всём подражать педагогу: его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его поведению в целом. Важно, чтобы ребёнок видел перед  собой достойный образец для  подражания.

     Феномен лидерства является одним из самых  изучаемых и практически непознанных.

     Сегодня лидер – это не злой гений, который  стремится подавить окружающих, подчинить  их своей воле, и не статуя на высоком, недосягаемом, отстраненном от людей  пьедестале.

     Лидер – это человек, который может  повести за собой других, это создатель  новых, передовых идей. Его главными качествами должны являться надежность, готовность прийти на помощь в трудную  минуту, целеустремленность, энтузиазм, чувство юмора. Он должен обладать организаторскими способностями, верить в свои силы, быть убедительным в речи. Настоящий  лидер должен иметь доброе сердце, думать о других людях, считаться  с их интересами. 

       Воспитание  ребенка в коллективе – важнейшее  условие всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств. Лидер – дошкольник –  это, прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и  повести их за собой.

     Для изучения личных взаимоотношений, существующих в группе детского сада, а также  для определения места, занимаемого  каждым членом группы в системе взаимоотношений, я использовала социометрическую методику, для того, чтобы выявить лидера в группе детского сада «Фантазеры».

    По  результатам исследования, с помощью  социометрической матрицы, я выявила  лидера в разновозрастной группе «Фантазеры».

    Лидером стал Рыбенок Павел (6 лет).

    Больше  всего отклонений получила Агажельская  Даша (5 лет)

      Также в этой группе есть  двое детей,  которых не выбрал  никто. Это мальчик – Терпимов  Дима, и девочка – Лебедева  Алеся.

    Через некоторое время я провела  другое исследование, изучила взаимоотношения  между детьми в этой же разновозрастной  группе «Фантазёры».

       Получилось, что статусное положение каждого  ребёнка в группе распределилось по условным статусным категориям:

       II «принятые» - 12 детей;

       III «непринятые» - 5 детей.

       I, II статусные категории не выявились.

       Результат показал: УБВ в группе – средний.

       Важным  фактором психического развития дошкольников является его общение со сверстниками.

       Поэтому, для того, чтобы в группе было как можно меньше «непринятых» детей, отвергнутых, чтобы дети все себя чувствовали лидерами в определённом виде деятельности, я, как будущий  воспитатель, начала проводить с  детьми разнообразные коррекционные  работы: подвижные игры, игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры, беседы, конкурсы. Пыталась сделать так, чтобы дети проявляли свои творческие способности, проявляли инициативу. 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Панько Е.А.Воспитатель дошкольного учреждения. Психология. Мн., 2006.
  2. Панько Е. А., Коломинский Я. Л. Психология детей 6-ти летнего возраста. Минск 1997.
  3. Панько Е.А., Коломинский Я. Л. Детская психология. Мн., 1988 . С.285-289
  4. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000. С.5-7
  5. Буре Р.С., Островская Л. Ф.Воспитатель и дети.
  6. Семенова М.Л. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в исследовательской деятельности // Воспитатель. 2007. №6. С.93-97
  7. Сваталова Т.А. Педагогика общения// Воспитатель. 2007. №6. С.98-102
  8. Воспитываем ребенка-лидера // Дошкольное воспитание 2006. №5. С.23-25
  9. Котляров И.В., Рысюкевич Н.С. Формирование лидерских качеств как целенаправленный и управляемый процесс //Адукацыя и выхаванне. 2007. №9. С.3-6
  10. Ковалёва Е.Н. Портрет лидера детского общественного объединения //Пед совет. 2005. №6. С.15
  11. Программа дошкольного образования «Пралеска»
  12. http: //content. mail.ru/ arch/ 19353/ 1114686. Html.
  13. http: www. Ikirov.ru /article-id-476-mid-129.htm.
  14. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А.  Практикум по дошкольной психологии. 1998.
  15. Немов Р. С. Практическая психология. М., 2001. С.138-145
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

     Социограмма – мишень группы, состоящей из 17 человек: квадрат – мальчики, круг – девочки, синяя стрелка –  выборы, красная стрелка – отклонения. 

Информация о работе Психологический аспект взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств