Психологический аспект взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические аспекты взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность педагогического взаимодействия воспитателя с дошкольниками.
2. Выявить лидерские качества у детей дошкольного возраста.
3. Изучить условия, создаваемые воспитателем для развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Взаимодействие воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств
1.1. Психологический портрет лидера……………………………………………………4
1.2 . Проявление лидерских качеств у
детей дошкольного возраста ………………………………………………………….6
1.3. Условия развития лидерских качеств………………………………………………11
Глава 2. Выявление лидеров в группе детского сада и развитие лидерских качеств
2.1. Выявление лидерских качеств у детей дошкольного возраста…..16
2.2. Результаты изучения взаимодействия воспитателя
с дошкольниками по развитию лидерских качеств ……………………..22
2.3. Методы развития лидерских качеств у
детей дошкольного возраста………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………..............28
Приложение……………………………………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 111.26 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по психологии 
 

«Психологический аспект взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель, 2008

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………3 

Глава 1. Взаимодействие  воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств

    1. Психологический портрет лидера……………………………………………………4
    2. . Проявление лидерских качеств у

      детей дошкольного возраста ………………………………………………………….6

1.3. Условия развития лидерских качеств………………………………………………11 

Глава 2. Выявление лидеров в группе детского сада и развитие лидерских качеств

2.1.  Выявление лидерских качеств у детей дошкольного возраста…..16

2.2. Результаты изучения взаимодействия воспитателя 

     с дошкольниками по развитию лидерских  качеств ……………………..22

2.3.  Методы развития лидерских качеств у

     детей дошкольного возраста………………………………………………………….24 

Заключение……………………………………………………………………………………………..26 

Список  использованной литературы………………………………………..............28 

Приложение……………………………………………………………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Представленная  работа посвящена проблеме «Психологический аспект взаимодействия воспитателя  с дошкольниками по развитию лидерских  качеств».

     Проблема  данного исследования носит актуальный характер, потому что лидерство –  это искусство целенаправленного влияния на людей, ориентации их на достижение поставленных целей.

     Высокая значимость и недостаточность разработки данной проблемы определяет не саму новизну  данного исследования, а её актуальность.

     Актуальность  данной работы обусловлена, с одной  стороны, большим интересом к  теме в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью. Рассматриваемые вопросы носят  теоретическую и практическую значимость.

     Объект  данного исследования: взаимодействие воспитателя с дошкольниками.

     Цель  исследования: изучить психологические  аспекты взаимодействия воспитателя  с дошкольниками по развитию лидерских  качеств.

     Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

  1. Определить сущность педагогического взаимодействия воспитателя с дошкольниками.
  2. Выявить лидерские качества у детей дошкольного возраста.
  3. Изучить условия, создаваемые воспитателем для развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста.

     Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы и приложение.

     По  результатам исследования был открыт ряд проблем, имеющих отношение  к рассматриваемой теме и сделаны  выводы.

     Глава 1. Психологическое взаимодействие воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств.

    1. Психологический портрет лидера.

     Тема  лидерства привлекала внимание учёных на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Монтескье, М. Вебер, З. Фрейд и многие другие.

     Феномен лидерства является одним из самых  изучаемых и практически непознанных.

     В настоящее время лидерство занимает особое место в системе общественных отношений и имеет ярко выраженную социальную направленность.

     Лидерство- это искусство целенаправленного влияния на людей, ориентации их на достижение поставленных целей.

     Лидерство как важнейший социальный феномен  присуще природе человека. На ранних этапах развития человеческого общества формировались первые модели группового поведения благодаря целенаправленному влиянию опытных, инициативных, смелых, сильных, умных людей, получивших признание и доверие своих соплеменников. Постепенно от лидерства в личностном плане общество переходило к более сложным формам – групповому лидерству. В современной науке имеется достаточно много определений лидерства. Например, в «Энциклопедическом социологическом словаре» сказано: «Лидерство – 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, научной, спортивной и др.), 2)процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов».

     Слово «лидер» также обозначает многогранное понятие. Оно происходит от английского слова leader – ведущий; руководитель, вождь, глава. Лидер – это человек, который объединяет, направляет действия всей общественной структуры, организации, принимающей и поддерживающей его действия. Он постоянно движется вперед, стремится менять себя или мир для достижения целей, однако при этом сохраняет своё человеческое достоинство.

     Лидер – это личность, за которой группа признает право принимать решения в особо сложных для неё ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и реализации взаимоотношений.

     Лидера  отличают не желание или умение выделятся, а способность сильного, волевого и интеллектуального человека вести за собой людей.

     Существует  также психологическое определение  понятия «лидер» : «Лидер – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе».

     Согласно  многим современным научным теориям, качества лидера в любой сфере  деятельности можно условно разделить  на две группы: 1 – это деловые, профессиональные качества; 2-это интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоции, талант, на которых строится профессиональная деятельность лидера. Но следует отметить, что у настоящего лидера всегда сочетаются личностные качества первой и второй групп. Такой человек способен выдерживать значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, мобилизовать свои силы в кризисной ситуации. Он напорист, быстро адаптируется к работе в новых условиях, с разными людьми, принимает необходимые решения и эффективно действует даже в условиях отсутствия полной информации.

     Для занятия позиции лидера необходимы определенные качества. Так, лидер – весомое, яркое, выразительное слово. Такой же яркой, выразительной, достойной личностью должен быть человек – лидер.

     Сегодня лидер – это не злой гений, который стремится подавить окружающих, подчинить их своей воле, и не статуя на высоком, недосягаемом, отстраненном от людей пьедестале.

     Лидер – это человек, который может  повести за собой других, это создатель новых, передовых идей. Его главными качествами должны являться надежность, готовность прийти на помощь в трудную минуту, целеустремленность, энтузиазм, чувство юмора. Он должен обладать организаторскими способностями, верить в свои силы, быть убедительным в речи. Настоящий лидер должен иметь доброе сердце, думать о других людях, считаться с их интересами.  

     1.2  Проявление лидерских  качеств у детей  дошкольного возраста.

     Общество  сверстников – необходимое условие  полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.(И от того, какие люди входят в личностную микросреду ребенка, каковы особенности взаимоотношения с ними, во многом зависит то, какие личностные качества, эмоциональное состояние у него будут преобладать. Поэтому важное значение для психического развития ребенка имеет взаимодействие его с воспитателем и другими детьми в коллективе. Под коллективом понимают совокупность людей, объединённых общими целями, а также определенными отношениями.

     Воспитание  ребенка в коллективе – важнейшее  условие всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников.

     До 2 –х лет ребенок воспринимает других детей как неодушевленные предметы. В этом возрасте детского коллектива еще не существует. После 2 -2,5 лет ребенок понимает, что вокруг такие же люди. Он начинает сравнивать себя со сверстниками. В 3 - 4 года ребенок приобретает новый опыт общения со сверстниками. Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. У ребенка появляются первые друзья . Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия. В 4 – 5 лет ребенок не отделяет себя от коллектива. Он все чаще употребляет местоимение «мы» вместо «я».

     В детском коллективе выделяются явные  лидеры – заводилы и организаторы всех проделок. В этом возрасте лидер больший авторитет, чем воспитатель. Для ребенка важно, чтобы коллектив его принял и не игнорировал. Для 4 -5 летнего малыша нет  ничего хуже, бойкот коллектива. Поэтому дети стараются подражать признанным лидерам . В 5 -6 лет ребенок ищет свою нишу в коллективе. Если он шел за лидером, то он пытается взять лидерство в свои руки.

     Детские лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни ребят в детских садах. Авторитет лидера и сила его воздействия часто превосходят влияние взрослых. По особенностям поведения и некоторым свойствам характера детей – дошкольников можно разделить на следующие группы:

  1. лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность
  2. Активисты, обладающие личной инициативой
  3. Исполнители
  4. Одиночки, живущие своей жизнью
  5. Бунтари, вступающие в борьбу против установлений, принятых в коллективе
  6. Затравленные члены коллектива (по Г. Фортунатову).

     Наличие этих малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Одни дети ищут общества подвижных, активных сверстников, другие – тихих, пассивных детей.

     Лидер – дошкольник – это, прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой. Картина взаимоотношений между сверстниками в группе детского сада достаточно сложна и неоднозначна. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это может способствовать к формированию отрицательного отношения к детям.

     А. С. Залужный, изучая взаимоотношения  детей, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. Д.) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству, - лидером может быть – и бывает в действительности – при соответствующих условиях практически каждый ребенок: сейчас один, в следующий момент другой и т.д.

     Удовлетворение  таких потребностей как принадлежность к социальной группе, принятие членами  своей социальной группы, общение, очень  важно для нормального развития ребенка, его психического здоровья.

     Популярность  ребенка в группе сверстников  зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности. Особой любовью, популярностью среди детей пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками, необходимыми для разных видов деятельности, веселые, эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.

Информация о работе Психологический аспект взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств